Процессуальный порядок проверки заявлений и сообщений о преступлениях

Дата публикации: 2020-03-30 11:05:37
Статью разместил(а):
Ерғалиев Фархат Нұржанұлы

Процессуальный порядок проверки заявлений и сообщений о преступлениях

Procedural procedure for checking allegations and reports of crimes

 

Авторы: 

Нурмуханбет Данияр Ыскакович

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: Nurshan1970@mail.ru

Nұrmұkhanbet Daniyar Yskakovich

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: Nurshan1970@mail.ru 

Ергалиев Фархат Нуржанулы

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: Nurshan1970@mail.ru

Yergaliev Farhat Nurzhanuly

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: Nurshan1970@mail.ru 

  

Аннотация: В статье рассматривается развитие правового регулирования проверки сообщения о преступлении как первоначального этапа возбуждения уголовного дела и ее значение в досудебном производстве на основе анализа правовых норм, исторических, зарубежных и научных подходов.

Abstract: The article discusses the development of legal regulation of verification of a crime report as the initial stage of a criminal case and its importance in pre-trial proceedings based on an analysis of legal norms, historical, foreign and scientific approaches.

Ключевые слова: преступление, процессуальные действия, проверка сообщения о преступлении, первоначальный этап, возбуждение уголовного дела, досудебное производство, анализ, правовые нормы.

Keywords: crime, procedural actions, verification of a crime report, initial stage, initiation of criminal proceedings, pre-trial proceedings, analysis, legal norms.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В результате проводимой в современный период судебно-правовой реформы существенному изменению подвергнуто уголовно-процессуальное законодательство. Важнейшим достижением стало осознание того, что назначение уголовного судопроизводства заключается, прежде всего, как в охране прав и законных интересов лиц, предприятий, учреждений, организаций, пострадавших от преступлений, так и в защите личности от необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод

Нарушения прав и законных интересов участников уголовного процесса обусловлены, наряду с другими причинами, недостаточностью имеющихся научно-обоснованных рекомендаций теоретического и практического характера деятельности следователя, дознавателя, органа дознания, руководителя следственного органа по проверке заявлений, сообщений о преступлениях.

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 181 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

1. Осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 220 УПК);

2. Освидетельствование и назначение экспертизы - для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего;

3. Иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам;

4. Требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 181 УПК);

5. Требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 181 УПК);

6. Оперативно-розыскные мероприятия, а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

1. О возбуждении уголовного дела в порядке;

2. Об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. О передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Анализ ч. 1 ст. 181 УПК позволяет выделить три этапа производства по сообщению о преступлении, имеющих своей задачей разрешение вопроса о возможности начать производство по делу: прием сообщений, их проверка и принятие по ним соответствующего решения.

Часть 1 ст. 181 УПК устанавливает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Порядок приема сообщений о преступлении установлен соответствующими ведомственными актами. Так, в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета применяется «Инструкция  о приеме, регистрации, учете, в том числе в электронном формате, и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях», утвержденная приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 сентября 2011 года № 83.

В соответствии с ч. 4 ст. 181 УПК заявителю должен выдаваться документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (таковым документом согласно ведомственным инструкциям является талон-уведомление). Не допускается возвращение сообщения по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений или приложенных к нему документов (либо отсутствия таковых документов). Единственным основанием для отказа в принятии сообщения является анонимность заявления о преступлении.

С приемом сообщения тесно связана его регистрация - она заключается в присвоении с целью учета и контроля каждому сообщению о преступлении порядкового номера и в фиксировании в регистрационных документах необходимых данных о содержании сообщения, заявителе и т.д. Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается ведомственными нормативными актами [1, 553].

В уголовно-процессуальной литературе используются различные наименования проверки сообщения о преступлении - доследственная, первичная, проверка первичных материалов, предварительная, специальная, проверочные действия.

Необходимость проверки сообщения о преступлении зависит от характера содержащихся в нем сведений.

Содержанием проверки являются действия дознавателя, органа дознания, следователя, направленные на: устранение сомнений в том, действительно ли заявление подписано тем лицом, от имени которого оно исходит; установление наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки определенного, предусмотренного статьей или частью статьи Особенной части УК, преступления; устранение сомнений в достоверности содержащихся в сообщении данных; установление наличия или отсутствия данных, являющихся обстоятельствами, исключающими возбуждение производства по делу.

При проведении проверки перед дознавателем, органом дознания, следователем не должна стоять цель собирания материалов, содержащих данные, изобличающие определенное лицо в совершении преступления. Собирание подобных материалов является задачей предварительного расследования [2, 117].

Сегодня серьезно расширены полномочия лиц, осуществляющих проверку сообщения о преступлении. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе не только получать объяснения, истребовать документы и предметы, в установленном УПК порядке изымать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать орган) дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, но и производить такие следственные действия, как:

1) назначение судебной экспертизы с возможностью участия в се производстве и получения в разумный срок заключения эксперта;

2) осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов;

3) освидетельствование;

4) получение образцов для сравнительного исследования.

Тем самым законодателем сделан шаг в сторону упразднения специфики правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела и, возможно, ликвидации этой стадии.

Законодатель сделал серьезный шаг в направлении защиты прав и законных интересов невластных участников стадии возбуждения уголовного дела. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечена возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. В УПК закреплены следующие права:

1) право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 11 ст.7 УПК;

2) право пользоваться услугами адвоката, в том числе право лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, пользоваться помощью защитника;

3) право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 13 УПК;

4) право на применение мер безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в порядке ст. 199 УПК (не приведение в протоколе данных о личности).

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

Статья 181 УПК устанавливает, что по результатам проверки в срок не позднее 3 суток со дня получения сообщения должно быть принято соответствующее решение. Однако руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления [3, 29].

В соответствии со ст. 185 УПК по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа могут принять одно из трех решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном УПК; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд. В случае принятия последнего решения уголовно-процессуальный закон обязывает орган дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа принять меры по сохранению следов преступления.

О принятом по результатам проверки сообщения о преступлении решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования [4, 144].

Решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела оформляются постановлением, которое должно быть одновременно законным и обоснованным. При принятии решения о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения -в суд постановление не выносится, но оформляется сопроводительное письмо.

Процессуальная деятельность установленных уголовно-процессуальным законом ее субъектов при содействии иных лиц, осуществляемая в определенные сроки путем проведения как процессуальных, так и непроцессуальных действий по регистрации заявления, сообщения о преступлении, его проверке и принятию итогового решения является первоначальным этапом уголовного судопроизводства.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа при составлении постановления должны всегда исходить из принципа равенства всех граждан перед законом и судом, учитывать их права и законные интересы. Мотивированность постановления является выражением его законности и обоснованности. В мотивировочной части постановления излагаются основания и мотивы принимаемого процессуального решения; приводятся доводы и аргументы, обосновывающие принимаемое процессуальное решение. Мотивированность постановления повышает его убедительность и делает его процессуально безупречным. Наличие в постановлении мотивов дает возможность проверить правильность процессуального решения, принятого дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа.

 

Список литературы:

1. Жадан В. Н. О развитии и значении проверки сообщения о преступлении в досудебном производстве // Молодой ученый. - 2013. - №6. -С. 553

2. Буторин Л. А. Прием и регистрация сообщений о преступлениях: уч. пос. Н. Новгород: изд. Проспект,2000.-362с.

3. Ильин А. Н. Тактика предварительной проверки сообщения о преступлении: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.-146с.

4. Шурухнов Н. Г. Предварительная проверка заявлений и сообщений о преступлениях в стадии возбуждения уголовного дела. -М.: Право, 2015.-357с.