Сравнительный анализ основных положений организации работы по ведению воинского учета в России и за рубежом

Дата публикации: 2020-04-08 16:51:52
Статью разместил(а):
Борисов Сергей Юрьевич

Сравнительный анализ основных положений организации работы по ведению воинского учета в России и за рубежом

Comparative analysis of the main provisions of the organization of work on maintaining military records in the Russian Federation and abroad

 

Автор: Борисов Сергей Юрьевич

Академия управления МВД России, г. Москва, Россия

e-mail: boris21@e1.ru

Borisov Sergey Yurievich

2nd year student of the 2nd faculty

Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

e-mail: boris21@e1.ru 

 

Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ организации ведения воинского учете в России и зарубежных странах, таких, как США, Бразилия, Южная Корея. Определяется круг лиц, подлежащих воинскому учету; документы для ведения воинского учета, а также правовые акты, его регламентирующие.

Abstract: The article provides a comparative analysis of the organization of military registration in Russia and foreign countries, such as the USA, Brazil, and South Korea. The circle of persons subject to military registration is determined; documents for conducting military registration, as well as legal acts regulating it.

Ключевые слова: воинский учет, граждане, призыв, обязанность, служба.

Keywords: military registration, citizens, conscription, duty, service.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В современное время все учреждения должны вести воинский учет своих работников. Целью воинского учета является  обеспечение полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил государства, иных войск, воинских формирований и органов в мирный период времени, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также является обеспечение потребностей в человеческих ресурсах органов государственной и местной власти, а также организаций.

Рассматривая организацию ведения учета в России, отметим, что его осуществления применяются Методические рекомендации, которые были  утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017. Также порядок и особенности воинского учета граждан устанавливаются специальным Положением о воинском учете.

Конституция Российской Федерации в статье 59 определяет, что защита Отечества является непосредственной обязанностью и долгом каждого гражданина страны, а он должен нести военную службу в соответствии с федеральным законодательством. В Российской Федерации на воинский учет могут встать все лица мужского пола с 18 до 27 лет, которые проживают на территории данного государства, которые также не освобождены  от исполнения воинской обязанности и не отбывают наказание в форме  лишения свободы. Такие граждане попадают под военный призыв и обязаны проходить военную службу сроком 12 месяцев или гражданскую службу сроком от 18 до 22 месяцев, или же могут попадать в запас по медицинским показаниям или после прохождения обучения на каких-либо военных кафедрах.

В зависимости от звания, граждане, являющиеся военнообязанными,  остаются в запасе до достижения ими возраста от 35 до 70 лет. Также, стоит заметить, что существует перечень оснований, в соответствии с которыми  можно получить отсрочку от несения военной службы. Ими являются прохождение обучения в высших и средних профессиональных заведениях, наличие в семье нескольких детей-иждивенцев или ребенка-инвалида, наличие статуса единственного кормильца в семье или статус депутата Госдумы и пр.

Полностью освободится от службы можно по медицинским основаниям, при наличии какой-либо ученой степени или в результате гибели родственника во время прохождения военной службы или из-за ранения, которое было получено в ходе ее несения.

В России за организацию ведения воинского учета в организации несет ответственность ее руководитель. Самим ведением воинского учета, в свою очередь, занимается лицо, которое назначается руководителем учреждения на основании приказа. Так, обязанность по осуществлению данного вида учета должна прописываться в перечне должностных обязанностей работника. 

Число работников, которые назначаются ответственными за ведение воинского учета в учреждениях, может зависеть от самой численности работников, непосредственно состоящих на воинском учете. Для определения численности работников для ведения воинского учета необходимым является определить общее число лиц, находящихся на воинском учете в учреждении по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

В соответствии с российскими правилами ведения воинского учета в учреждениях воинскому учету подлежат следующие категории лиц:

1. Призывники – ими могут выступать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые несут обязанность состоять на воинском учете и не пребывают в запасе.

2. Военнообязанные – ими являются граждане, которые пребывают в запасе.

Также, стоит заметить, что отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может являться основанием для отказа в постановке их на воинский учет.

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более 3-х месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, производится военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, определенном Положением о воинском учете.

Воинский учет в организациях и заполнение специальных личных карточек граждан производится в соответствии со следующим перечнем необходимых документов:

- для призывников такими документами являются удостоверение гражданина Российской Федерации, подлежащего призыву на военную службу;

- для военнообязанных таким документом является военный билет.

В Российской Федерации воинский учет производится по категориям годности к военной службе. Так, установлено пять категорий годности (рисунок 1):

 

Рис. 1. Категории годности к военной службе в РФ.

 

Отметим, что воинский учет осуществляется в двух формах:

- общий учет – на данном виде учета состоят граждане, которые не были забронированы за учреждениями на время мобилизации и военное время;

- специальный учет – на данном виде учета состоят граждане, которые забронированы на время мобилизации и военное время.

Также, стоит отметить, что воинский учет граждан производится по месту жительства военными комиссариатами. Расходы, которые непосредственно связаны с ведением воинского учета, осуществляются в основном за счет средств учреждений. Воинский учет в организации должен производиться регулярно и охватывать все категории граждан, которые подлежат воинскому учету.

Граждане и должностные лица, которые виновны в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность согласно российскому законодательству.

В зарубежных странах воинский учет ведется немного иначе. Так, например, воинский учет в Соединенных Штатах Америки осуществляется с помощью ведения системы воинской повинности для определенных категорий лиц. Вооруженные силы данного государства формируются полностью на контрактной службе еще с 70-80 годов 20-го века. Именно в этот период времени был отменен призыв на военную службу, однако, на случай обратного введения призыва американское Министерство обороны занимается ведением учета лиц мужского пола до 25 лет. На сегодняшний день в США численность граждан, состоящих на воинском учете составляет 14 миллионов.

В Америке обязательной является постановка на воинский учет. Лица, не желающие состоять на воинском учете, могут быть оштрафованы до 250 000 долларов, или же подлежат отказу в определенных видах льгот и пр.

Иммигрантам, не вставшим вовремяна воинский учет в Соединенных Штатах,не предоставляется вид на гражданство.

Также, стоит отметить, что в стране воинский учет осуществляется как и в России по категориям годности к военной службе, число которых составляет пять (рисунок 2).

 

Рис. 2. Категории годности к военной службе в США.

Рассматривая ведение воинского учета в Бразилии, можно заметить, что в данном государстве призывают новобранцев на 12 месяцев. Все мужчины несут обязанность встать на учет по достижению 18 лет и могут быть призваны, начиная с 19 лет. Без справки о постановке на воинский учет не предоставляется легальное разрешение на работу. Также имеются отсрочки от службы для студентов, которые освобождены от воинской службы по причине того, что они единственные лица мужского пола в семье, сироты,  священники или признанные негодными по каким-либо медицинским показаниям.

А вот в Южной Корее военная обязанность гражданина установлена ст. 39 Конституции. Здесь призывают лиц мужского пола от 18 лет до 31 года на 2 года службы. Уклонистов от несения воинской службы продолжают искать до наступления возраста 36 лет. Военнообязанные граждане продолжают оставаться в запасе до сорока лет. Студентам в Южной Корее предоставляются отсрочки, а единственной возможностью в полной мере избежать воинского призыва выступают медицинские противопоказания. Так, в их перечень включен и гомосексуализм, который в этом государстве является заболеванием. За уклонение от несения воинской службы преследуется уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет, а в военное время - от 5 до 10 лет.

Таким образом, проведя сравнительный анализ основных положений организации ведения воинского учета в Российской Федерации и зарубежных странах, можно отметить, что существуют некоторые различия, выражающиеся непосредственно в возрасте призывы на воинскую службу, ответственности за уклонение от несения воинской службы, в отсрочке от несения воинской службы. Также, стоит заметить, что в определенных государствах существует и призывная и контрактная служба, в некоторых из них только контрактная. Основным требованием, которое предъявляется к системе воинского учета, выступает регулярное обеспечение полноты и достоверности сведений, которые характеризуют количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

 

Список литературы:

1. Осипов О. Состояние и перспективы развития вооруженных сил Республики Корея // Заруб. Воен. обозрение. -2016. -№ 11.-С.124-128.

2. Слесарский К.И. Современные правовые модели воинской обязанности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2018.- № 5. – С.46-53.