Вовлечение несовершеннолетних в группы деструктивной направленности
Вовлечение несовершеннолетних в группы деструктивной направленности
Involvement of minors in destructive groups
Автор: Бауэр Дарья Александровна
Адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел ТИПК МВД России, г. Тюмень, Россия.
e-mail: bauer.daria@mail.ru
Bauer Daria Aleksandrovna
Adjunct of the Department of administrative activity of internal Affairs bodies TIPK MVD of Russia, Tyumen, Russia.
e-mail: bauer.daria@mail.ru
Аннотация: В данной статье на примере практической деятельности правоохранительных органах рассматриваются проблемы деструктивного влияния сети «Интернет» на несовершеннолетних, анализируются основные причины их вовлечения в группы деструктивной направленности, предлагаются пути решения возникающих проблем, в частности даются рекомендации в сфере профилактической деятельности правоохранительных органов, а также в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.
Abstract: This article examines the problems of the destructive influence of the Internet on minors, analyzes the main reasons for their involvement in groups of destructive orientation, suggests ways to solve emerging problems, in particular, provides recommendations in the field of preventive activities of law enforcement agencies, as well as in the field of ensuring information security of minors.
Ключевые слова: несовершеннолетние, деструктивное влияние, информационная безопасность.
Keywords: minors, destructive influence, Internet, prevention, information security.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
Непрерывный процесс совершенствования информационных технологий, формирование нового информационного пространства, достаточно свободный доступ к различного рода компьютерной технике усиливают влияние сети «Интернет» на несовершеннолетних лиц. Несмотря на многие плюсы указанного процесса, будь то расширенные коммуникации, возможность онлайн-обучения, поиск любой необходимой информации и прочее, к сожалению, имеется и обратная сторона медали, которая несет в себе реальную угрозу.
В последние годы все более актуальную направленность приобретает привлечение несовершеннолетних лиц к деструктивной деятельности посредством сети «Интернет», вовлечение их в группы различной деструктивной направленности (экстремизм, религия, секта, пропаганда насилия, проституция, педофилия и т.д.), общение с незнакомыми лицами под вымышленными именами (никами), где очень активно используются социальные сети, мессенджеры, онлайн-вещание.
На сегодняшний день довольно часто встречаются такие негативные направления как троллинг (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении), кибербуллинг (преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство), груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации). Стоит отметить, что ранее, когда информационные технологии не были настолько развиты, а доступ к сети «Интернет» был далеко не свободный или его не было вообще, преступникам было намного сложнее завоевать доверие к своим жертвам. По крайней мере, на это ими затрачивалось достаточно большое количество времени. Однако с развитием сети «Интернет» указанные процессы стали проще, появилась благоприятная среда для развития преступности.
В практической деятельности правоохранительных органов, в частности, инспекторов ПДН г. Тюмени, случаев вовлечения несовершеннолетних в группы деструктивной направленности довольно много. Так, в октябре 2018 г. в дежурную часть Отдела полиции № 7 УМВД России по г. Тюмени поступило заявление от гражданки Г. с просьбой привлечь к ответственности неизвестных ей несовершеннолетних лиц, которые организовали травлю в закрытой группе в социальной сети «ВКонтакте» в отношении ее несовершеннолетней дочери О., в том числе использовали ее фотографию, допускали высказывания оскорбительного характера в ее адрес, высказывали предложения побить ее.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в данной закрытой группе под названием «7 «Д» класс» в обсуждении участвовали несовершеннолетние 2005 г.р., П., В., А., Ж. Несколькими месяцами ранее несовершеннолетний П. в социальной сети «ВКонтакте» познакомился с неким человеком под вымышленным именем (ником), который оказывал отрицательное влияние на указанного несовершеннолетнего. В частности, призывал его к агрессивному поведению, допускал высказывания националистического характера, адресованные неопределенному кругу лиц, демонстрировал принятие идеологии нацизма, отправлял изображения свастики, писал следующие фразы «слава Гитлеру», «слава третьему рейху», «Готов воевать за третий рейх и сжигать евреев», «Гадких подонков в печь». Несовершеннолетний П. в силу своего возраста, обладая повышенной внушаемостью, был подвержен подобному влиянию. Это явилось причиной того, что при обсуждении несовершеннолетней О. в вышеуказанную закрытую группу «7 «Д» класс» несовершеннолетний П. добавил вышеуказанного молодого человека под вымышленным именем (ником), который начал оскорблять несовершеннолетнюю О., в том числе, предлагать ее избить. Дынные предложения были поддержаны и другими вышеуказанными несовершеннолетними, которые также оказались жертвами отрицательного влияния данного человека под вымышленным именем (ником).
По результатам расследования было установлено, что вышеуказанный человек под вымышленным именем (ником) проживает в республики Беларусь. Он вовлекает несовершеннолетних в деструктивную деятельность экстремисткой направленности. Его аудитория – дети, которые после систематического общения такого рода начинают проявлять агрессию и решаются на совершения преступлений массового характера (применение насилия в школе, в том числе с использованием оружия).
В последнее время внимание широкой общественности привлекают сетевые суицидальные игры подростков, получившие распространение в российском сегменте Интернета, и постепенно охватывающие другие страны, в том числе Европы и Латинской Америки [1]. По мнению экспертов, они представляют собой разновидность более широкого класса явлений, получивших название «депрессивно - (ауто) агрессивного Интернет-контента», наряду с кибербуллингом, сайтами деструктивных сект (сатанизм, демонизм и др.), молодежных субкультур с антисоциальной и антивитальной направленностью, разными формами пропаганды насилия, вовлечения несовершеннолетних в проституцию, педофилию, экстремистские организации и прочее [2].
Был также отмечен интересный факт, подтвержденный эмпирическими данными: участники закрытых суицидальных групп в сети «Интернет» находят на их сайтах большее «сочувствующее понимание» со стороны других людей, чем в официальных службах психологической (или иной) помощи, семье, у друзей, медицинских работников: никто, якобы, не может их понять так, как участники таких сайтов [3].
Так в мае 2019 г. в дежурную часть Отдела полиции № 7 УМВД России по г. Тюмени поступило сообщение из ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», а именно детского психоневрологического отделения, по факту оказания медицинской помощи несовершеннолетней Б., 2004 г.р., которая нанесла себе множественные неглубокие порезы (царапины) в области запястий. В ходе проверки по данному факту было установлено, что несовершеннолетняя Б. была подвержена некой игре, распространяемой среди несовершеннолетних посредством социальных сетей. Цель такой аутоагрессивной игры – нанесение как можно больше порезов, демонстрация их в обществе.
Какова же причина вовлечения несовершеннолетних в подобные деструктивные группы? Имеются разные мнения, однако все они схожи:
- с целью пополнения своих рядов (экстремизм);
- для вовлечения новых адептов (религиозные деструктивные группы);
- желание «властвовать» (группы «смерти»);
- извлечение прибыли (проституция);
- удовлетворение своих физиологических потребностей (педофилия).
В качестве примера вовлечения несовершеннолетних в педофилию можно привести следующий случай из практической деятельности инспектора ПДН Отдела полиции № 7 УМВД России по г. Тюмени. В мае 2019 г. в дежурную часть Отдела полиции № 7 УМВД России по г. Тюмени поступило сообщение от социального педагога одной из школ указанного города о том, что один из их обучающихся распространяет среди несовершеннолетних информацию относительно нетрадиционной ориентации, призывает других детей к подобному поведению. В ходе проведенной предварительной проверки было установлено, что указанный несовершеннолетний, 2004 г.р., в октябре 2018 г. познакомился в социальной сети «ВКонтакте» с неким молодым человеком, посредством общения с которым, пришел к мнению, что склонен к нетрадиционной ориентации. Более того, посредством влияния указанного молодого человека, создавал группы нетрадиционной ориентации и вовлекал в них других несовершеннолетних.
Почему именно несовершеннолетние становятся жертвами? Причина этому - личностные особенности. Это может быть: слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка, отсутствие позитивных жизненных целей, неумение взаимодействовать с окружающими, острый интерес и тяга ко всему необычному, трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.), отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень гуманитарного образования.
Одной из самых главных причин на сегодняшний день является отсутствие контроля и проявления интереса к несовершеннолетним со стороны их родителей. Как правило, родители заняты вопросами обеспечения семьи, различного рода делами. Времени оказывать должное внимание своим детям, нет. А ведь это так необходимо, чтобы вовремя распознать опасность. Доля вины здесь приходится и на государство, которое устроено так, что эти самые родители вынуждены работать на нескольких работах, лишь бы дать все самое необходимое своим детям. Стоит опровергнуть и заблуждение нашего общества относительно того, что подвержены такому влиянию лишь дети из неблагополучных семей. Как раз таки, в группы деструктивной направленности вступают дети из семей социально-обеспеченных, дети, которые либо слишком загружены образовательной деятельностью, различными дополнительными занятиями, либо нуждаются в общении, а самое главное понимании со стороны своих родителей, однако не получают этого. Часто это могут быть так называемые замещаемые семьи, где отсутствуют родные мать (отец).
Профилактика в рассматриваемом направлении, которое все более и более набирает обороты в своем развитии, на данный момент имеет особую значимость. Бесспорно, с несовершеннолетними важно и нужно проводить профилактические беседы, диспуты, творческие конкурсы. Более того, подобного рода мероприятия на наш взгляд необходимо проводить и с их законными представителями.
В профилактической работе стоит делать упор на объяснении не только плюсов глобальной сети «Интернет», но и ее минусов. В частности, информирование о способах мошенничества; возможного негативного проявления имеющихся социальных сетей, мессенджеров, онлайн-вещаний; объяснения истинных причин создания деструктивных групп; привлечения внимания к положительным возможностям сети, например сайтам, позволяющим развиваться и т.д.
Помимо этого, хотелось бы отметить важность обеспечения информационной безопасности. К сожалению, в нашем обществе еще слабо развиты основы таковой. Нет такого предмета и в процессе обучения. Поэтому одной из главных задач сегодня для государства и общества должно являться обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. Задача же несовершеннолетних – быть грамотнее, критичнее, больше изучать научную информацию и качественную художественную литературу, а также знать и выполнять основы информационной безопасности.
Литература:
1. Узлов Н.Д. Игра, трансгрессия и сетевой суицид / Н.Д. Узлов, М.Н. Семенова // Суицидология. – 2017. – № 3 (28). – С. 40-53.
2. Амелина Я.А. «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России. Аналитический доклад (18+) / Кавказский геополитический клуб. М.: Издатель А.В. Воробьев, 2017. 76 с.
3. Вихристюк О.В. Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте / О.В. Вихристюк, Г.С. Банников, А.В. Летова // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 1-18.