Задачи прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов исполнительных органов

Дата публикации: 2020-03-27 19:36:11
Статью разместил(а):
Рахимов Амир Саинович

Задачи прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов исполнительных органов

The tasks of prosecutorial oversight of the legality of normative legal acts of executive bodies

 

Авторы: 

Айсин Сайкен Бакытович

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: cau62@list.ru

Aisin Sayken Bakytovich

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: cau62@list.ru 

Рахимов Амир Саинович

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: cau62@list.ru 

Rakhimov Amir Sainovich

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: cau62@list.ru 

 

Аннотация: Статья посвящена сложны вопросам, возникающим при осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Предпринимается попытка системного рассмотрения феномена административного нормотворчества в соотношении с деятельностью прокуратуры, направленной на обеспечение законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Abstract: The article is devoted to complex issues that arise during the implementation of prosecutorial supervision of the legality of regulatory legal acts of executive authorities. An attempt is made to systematically consider the phenomenon of administrative rule-making in relation to the activities of the prosecutor's office aimed at ensuring the legality of normative legal acts of executive authorities.

Ключевые слова: правовой акт, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, прокурорский надзор, прокуратура, нормативность.

Keywords: legal act, regulatory legal acts of executive authorities, prosecutor’s supervision, prosecutor’s office, normativity.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В соответствии со ст. 5 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства.

В предмет прокурорского надзора включается проверка законности деятельности органов хозяйственного управления предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является одним из основных направлений в деятельности органов прокуратуры, иногда именуемые общим надзором.

В этой отрасли прокурорского надзора наиболее рельефно раскрывается сущность и назначение надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, осуществляемого органами прокуратуры в центре и на местах.

Сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений закона.

Именно в этой области государственного управления должно быть обеспечено единообразное понимание и применение законов. Предписание законодателя должны твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влиянием.

Задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в Конституции РК, Законе о прокуратуре, а также в приказах Генерального прокурора, и заключаются, во-первых, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Во-вторых, в сфере общего надзора состоит в принятии мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав. Деятельность прокуроров в сфере общего надзора весьма многогранна. При всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуратуры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаются на решении законности в государстве.

Предоставленные прокурору полномочия позволяют ему своевременно установить нарушение или отступление от закона, привлечь нарушителей к установленной законом ответственности и принять меры к устранению причин и условий, способствовавших этим нарушениям закона.

Полномочия прокурора в сфере общего надзора, в основном, сформулированы в ст.44 Закона о прокуратуре РК. Между тем прокурор имеет целый ряд и иных полномочий, используемых им при осуществлении проверки. Эти полномочия основаны на иных источниках права, в частности, уголовно- процессуальном, гражданско-процессуальном, трудовом, уголовно- исполнительном, административно-правовом, а также на приказах и указаниях Генерального прокурора РК.

В случае отклонения протеста прокурора на не соответствующий закону нормативный правовой акт и (или) правовой акт индивидуального применения, а также на действия государственного органа или должностного лица органом или должностным лицом, издавшим незаконный акт или совершившим незаконные действия, либо вышестоящим органом или должностным лицом, прокурор обращается в суд с заявлением о признании опротестованного акта или действия незаконным. Заявление в суд подается в десятидневный срок с момента получения сообщения о результатах рассмотрения протеста или по истечении установленного законом срока для его рассмотрения. Обращение прокурора в суд приостанавливает действие опротестованного акта до рассмотрения судом [1, 57].

Осуществляя общенадзорную деятельность, прокурор в пределах своей компетенции полномочен:

1) получать показания от граждан и должностных лиц по вопросам проводимой проверки;

2) беспрепятственно, по предъявлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещения государственных органов, а также организаций всех форм собственности;

3) получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению;

4) привлекать специалистов для участия в проверке и даче заключений;

5) требовать производства в соответствии со своей компетенцией проверок поступивших в прокуратуру материалов, обращений и обязывать сообщать об их результатах;

6) привлекать к осуществлению проверок на основании взаимодействия сотрудников других правоохранительных органов;

7) выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законодательством.

Закон о прокуратуре РК предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест (ст. 24), постановление (ст. 28), представление (ст. 27).

Практика применения прокурорами этих правовых средств реагирования на установленные ими нарушения законов убедительно подтверждала их эффективность не только в плане устранения установленных нарушений закона, но и по созданию необходимых условий, исключающих нарушения закона.

Эффективность и действенность общенадзорной деятельности прокуроров во многом определяется качеством правовых актов, принимаемых прокурором по поводу допущенных нарушений.

Согласно Закона о прокуратуре РК прокурор по результатам проверки:

1) выносит протест;

2) дает предписания об устранении нарушений законности;

3) выносит постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, принимает меры к возмещению материального ущерба;

4) вносит органу или должностному лицу представление об устранении нарушений законности.

Как акты прокурорского реагирования за соблюдением законности протест, представление, предписания и постановления прокурора должны соответствовать требованиям, предъявляемым к таким документам:

1) они должны быть посвящены актуальному, значительному событию, относящемуся к нарушению закона, что обусловливает процессуальную необходимость вмешательства прокурора и принятию им соответствующего решения; следующее условие – своевременность вынесения актов прокурорского реагирования;

2) выводы и предложения, внесенные прокурорами, содержащиеся в его правовых актах должны быть обоснованы и аргументированы, они должны быть основаны на конкретных фактах;

3) правовой акт должен быть юридически и статистически грамотным.

Если протест или представление, равно как и любой другой акт, прокурора отвечают изложенным выше требованиям, тем самым они выполняют свое предназначение [2, 113].

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно- розыскную деятельность.

Правильно организованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления; его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

В период формирования правового государства одним из важных звеньев в этом процессе является дальнейшее совершенствование организации следственного аппарата, усиления прокурорского надзора за законностью его деятельности.

Пункт 1 статьи 84 Конституции Республики Казахстан «дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляются специальными органами и отделены от прокуратуры» означает, что в системе органов прокуратуры не могут создаваться структуры, осуществляющие деятельность по дознанию и предварительному расследованию.

Пункт 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан в части «прокуратура в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование» представляет собой исключение из правила, предусмотренного пунктом 1 статьи 84 Конституции Республики Казахстан. Указанную норму пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан следует понимать таким образом, что правовое установление конкретного механизма осуществления прокурором функций уголовного преследования, включая наделение его правом руководить следственными группами, относится к сфере законодательного регулирования Парламента Республики Казахстан.

Следует подчеркнуть, что ни в какой иной сфере деятельности органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий, как нарушения, связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности и осуждение невиновных[5, 89].

Несмотря на то, что деятельность органов следствия и прокурорского надзора с годами совершенствуется, качественно улучшается состав кадров прокуроров и следователей, тем не менее, в деятельности правоохранительных органов допускается немало нарушений законности.

Проявление предвзятости, тенденциозности, безразличия к судьбам людей, защита «чести мундира» при производстве следствия и прокурорском надзоре за исполнением законов в этой стадии уголовного судопроизводства, попытки в ущерб законности и справедливости отстаивать не подтвердившиеся выводы при предъявлении обвинения расценивается как поведение, несовместимое с работой в органах прокуратуры.

 

Список литературы:

1. Акпарова Р.Н. Органы прокуратуры Республики Казахстан: Учеб.- метод. пособие. - Алматы: Данекер, 2011.- 200 c.

2. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. -СПб.: Экспресс, 2010. – 275 c.

3. Бахтыбаев И.Ж. Конституционный надзор прокуратуры Республики Казахстан. - Алматы: Жеті жарғы, 2014. - 287 c.