Причины, условия и механизм совершения убийства с особой жестокостью
Причины, условия и механизм совершения убийства с особой жестокостью
Causes, conditions and mechanism for committing murder with particular cruelty
Авторы:
Канатов Танат Канатович
Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан
e-mail: Asselptr@mail.ru
Kanatov Tanat Kanatovich
Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan
e-mail: Asselptr@mail.ru
Берденбеков Марат Магжанович
Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан
e-mail: Asselptr@mail.ru
Berdenbekov Marat Magzhanovich
Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan
e-mail: Asselptr@mail.ru
Аннотация: В статье исследуется детерминация убийства с особой жестокостью. Полагается, что субъективным смыслом проявления особой жестокости при убийстве выступает абсолютное господство над другим человеком, ощущение своего могущества над жертвой, необходимое для самоутверждения при отсутствии или ограниченности других для этого способов. Называются причины и условия совершения убийства с особой жестокостью, имеющие, наибольшее значение.
Abstract: The article explores the determination of murder with particular cruelty. It is believed that the subjective meaning of the manifestation of special cruelty in the murder is absolute domination of another person, a sense of one's power over the victim, necessary for self-assertion in the absence or limitation of other methods for this. The causes and conditions of the murder with particular cruelty, which are of the greatest importance, are called.
Ключевые слова: особая жестокость, преступление, насильственная смерть, агрессия, тяжкое преступление, наказание.
Keywords: special cruelty, crime, violent death, aggression, felony, punishment.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
Убийством может быть признано деяние, совершенное как путем действия, так и бездействия. Чаще всего это действие, направленное на нарушение функций или анатомической целости жизненно важных органов другого человека. Оно совершается путем физических действий (применение огнестрельного оружия, нанесение ран, утопление, удушение, отравление, сбрасывание с высоты и т.п.) или психического воздействия. Например, причинение психической травмы, окончившейся смертью лица, страдавшего тяжелым заболеванием сердца, должно рассматриваться как убийство при наличии у виновного цели лишить потерпевшего жизни.
Подговор к самоубийству лица, не осознающего значения этого акта, а также создание обстановки «безысходности» для другого лица при наличии прямого умысла на то, чтобы оно покончило с собой, также образует признаки состава убийства. Совершение убийства путем бездействия имеет место, например, в тех случаях, когда виновным не выполняется обязанность особо заботиться о потерпевшем или совершать действия, предотвращающие наступление смерти (например, мать перестает кормить ребенка или сигнальщик не предупреждает потерпевшего, находящегося в опасной зоне, о начале взрывных работ). Разумеется, виновный в этих случаях должен иметь реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей.
Объективная сторона убийства состоит в лишении жизни другого человека. Установление способа действия как признака объективной стороны убийства имеет серьезное значение для его квалификации. При совершении некоторых убийств способ является квалифицирующим обстоятельством. Установление особой жестокости при убийстве или совершение его общеопасным способом влечет квалификацию соответственно по ст. 99 Уголовного кодекса Республики Казахстан и исключает применение других статьей Уголовного кодекса РК.
Обязательным условием наступления ответственности за убийство является наличие причинной связи между действием или бездействием виновного и наступившими последствиями - смертью потерпевшего. Уголовно-правовая наука исходит из того, что, устанавливая причинную связь по делам об убийстве, необходимо иметь в виду следующее:
а) причинная связь устанавливается не только между наступлением смерти и непосредственными физическими телодвижениями преступника, но и действиями различных механизмов, стихийных сил природы, животных и т.п., которые были использованы убийцей для причинения смерти другому человеку;
б) действия субъекта признаются причиной смерти только в том случае, если они явились необходимым для лишения жизни потерпевшего условием, при отсутствии которого смерть не могла наступить;
в) действия лица, являющиеся необходимым условием наступления преступного результата, могут считаться причиной смерти только в случае, если результат из этих действий (бездействия) вытекал с необходимостью, а не явился порождением случайного стечения обстоятельств, лишь внешне связанных с ними [1, 115].
Объективная сторона убийства состоит в противоправном лишении жизни другого человека. Квалифицирующим признаком этого преступления является особая жестокость, об её проявлении могут свидетельствовать способ либо обстановка совершения преступления.
Во всяком убийстве проявляется жестокость преступника, однако, для квалификации убийства, предусмотренного пунктом 5 части 2 статьи 99 Уголовного кодекса РК, требуется не всякая, а особая, исключительная жестокость.
По смыслу закона части 2 статьи 99 Уголовного кодекса РК к особой жестокости могут быть отнесены случаи, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой либо когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды и т.д.). Особая жестокость может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания [2, 89].
Убийство с особой жестокостью может быть совершено как путем действий или бездействия. Последнее будет иметь место тогда, когда на виновном лежала обязанность воспрепятствовать наступлению преступного последствия. Мучительная смерть потерпевшего может наступить, например, от преступного бездействия врача, который обязан оказывать медицинскую помощь больному. Однако чаще всего оно совершается путем действия, нарушающего функции или анатомическую целостность жизненно важных органов человека.
Исследования показывают, что бездействие в своей психофизической сфере не отличается от действия, обе формы поведения являются результатом нервной деятельности человека.
К характеристике объективной стороны относится также конкретная обстановка совершения убийства, имеющая значение для его правильной квалификации.
Способов, свидетельствующих о проявлении особой жестокости при совершении убийства, может быть столь много и они могут быть столь изощренны, что полный их перечень предложить невозможно. Однако их общий родовой признак можно сформулировать следующим образом: причинение дополнительных мучений или страданий потерпевшему или иным лицам, которым участь потерпевшего не безразлична.
Как было замечено выше, действия, которыми причиняется смерть, в большинстве случаев физические. То же самое подтверждает и анализ судебной практики, показывая, что нанесение потерпевшему в процессе лишения его жизни большого количества телесных повреждений нередко единственное основание для квалификации действий виновного по части 2 статьи 99 Уголовного кодекса РК.
Третий обязательный признак объективной стороны убийства, совершенного с особой жестокостью, - это причинная связь между преступными действиями и наступившим общественно опасным последствием.
При установлении причинной связи по делам, как и о простом убийстве, так и об убийстве с особой жестокостью необходимо иметь в виду следующее:
а) действия (бездействие) субъекта, предшествующее наступлению смерти, могут быть признаны её причиной только в том случае, если в момент их совершения они явились необходимым условием её наступления, т.е. таким условием, не будь которого, смерть не наступила бы;
б) эти действия (бездействие) в момент их совершения должны создавать реальную возможность наступления смерти [3, 21].
Так, некоторые ученые, вероятно, ошибочно полагают, что для признания убийства совершенным с особой жестокостью, которая выразилась в глумлении над трупом или в расчленении трупа, должно быть установлено, что виновный совершал такие действия, не осознав, что убийство уже совершено. Глумление над трупом либо его расчленение, как бы это ни осуждалось, не может свидетельствовать об убийстве с особой жестокостью в любых ситуациях. И в тех случаях, когда обвинение в совершении убийства с особой жестокостью обосновывается лишь множественностью телесных повреждений, причиненных потерпевшему, большое значение для правильной квалификации имеет заключение судебно - медицинской экспертизы трупа потерпевшего.
Верховный суд РК в своих постановлениях по конкретным уголовным делам придерживается той же позиции - если установлено, что смерть потерпевшего наступила от единичных действий, а большое количество телесных повреждений было причинено ему уже после смерти либо потерпевший мог потерять сознание от первых ударов и не чувствовать боли, признака особой жестокости не будет [4, 327 ].
Убийство, совершенное с особой жестокостью, относится к преступлениям с материальным составом. Оконченным убийство считается, когда в результате деяния виновного последовала смерть потерпевшего. При этом не имеет значения, наступила ли смерть сразу или последовала спустя какой-то промежуток времени.
При выяснении объективной стороны убийства, совершенного с особой жестокостью, необходимо также уделять внимание месту, времени, способам, орудиям и всей обстановке совершения этого преступления.
Обстановка совершения убийства, как отмечено выше, может также характеризовать убийство как совершенное с особой жестокостью. Таковым признается и убийство, совершенное в присутствии близких лиц потерпевшему.
Несмотря на то, что убийство потерпевшего всегда причиняет его близким тяжкие страдания, законодатель не зря выделяет из них «особые» страдания, которые необходимы для квалификации действий виновного по п. 5 ч. 2 ст. 99 УК РК. Следовательно, в отличие от «обычных» тяжких, особые страдания близких потерпевшего есть необычайно тяжкие, исключительные по тяжести страдания. Такое определение углубляет общее представление об особых страданиях, но содержания их еще не раскрывает.
Специфика содержания особых страданий близких потерпевшего обусловливается тем, что эти лица наряду с тяжкими переживаниями самого факта смерти потерпевшего переживают еще и процесс ее причинения. Как очевидцы, они вначале переживают ужас грозящей близкому им лицу смерти, затем отдельные элементы механизма лишения его жизни и только после этого - сам факт его смерти. Причем тяжесть их страданий усугубляется тем, что на первых этапах они либо бессильны защитить жизнь потерпевшего, либо пытаются сделать это, но безуспешно. Эти из ряда вон выходящие как по характеру, так и по силе переживания, страдания, дополняющие «обычные» тяжкие, и делают весь комплекс страданий близких потерпевшего необычайно, исключительно тяжким, а потому и особым [5, 144].
В дополнение к вышеизложенному необходимо отметить, что судебная практика к категории близких потерпевшему лиц относит не только его родственников, но и любых других лиц, которых с потерпевшим связывали особо близкие отношения. При этом виновный должен знать о наличии подобных отношений между потерпевшим и этими лицами. Причем для квалификации действий виновного по пункту 5 части 2 статьи 99 Уголовного кодекса РК не имеет значения, когда убийца узнал о таких отношениях: до убийства или в его процессе. В подобных ситуациях особые душевные страдания могут причиняться не только близким людям потерпевшего, но и самой жертве, например при убийстве матери на глазах у ребенка.
Здесь также необходимо отметить, что особая жестокость будет отсутствовать в действиях виновного лица, совершающего убийство в присутствии тех близких потерпевшего, которые не осознают происходящего в силу различных причин, например, страдающих психическими заболеваниями.
Таким образом, для квалификации убийства по п. 5 ч. 2 ст. 99 УК РК необходимо единство объективного и субъективного элементов, осознание виновным факта, что совершает убийство с особой жестокостью, причиняя потерпевшему особые мучения и страдания, применяя особо жестокие способы, при этом, чтобы и сам потерпевший испытывал мучения и страдания. И это осознание было характерно для его близких, в присутствии которых совершалось убийство.
Список литературы:
1. Красиков А. Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов: Высь, 2016.- 398 с.
2. Криминология / Отв. ред. И. И. Рогов, К. Ж. Балтабаев - Алматы: Изд-во «Норма-К», 2004. -312 с.
3. Мухамедьянов Н. Д. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений: Учебн. пос. -Алматы: Данекер, 2004. - 124 с.
4. Попов А. Н. Убийства при отягчающих обстоятельствах. -Спб.: Юридцентр-Пресс, 2003. -513 с.
5. Ратинов А.Р., Ситковская О.Д. Насилие, агрессия, жестокость как объект криминологопсихологического исследования // Насилие, агрессия, жестокость.- М.: Право, 2009. -271с.