Квалифицированные виды экономической контрабанды

Дата публикации: 2020-03-29 22:03:55
Статью разместил(а):
Дюсембеков Олжас Мухтарович

Квалифицированные виды экономической контрабанды

Qualified Types of Economic Smuggling

 

Авторы:

Осыко Игорь Владимирович

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: olzhas_dyusem@mail.ru

Osyko Igor Vladimirovich 

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan 

e-mail: olzhas_dyusem@mail.ru

Дюсембеков Олжас Мухтарович

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: olzhas_dyusem@mail.ru

Dyussembekov Olzhas Mukhtarovich 

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: olzhas_dyusem@mail.ru

 

Аннотация: В статье проводится анализ видов контрабанды и обосновывается необходимость введения законодательных ограничений при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Abstract: The article analyzes the types of smuggling and substantiates the need for legislative restrictions when moving across the customs border of the Eurasian Economic Union. 

Ключевые слова: контрабанда, преступление, ответственность, таможенная граница, Евразийский экономический союз.

Keywords: smuggling, crime, liability, customs border, Eurasian Economic Union.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Одним из наиболее опасных преступлений, совершаемых в таможенной сфере и наносящих значительный ущерб экономическим интересам Республики Казахстан, является  экономическая контрабанда.

Экономическая контрабанда - это глобальное, насчитывающее тысячелетия явление в сфере теневого бизнеса. Это гигантские обороты материальных ценностей, валюты, объемы которых исчисляются миллиардами долларов.

Являясь наиболее прибыльной и трудно раскрываемой формой нелегального бизнеса, экономическая контрабанда затягивает в эту преступную паутину людей, занимающих самые разные ниши в обществе - от примитивных уголовников до служащих всемирно известных фирм и государственных чиновников самого высокого ранга, втягивает в организованную преступность тысячи и тысячи людей как в слаборазвитых, так и в высокоразвитых странах.

Все усилия государств бороться с этой формой экономических преступлений оказываются тщетными. Более того, часто дают прямо противоположный эффект. Ужесточая систему налогообложения, правительство тем самым расширяет возможности для контрабандистов удовлетворять спрос потребителей нелегально ввозимыми более дешевыми товарами. За счет этого крепнет и расширяется сфера деятельности организованной преступности, а государства недополучают миллиарды долларов от скрытых от налогообложения товаров.

Не является исключением и Республика Казахстан. По неофициальным данным, до 80% товарооборота в РК составляет экономическая контрабанда. Только в результате нелегальных операций в сфере алкогольной продукции республиканский бюджет ежегодно теряет более 200 млн. долларов, 50 млн. долларов в год бюджет недополучает из сферы сигаретного бизнеса.

Как известно, экономическая контрабанда, как и любое общественное явление, имеет свои социально-экономические предпосылки. Одни называют причиной совершения контрабанды неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин. Как высокие налоги загоняют мелкий и средний бизнес в теневую экономику, так и высокие ставки таможенных пошлин превращают многих добросовестных импортеров в контрабандистов. Существует также мнение, что причинами являются низкий уровень налогового и таможенного контроля и коррумпированность правоохранительных и таможенных органов. И, наконец, низкий уровень благосостояния граждан, являющийся причиной и следствием многих бед.

В сложившихся условиях таможенные органы, непрерывно осуществляя борьбу с экономическими преступлениями в сфере таможенного дела, являются тем государственным органом, от которого зависит национальная безопасность государства.

Ответственность за совершение экономической контрабанды предусмотрена в ст. 234 УК РК:

Экономическая контрабанда наносит, прежде всего, вред экономическим интересам государства, поскольку:

- В государственный бюджет не поступают пошлины, установленные на ввозимые и вывозимые товары;

- Из республики вывозятся товары (например, сырье стратегического назначения), запрет к ввозу, которых обусловлен их значением для экономики страны. Непосредственным объектом контрабанды является экономические интересы государства.

Дополнительный объект - правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

Факультативными объектами контрабанды в зависимости от предмета и субъекта контрабанды является общественная безопасность, деятельность государственных органов, политические интересы Республики Казахстан, здоровье населения Республики Казахстан, моральные устои общества, историко-культурное наследие Республики Казахстан.

Предметами данного преступления являются товары и иные предметы. В соответствии с п. 45 ст.3 Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», «товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств - членов Евразийского экономического союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу».

Кроме того, предметами настоящего преступления могут быть запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Казахстан товары в виде вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Перечень запрещенных к перемещению через таможенную границу предметов установлен Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681. Согласно, этого Постановления, к числу товаров, запрещенных к ввозу в РК относятся «оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему, оружие массового поражения; наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры; печатные и изобразительные материалы, направленные на подрыв государственного и общественного строя, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, расизм, а также материалы порнографического содержания и др.

К числу товаров, запрещенных к вывозу из РК относятся оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему, оружие массового поражения; произведения искусства, предметы старины и иные предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или культурную ценность; представители животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу и рога сайгака; наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры; аннулированные ценные бумаги».

Необходимо отметить, что стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров должна превышать 1000 месячных расчетных показателей, устанавливаемых ежегодно в государственном бюджете. В противном случае, такое деяние будет рассматриваться как административное правонарушение.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в активных действиях, направленных на перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров или иных предметов, за исключением указанных в ст. 286 УК РК [1,29].

В соответствии с п. 48 ст. 3 Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» «ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Евразийского экономического союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Евразийского экономического союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами».

К указанным действиям относятся: при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан, в том числе с территории свободных таможенных складов на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан - фактическое пересечение таможенной границы; в иных случаях - совершение действий, непосредственно направленных на реализацию намерения вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо на территорию свободных таможенных зон, ил на свободные склады, в частности - подача таможенной декларации».

Таким образом, под перемещением товаров или иных предметов при ввозе понимается фактическое пересечение таможенной границы Республики Казахстан, а при вывозе - подача таможенной декларации. Соответственно экономическая контрабанда является оконченным преступлением при ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан, в том числе при ввозе с территорий свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории - с момента фактического пересечения товаров или иных предметов таможенной границы, а при вывозе товаров с таможенной территории, а также при вывозе их с остальной части таможенной территории Республики Казахстан на территорию свободных таможенных зон и свободные склады - с момента подачи таможенной декларации [2,121].

Перемещение может быть совершено одним из следующих способов:

-       помимо таможенного контроля;

-       с сокрытием от таможенного контроля;

-       обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

-       недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Первый способ совершения контрабанды в соответствии с п. 5  Постановления Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 18 июля 1997 года «О практике применения уголовной ответственности за контрабанду» заключается в пересылке или провозе предметов контрабанды вне таможенных постов, пунктов пропуска и иных мест, определяемых законодательством и таможенными органами Республики Казахстан для проведения таможенного оформления, или вне установленных для его производства времени.

Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Казахстан допускается в местах, определяемых таможенными органами Республики Казахстан, и во время их работы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В иных местах и вне времени работы таможенных органов Республики Казахстан товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу Республики Казахстан лишь с согласия таможенного органа Республики Казахстан.

Второй способ контрабанды заключается в утаивании товаров или иных ценностей и предметов, использовании при их перевозке тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или в придании одним предметам вида других [3,215].

Ухищрения, к которым прибегают лица для сокрытия предметов от таможенного контроля, - самые различные. Предметы могут быть спрятаны, например, в одежде, обуви, головных уборах, за подкладкой сумок, под двойным дном чемодана, в ручках тростей, зонтов, в продуктах.

Третий способ предполагает предъявление таможенным органам, а также лицам, осуществляющим пограничный контроль, недействительных, полученных незаконным путем, поддельных, а также содержащих ложные сведения документов, использование печатей, пломб, штампов и иных подобных средств таможенной идентификации либо предъявление подлинного средства идентификации, относящегося к другим объектам.

Настоящий способ - один из наиболее распространенных и опасных видов контрабанды, так как посредством обманного использования документов прикрывается вывоз за рубеж в огромных количествах различного ценного сырья и материалов, энергоносителей (нефть, бензин, дизельное топливо, мазут) и т.д. От такого рода крупномасштабных контрабандных операций государство терпит ущерб на десятки и сотни тысяч долларов.

Необходимо обратить внимание на то, что при совершении контрабанды данным способом нет необходимости квалификации действий виновного дополнительно за подлог или подделку документов, т.к. данные действия являются обязательными признаками данного способа совершения контрабанды.

Четвертый и пятый способы совершения контрабанды заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанности подать таможенную декларацию в соответствии с правилами, установленными законодательством в отношении запрещенных или ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров или иных ценностей или предметов.

При совершении контрабанды перемещение осуществляется через таможенную границу Республики Казахстан. Согласно ч. 2 ст. 3 Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» «таможенная граница Евразийского экономического союза - пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Евразийского экономического союза - пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Евразийского экономического союза».

Субъективная сторона настоящего преступления - вина в виде прямого умысла. Виновное лицо сознает, что незаконно перемещает в крупном размере соответствующие товары или иные предметы через таможенную границу Республики Казахстан, и желает это деяние совершить. Сознанием лица должен охватываться хотя бы один из альтернативных способов перемещения товаров или иных предметов.

Как правило, мотивом совершения контрабанды является корысть, учитываемая в судебной практике при реализации принципа индивидуализации наказания [4,172].

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Для борьбы с таможенными преступлениями, в том числе и экономической контрабандой, в таможенных органах существуют специальные подразделения. В частности, в таможне «Семей» таким подразделением является отдел по борьбе с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела. Эффективность деятельности данных подразделений оценивается по следующим показателям:

- Количество возбужденных уголовных дел по ст.234УК РК.

- Стоимость изъятых товаров (в тенге), в сравнении с показателями за аналогичный период.

К примеру, в 2005 году таможенными органами Республики Казахстан было возбуждено 260 уголовных дел по ст. 209 УК РК и изъято товаров на сумму 453 647 393 тенге [3,127].

В уголовном праве Республики Казахстан рассматривается особый вид экономической контрабанды, это так называемые квалифицированные виды контрабанды.

Регулированием данного вопроса занимается ч.2 ст. 234 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Квалифицирующими признаками контрабанды (ч.2 ст. 234 УК РК) являются:

- совершение преступления неоднократно (два или более раза);

- совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения (должностные лица таможенных органов, специалисты по таможенному оформлению, депутаты, члены Правительства);

- совершение контрабанды с применением физического или психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Необходимо отметить, что экономическая контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.

Должностным лицом, совершающим экономическую контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать такое лицо, служебное положение которого обязывает осуществлять соответствующие действия по контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющие оперативно - распорядительные или властные полномочия. В соответствии с Таможенным кодексом РК к таким лицам относятся: начальник таможни и его заместители; инспектора; другие должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и проводящие таможенный контроль, проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств.  экономическая контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, может быть совершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно с выполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу [5,28 ].

Ими могут быть должностные лица, которые, по долгу службы имеют возможность пересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 330 Таможенного кодекса от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно ст. 379 ТК РК таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РК и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотра личный багаж членов Правительства РК, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих служебных обязанностей.

Для привлечения к ответственности по п. «б»ч. 2 ст. 209 УК РК необходимо, чтобы экономическая контрабанда была совершена лицом с использованием только служебного положения. Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.

В данном случае понятия «должностное лицо» и «служебные полномочия» должны находиться в прямой зависимости друг от друга. Например, при осуществлении контролируемой поставки должностное лицо использует свое служебное положение, злоупотребляет предоставленным ему правом перемещать отдельные товары и транспортные средства без таможенного контроля.

Должностное лицо - представитель таможенных органов, оказавшее содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу РК предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 27, 234 УК РК) и за превышение должностных полномочий (ст. 362 УК РК).

В случае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условии применения к нему насилия, его уголовная ответственность исключается.

Под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует понимать любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.

Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ст. ст.103, 104, 105 УК).

Однако убийство и причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах составом данного преступления не охватываются и образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 96 (ч. 2 ст. 96) и ч. 3 ст. 234 УК РК.

Особо квалифицирующей признается экономическая контрабанда, совершенная организованной группой (ч.3 ст. 234 УК) - устойчивой сплоченной группой лиц, специально организовавшихся для занятия контрабандой.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст. 31 УК РК). В соответствии с ч. 3 ст. 234 УК РК такая экономическая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.

Распределение ролей среди участников группы и ее устойчивость - основные признаки организованной группы. При этом ответственность по ч. 3 ст. 209 несут не только те лица, которые непосредственно перемещали товар или иной предмет контрабанды через таможенную границу, но и все другие участники организованной группы (которые, например, приобретали его с целью доставления за пределы таможенной территории страны или получали его после ввоза на нее, содействовали незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или вне его) [6, 168].

Как мы уже отметили ранее, ст. 234 УК РК содержит квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, где предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

Но следует в статью 234 УК РК следовало бы добавить и такой квалифицирующий признак как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как зачастую  экономическая контрабанда совершается не одним лицом или организованной группой, а группой лиц по предварительному сговору. Однако ст. 234УК не предусматривает в качестве квалифицирующего признака «группа лиц по предварительному сговору». Необходимость данного квалифицирующего признака обусловлена тем, что отсутствие в диспозиции ст. 234 указанного квалифицирующего признака влечет выпадение из квалификации действий преступников их совместных и целенаправленных действий на совершение преступления и, как следствие, смягчение наказания [7,275].

На основе приведенного выше анализа понятий субъекта и субъективной стороны преступления становиться возможным выделение субъекта и субъективной стороны экономической контрабанды.

Субъектом контрабанды могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РК дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются казахстанскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Республики Казахстан. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем.

Контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона - прямой умысел.  Представляется очевидным, что субъективная сторона в ст. 234 УК РК характеризуется виной лишь в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Республики Казахстан, когда лицо осознает общественную опасность совершаемых действий и желает совершить именно эти действия. Тем не менее, есть и другие точки зрения по этому поводу: многие авторы считают, что «контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу, но и обязательно на их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранного государства на таможенную территорию Казахстана для реализации их на внутреннем рынке.

При отсутствии такой цели деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды». С этим утверждением едва ли можно согласиться. Экономическая контрабанда - преступление с формальным составом, ее объективная сторона включает только деяние по перемещению товаров и иных предметов через таможенную границу. Достижение какого-то иного преступного результата помимо непосредственного перемещения через границу не требуется для признания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Таким образом, субъективная сторона экономической контрабанды характеризуется виной лишь в форме прямого умысла.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения, которые для состава контрабанды совершенно не имеют значения.

 

Список литературы:

1. Борчашвили И.Ш., Рахимжанова Г.К. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. – Караганда: «Адилет», 2009. – 350 с.

2. Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право. – Алматы: ВШП, «Адилет», 2009. – 252 с.  

3. Ержанов М.С «Учетная политика» - Алматы: Галым, 1997. – 694 с.

4. Сарсембаев М.А. Таможенное право: Учебник. – Алматы: Данекер, 2000. – 268 с.

5. Курманбаев С.К. Правоохранительная деятельность таможенных органов Республики Казахстан: Учебное пособие. – Алматы: Данекер, 2003. – 370 с.

6. Абдикеев М.Н. Уголовное право Республики Казахстан. – Алматы: Жетi Жаргы, 2008. – 356 с.

7. Боркова В.Н., Салевой Н.Н. Уголовно-правовая характеристика взяточничества: вопросы теории и судебной практики. - Омск: Омский юридический институт, 2008. – 394 с.