Отдельные проблемные вопросы нормотворчества МВД в современных условиях

Дата публикации: 2020-04-16 14:58:49
Статью разместил(а):
Лещева Мария Сергеевна

Отдельные проблемные вопросы нормотворчества МВД в современных условиях

Some problematic issues of the Ministry of internal Affairs rulemaking in modern conditions

Автор: Лещева Мария Сергеевна

ФКОУ ВО «ВЮИ ФСИН», г. Владимир, Россия

e-mail: degtyareva.maru@yandex.ru  

Leshcheva Maria Sergeevna

FKOU VO "VUI FSIN», Vladimir, Russia

e-mail: degtyareva.maru@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы нормотворчества МВД. Автор освещает понятие и содержание различных взглядов на нормотворчество в МВД России, а также приводит некоторые проблемные вопросы нормотворчества в указанном ведомстве.

Annotation: The article deals with some problematic issues of law-making in the Department of internal Affairs . The author highlights the concept and content of various views on rulemaking in the Ministry of internal Affairs of Russia, as well as some problematic issues of rulemaking in this guide. 

Ключевые слова: Правотворчество, нормативно-правовой акт, нормотворчество в МВД России, ведомственный нормативный акт. 

Keyword: Law- making, normative legal act, norm-making in the Ministry of internal Affairs of Russia, departmental normative act. 

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Одно из важнейших звеньев существующего механизма правового регулирования общественных отношений – это правотворчество. С помощью правотворческой формы государственной деятельности осуществляется определение сферы правового регулирования, формируется основа государственной жизни, в правовую систему вводятся методы, средства и способы юридического воздействия. Определения правотворчества, подходы к пониманию его правовой природы и места в механизме государства весьма многочисленны. В данной статье будет освещена такая сторона правотворчества как ведомственное нормотворчество, а именно нормотворчество в системе МВД.

Правотворческий процесс в системе МВД – это строго регламентированная  процедура осуществления реализации правотворческой инициативы, рассмотрения, принятия, подписания, официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов.

Если происходи дисбаланс общественных интересов, то это ведет к тому, что в социальной среде возникают разного рода  конфликты и противоречия. А это может быть причиной для нарастания социальной напряженности в обществе, что в современных условиях недопустимо. Путь к стабильности и процветанию общества – это путь гармоничного развития на основе соблюдения правовых интересов всех слоев общества. В этой связи от правотворчества, в конечном счете, может зависеть оптимальный алгоритм по достижению целей деятельности органов внутренних дел - обеспечения в обществе законности и правопорядка.

А  вот Г.И. Иванец отмечает, что «право представляет собой нормативное выражение согласованных интересов» [1, с.22]. Не случайно при характеристике правотворчества обычно выделяют социально-классовый и формально-юридический аспекты. Первый из них отражает влияние на правотворчество экономических, политических, идеологических, международных и других факторов, определяющих содержание норм права. Под воздействием факторов такого рода и возникает потребность в создании (изменении или отмене) правовых норм. В этом смысле правотворчество есть форма (способ) придания общественным потребностям правовой формы.

Отдельного рассмотрения требует тема понятия ведомственного нормотворчества, в том числе, и в ведомственном нормотворчестве в деятельности МВД, которое занимает в ней довольно значительное место.

По взглядам В.О. Елеонского, который затрагивает тему нормотворчества в МВД России в своих работах, такое нормотворчество заслуживает даже введения нового понятийного аппарата, так называемого «внутриведомственного поднормотворчества». Автор отмечает, что ведомственное нормотворчество в структурах правового государства или правовое ведомственное нормотворчество (внутриведомственное поднормотворчество) есть предусмотренная и регулируемая Конституцией и законами система юридических отношений организации, создания внутриведомственных актов нормативного характера, имеющих своим предметом проект данного акта, объектом - упорядочение внутриведомственных отношений в целях надлежащего применения правовых законов как во внутриведомственных отношениях, так и в отношениях, в которых ведомство выступает вовне в лице своих органов либо отдельных ведомственных представителей - должностных лиц с различным качеством «внешнего» юридического статуса [2, с.10].

По словам Н.Н. Карташова, нормотворческая деятельность МВД России представляет собой правовую форму исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел, которая является частью, стадией процесса управления, имеющей определяющий характер. Ее назначение состоит в создании правовой основы управления - правовых норм, призванных регулировать управленческие общественные отношения. Нормотворческую деятельность МВД России при этом можно охарактеризовать в качестве особого технологического процесса, обладающего присущей только ему спецификой и включающего множество технологических способов, приемов, процедур с  различной направленностью [3, с.9].

Ю.Г. Арзамасов рассматривает нормотворчество органов внутренних дел как деятельность компетентных лиц в системе МВД России. По его мнению, она представляет собой исходный компонент механизма ведомственного правового регулирования, осуществляемый на делегированной и компетенционной основе и состоящий в установлении, изменении или отмене нормативных актов органов внутренних дел, регулирующих как внутренние, так и внешние общественные отношения [4, с.110].

Полномочия МВД в нормотворческой деятельности в настоящее время определяет Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и еще некоторые другие законодательные правовые акты (Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N№ 1039).

Право издания нормативных правовых актов есть у министра внутренних дел, а также у лица, исполняющего в случае необходимости  его обязанности. В некоторых случаях, которые также дополнительно законодательно определены правом издавать нормативно-правовые акты наделяются и заместители министра, руководители подразделений МВД России. Рассмотрим более подробно содержание указанных нормативно-правовых актов и их компетенцию.

В содержательной части издаваемых нормативных актов напрямую регулируется компетенция деятельности МВД России.

Очень большое значение в этом плане имеет процесс обобщения практики применения законодательства в органах внутренних дел. Он прямо касается деятельности МВД России и его применяют в процессе разработки предложений по совершенствованию действующего ведомственного законодательства, а также подготовки законопроектов нормативных актов, непосредственно связанных с деятельностью органов внутренних дел.

В настоящее время в системе МВД, в том числе и после того, как был сформирован новый кабинет министров, произошли значительные изменения. Они касаются практически всех сторон деятельности указанного ведомства, в частности, системы его финансирования. Согласно заложенному в Российской Федерации на плановый период 2021-2022 года федеральному бюджету финансирование МВД России превысит 1 трлн рублей. Все эти изменения несомненно повлекут за собой и значительное изменение ведомственного законодательства. Скажем, напрямую изменение в  ведомственном законодательстве уже затронуло в большом объеме такие регионы, как Москва, Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области.

МВД России является непосредственным участником процесса разработки многих нормативных документов, среди них можно назвать такие как акты, определяющие порядок участия граждан в охране общественного порядка, а также нормотворчество по установлению системы профилактики правонарушений в Российской Федерации. Все эти правовые акты оказывают непосредственное влияние на социально-общественное благополучие в стране. Поэтому важность совершенствования этой стороны ведомственного нормотворчества трудно переоценить.

Сейчас в современной системе нормотворчества МВД создан собственный правовой  механизм, которым регулируются практически все сферы деятельности указанного ведомства. И список издаваемых нормативных актов в данной сфере постоянно расширяется. Также одновременно идет процесс изменения уже существующего законодательства, во многие уже изданные документы вносятся изменения.

Однако надо отметить, что созданный в настоящее время в системе МВД России правотворческий механизм не всегда может позволить в полном объеме реализовать возможности новой законодательной базы, которая регламентирует работу указанного правоохранительного института.

И причин для этого достаточно много. Кроме вышеуказанных постоянно проводимых изменений в ведомственном законодательстве, это еще и самые разные типичные проблемы ведомственного правотворчества,  некоторые исследователи подразделяют их на количественные и качественные [4, с.352].

Перфилова А. А. отмечает в своей работе, что основной проблемой в настоящее время день в системе ведомственного нормотворчества МВД остается установление единства формы и содержания, которая исходит из унифицированности требований как к оформлению (путем применения юридической техники), так и к предмету правового регулирования [5].

Отсутствие функционального аппарата также можно назвать одной из главных проблем ведомственного нормотворчества, этот факт может оказать сильное негативное воздействие на дальнейшее нормотворчество в системе МВД, поскольку функциональный аппарат - это важный и неотъемлемый  элемент  в процессе  осуществления  государственной политики.

А ведь именно осуществление государственной политики – это и есть основная функция ведомственного нормотворчества, именно с помощью данной функции можно проанализировать, как именно  правоохранительные органы обеспечивают права, свободы и законные интересы человека и гражданина.

И конечно, раздутый фонд нормативной документации в рассматриваемом ведомстве тоже не может сказаться положительно на развитии этого направления нормотворчества. В настоящее время в ведомственном законодательстве МВД есть очень большое количество действующих нормативных актов. Необходимо разработать некие направления унификации и синтеза такого рода законодательных документов, в целях облегчения их использования для населения, в первую очередь, а также и для других ведомственных структур.

Шильников И.А. в своей работе отмечает тот факт, что имеют место такие числовые количества, как превышение за 60 тысяч ведомственных нормативных правовых актов, а это  влечет за собой «раздувание» нормативных положений как в смысловой нагрузке, которую они несут, так и «захламленность» большим количеством норм, что влечет их неисполнение [6, с.55].

Вот за счет сокращения такой лишней ведомственной документации возможно и повысить в конечном итоге процесс их исполнения  на местах. И таким образом улучшить и общую эффективность работы указанного ведомства.

Какие же конкретно меры необходимо предпринять для реализации указанных направлений в ведомственном нормотворчестве МВД?

Прежде всего, в виде  первостепенных мер, в рамках территориального нормотворчества надо проводить некую «инвентаризацию» местной системы ведомственных нормативных документов посредством их систематизации (учеты, кодификация, унификация, консолидация — данные виды систематизации различны по своей специфике, но именно при помощи данных инструментов можно  построить логичную систему ведомственного законодательства МВД.

Есть еще некоторая проблема, которая имеет место как в рамках федерального ведомственного нормотворчества,  так и на  территориальном уровне, она состоит в том, что существует нестабильность правового порядка в рамках сложившейся системы права, а по этой причине и есть очень  большое  количество различных изменений и дополнений в уже изданные источники норм права.

Надо сказать, что действуют до сих пор некоторые ведомственные нормативные акты, которые не могут в полной мере соответствовать требованиям современной общественной жизни  и в значительном объеме несут противоречивость в аспекте средств юридической техники, а также содержат и  серьезные правотворческие ошибки.

 

Список литературы:

1. Иванец Г.И. Право как нормативное выражение согласованных интересов: Aвтореф. дис. ... канд. юрид. наук. M., 2001. -122с.

2. Елеонский Б.О. Нормотворчество в органах внутренних дел: Aвтореф. дис... канд. наук. M., 1992. – 19с.

3. Карташов Н.Н. Технологии нормотворчества (на примере MВД России): Дис. ... канд. юрид. наук. M., 2004. C. 9, 54.

4. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России (монография). - М.: Юрлитинформ, 2013.- 480 с.

5. Перфилова А.А. Нормотворчество органов внутренних дел // Молодой ученый. — 2019. — №47. — С. 351-353.

6. Шильников И.А. Актуальные проблемы системы оценки деятельности органов МВД России // Российский следователь. - 2017. - № 19. - С. 53–56.