Организационные основы предупреждения дезертирства

Дата публикации: 2020-03-21 16:50:41
Статью разместил(а):
Сагимбаева Асель Ардаковна

Организационные основы предупреждения дезертирства

Desertification Prevention Organizational Basics

 

Авторы:

Айсин Сайкен Бакытович

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан.

e-mail: sagimbaeva-1997@mail.ru

Aisin Saiken Bakytovich

Kokshetau University named after Abay Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan.

e-mail: sagimbaeva-1997@mail.ru 

Сагимбаева Асель Ардаковна

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан.

e-mail: sagimbaeva-1997@mail.ru

Asel Ardakovna Sagimbayeva

Kokshetau University named after Abay Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan.

e-mail: sagimbaeva-1997@mail.ru 

 

Аннотация: Статья рассматривает понятие состава преступлений, проведен анализ состояния, динамики преступления - дезертирства. Дается понятие объективной стороны преступления, а также подробно описана субъективная сторона преступления. 

Abstract: This article retrieves the total value of the supply, from the analysis of the situation, the dynamics of the supply - the loss. There is a need to put an objective lens on the back, as well as on the subject of a subjective lens.

Ключевые слова: Вооруженные силы, военная служба, воинские преступления, дезертирство, воинская дисциплина.

Keywords: Armed forces, military service, military crimes, desertion, military discipline.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Общеизвестно, что разрушение государственности, как правило, начинается с развала армии. Поэтому состояние воинской дисциплины, правопорядка необходимо рассматривать не только как один из факторов обеспечения защиты от внешнего врага, но и как показатель национального здоровья и внутренней устойчивости государства. Преступность военнослужащих -опасный дестабилизирующий фактор, который негативно воздействует не только на военную организацию государства, но и на государство, на гражданское общество в целом, ее внутреннюю и внешнюю безопасность. Стремление руководства страны, в последнее время, придать Вооруженным силам новое качество, существенно повысить их боевые возможности, сформировать фактически новый облик всей военной организации государства, предполагает решение проблемы преступности военнослужащих.

Положение с преступностью в Вооруженных силах в настоящее время продолжает оставаться сложным. Криминогенная обстановка в некоторых воинских частях и формированиях негативно отражается на авторитете армии в обществе. Как известно, одной из острых проблем, с которой в последнее время столкнулись Вооруженные силы, стал рост уклонений от военной службы призывников, солдат, матросов, сержантов и старшин, а также военнослужащих по контракту. Особую тревогу вызывает увеличивающееся число дезертирств, что нередко, сопровождается совершением общеуголовных преступлений (грабежами, разбоями, изнасилованиями и т.д.). Естественно, это наносит существенный ущерб боевой готовности, подрывает престиж Вооруженных сил.

Сложившееся в настоящее время положение, при котором фактически основным средством противодействия уклонению от военной службы является уголовное преследование «дезертиров», привело к переоценке значимости для борьбы с этим явлением карательной стороны деятельности военных правоохранительных органов. Недооценка роли профилактического воздействия на данные воинские преступления, включая нейтрализацию причин и условий совершения уклонений, свела работу субъектов военного управления лишь к ликвидации последствий этого преступления. Современный этап развития военной организации общества, характеризующийся особенностями социальных процессов, направленных на гуманизацию военной службы, требует принципиально нового подхода к анализу причин возникновения, особенностей проявления и профилактики этого явления [1, 36]. 

Основные положения предлагаемых уголовно-правовых и предупредительных мер дезертирства базируются на интеграции знаний из области криминологии, уголовного, уголовно-исполнительного и других отраслей права. Принципиальные положения вышеуказанных мер основываются на выработанных за время своего существования аксиоматических положениях науки криминологии, в том числе на основополагающих идеях предупреждения, профилактики, предотвращения и пресечения преступлений. Предлагаемые направления предупреждения дезертирства представляют методологическую цепочку взаимосвязанных закономерностей - знаний: теории криминологии (общенаучная концепция), теории предупреждения (отраслевая концепция или теория среднего уровня), теории предупреждения воинских преступлений, и в частности дезертирства. Организация системы предупредительных мероприятий подчиняется определенным объективным закономерностям, а поэтому должна соответствовать ряду требований.

Несмотря на большое разнообразие составов проступков и преступлений, причин и условий их совершения, все же имеется возможность сформулировать некоторые общие принципы, которым должна удовлетворять всякая система мероприятий, направленных в том числе и на предупреждение дезертирства во внутренних войсках. Эти общие принципы вытекают из научных представлений о причинах антиобщественных действий и являются обязательным условием эффективности предупредительных мероприятий. Прежде всего, необходимо указать на основные требования, предъявляемые к профилактическим мерам.

Эти меры должны быть:

а) политически выверенными, законными и практически обоснованными;

б) прогрессивными, т.е. соответствующими последним достижениям науки;

в) реальными и экономически целесообразными;

г) радикальными, т.е. устраняющими главные недостатки, которые способствуют правонарушениям. Не только сами по себе предупредительные меры, но и их реализация на практике должны проводиться в соответствии с определенными принципами.

Система мероприятий по предупреждению дезертирства должна быть комплексной, всеобъемлющей, с тем чтобы в полной мере охватывать все подлежащие устранению и ликвидации отрицательные явления, влияющие на возникновение преступления. Эта система должна быть построена таким образом, чтобы она включала и воспитательное воздействие, и организационные меры, направленные на устранение условий, способствующих совершению дезертирства [2, 187].

Общепредупредительная цель наказания особенно полно достигается при проведении открытых процессов в воинских частях и при доведении их результатов до всех военнослужащих данной части. Предупредительную роль играют также своевременное обнаружение и раскрытие преступлений, осуществляемые органами расследования, особенно когда они действуют в контакте с армейской общественностью и при ее поддержке.

Среди профилактических мер, которые непосредственно нужно провести в армии, чтобы снизить преступность вообще, а в частности случаи самовольного оставления части или места службы и дезертирства следует провести коренную реконструкция Вооруженных Сил, которая должна включать в себя:

1) Профессионализацию армии - представляется, что наиболее технически оснащенные подразделения должны быть большей частью укомплектованы военнослужащими, находящимися в Вооруженных Силах на контрактной основе с постепенным переходом на контрактную основу всех военнослужащих;

2) Переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в год с тем, чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих;

3) Повышение призывного возраста до 21 года или хотя бы до 20 лет, так как психологи утверждают, что окончательно личность человека формируется только к 21 году. Возникает очень сложная проблема. Мы даем человеку в руки оружие и приказываем выполнять боевую задачу, связанную в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, то есть с применением боевого оружия «на поражение», причем никто не задумывается о социальных и психологических последствиях для молодого человека, так как окончательно формирование его как личности еще не завершено. Во многих странах мира призывной возраст как раз равен 20-21 годам (Турция, Швеция).

4) качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих. 

Для социальной защиты военнослужащего следовало бы:

а) наладить солдатский быт;

б) позаботиться об офицерском быте;

в) учесть увольнение военнослужащих из части, отпуск с выездом к месту постоянного проживания - это естественное право солдат, а не форма поощрения или наказания;

г) предоставить военнослужащим срочной службы возможность откладывать свои денежные сбережения или отправлять их домой;

д) должно быть надёжно защищено будущее увольняющегося военнослужащего. Для этого за время службы у него должна быть возможность: получения высшего или специального образования. Также можно было бы сохранить и расширить льготы для поступающих в различные учебные заведения.

5) Законодательное регламентирование функциональных обязанностей Вооружённых Сил. 

Среди первоочередных законодательных актов необходимо принять и внести поправки в законы и уставы: - Закон об обороне (или Закон о Вооружённых Силах); Закон об альтернативной гражданской службе; Закон об уголовной ответственности за воинские преступления, совершаемые в военное время; Закон о военных дознавателях; Дисциплинарные и другие уставы Вооружённых Сил.

6) Совершенствование института офицеров-воспитателей с тем, чтобы военнослужащим, особенно в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в трудную минуту. Так, 13% военнослужащих отметили, что за время их службы были периоды, когда жизнь, казалась им невыносимой и они были готовы «свести с ней счеты», при этом 11% из них не обращались за помощью, так как не верили в способность командиров помочь им. Офицеры-воспитатели должны быть тесно связаны с военкоматом, откуда призывались юноши, знакомиться с личными делами призывников. По другим данным процент не верящих в помощь командира достигает 37%.

7) Немедленное, реальное введение альтернативной гражданской службы. Действующее конституционное положение должно быть не декларированным, а реальным. Поскольку от человека, не желающего служить в армии трудно ожидать серьёзного отношения к своим обязанностям, и у насильственно призванного юноши спонтанно возникает чувство протеста, выражающееся в совершении какого-либо правонарушения или преступления, а именно в самовольном оставлении части или места службы, дезертирства.

Перестроить работу органов военной юстиции и, прежде всего военных дознавателей. С этой целью необходимо принять нормативный акт о военных дознавателях, которые должны быть подчинены по команде Министру Обороны, и выполнять функции работников милиции в Вооруженных силах Военный дознаватель должен: а) иметь юридическое образование; б) обладать навыками оперативно-следственной работы; в) быть выведенными из штатов воинской части и из подчинения командира; г) действовать в строгом соответствии с законом и направлением деятельности военной прокуратуры, выполнять все законные указания и требования прокурора и следователя.

Необходима подготовка призывников. Для улучшения подготовки призывного контингента необходимо:

1) создать единый центр по подготовке призывников с широкой сетью филиалов при РВК;

2) прекратить набор призывников негодных к службе по состоянию здоровья;

3) заранее информировать призывников о будущем месте службы и предполагаемом роде войск;

4) у призывника должен быть сознательный выбор военной службы.

Дисциплинарная и уголовная ответственность. Ответственность военнослужащих должна быть дифференцируема, т.е. в зависимости от общественной опасности содеянного, наступивших последствий и личности правонарушителя должна наступать дисциплинарная или уголовная ответственность [3,142].

Криминологические проблемы предупреждения правонарушений и преступлений в сфере уклонения от военной службы представляют собой целый комплекс явлений и процессов, разрешение которых связано с реализацией различных мероприятий как внутри армии, так и за её пределами. Откладывать реализацию этих мероприятий - значит усугублять и без того шаткое положение армейских структур. Вместе с тем, предлагая некоторые направления по предупреждению правонарушений в сфере уклонений от прохождения военной службы, мы исходили из сложившихся реалий и ограничились первоочередными, но необходимыми мероприятиями, которые нужно провести в армии, чтобы снизить уровень преступлений и правонарушений, а именно - самовольных оставлений части или места службы и дезертирства.

Исходя из причин и условий, способствующих уклонениям от военной службы, можно выделить несколько основных направлений работы по их предупреждению. К ним относятся меры организационного, воспитательного, дисциплинарного и уголовно-правового характера [4, 215].

Организационно-управленческие меры. Строгое соблюдение уставных требований жизни и деятельности частей и подразделений - важнейшая организационная мера по предупреждению правонарушений среди военнослужащих. Добиться организации, дисциплины и порядка нельзя любыми методами. Это достигается организацией порядка всюду, где живут и действуют военнослужащие. Борясь за укрепление воинской дисциплины, командир должен действовать только по закону и уставу. Также строго должно соблюдаться правовое положение военнослужащих, командиры должны заботиться о здоровье, питании, материально-бытовых условиях жизни личного состава, обеспечить защиту их от «дедовщины».

Меры воспитательного характера. Основой воспитания личного состава в целях предупреждения уклонений от военной службы является формирование социально-полезных интересов и потребностей у военнослужащих, оказание оступившимся педагогической, психологической и социальной помощи. Этот путь является оперативным и перспективным.

При проведении воспитательной работы с молодыми воинами необходимо учитывать, что начало военной службы - самый трудный период в жизни военнослужащего. Психологические особенности адаптации к военной службе, оторванность от семьи, близких, друзей и другие факторы требуют коренной ломки прежних форм поведения и формирования новых отношений, привычек и навыков. Нередко к молодым войнам проявляется предвзятое отношение, допускаются придирки, повышенная строгость и т. д., что и является одной из причин самовольного оставления части или места службы, дезертирства. Не случайно, поэтому на первый период военной службы приходится наибольшее число уклонений от военной службы, связанных с нежеланием выполнять свой воинский долг, переносить тяготы военной службы в данной части, на корабле [5, 164].

Следует учитывать и некоторые особенности лиц, совершающих уклонения от военной службы путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана. У них выражены такие свойства, как лживость, нечестность, стремление к разного рода ухищрениям.

Антиобщественное поведение военнослужащего проявляется в форме, казалось бы, незначительных вначале проступков. Поэтому и предупреждение уклонений должно начинаться с фиксации и принятия мер воздействия за отдельные проступки. Ими могут быть случаи кратковременного ухода из части, опозданий из увольнений.

Формы воспитательного воздействия в этих случаях на военнослужащего, допустившего такое нарушение, могут быть различны. Наиболее распространенными из них, являются:

- Индивидуальные беседы с военнослужащими. Убеждение их в общественной опасности подобных правонарушений и в необходимости строгого соблюдения требований закона и воинских уставов.

- Вовлечение в общественную деятельность, в занятие спортом, в художественную самодеятельность и т. д.

- Обсуждение нарушителей на собраниях военнослужащих, офицерском собрании.

- Разъяснение требований законов об уголовной ответственности за воинские преступления.

Одним из направлений в работе по предупреждению уклонений от военной службы является правильное использование начальниками всех степеней предоставленной им дисциплинарной власти.

Меры дисциплинарного воздействия могут применяться в сочетании с другими формами воспитательной работы. Действенность дисциплинарного взыскания зависит от того, насколько обоснованно и справедливо оно применено [6, 97].

Меры уголовно-правового характера. Использование мер уголовно-правового воздействия к лицам, совершившим уклонения от военной службы, является следующим направлением работы в их предупреждении. Сами по себе эти меры не устраняют социальных и других причин преступного поведения. Они лишь влияют на психику людей, стимулируют должное поведение человека, под угрозой наказания удерживают его от преступлений и других правонарушений. За совершение преступления виновный должен нести личную уголовную ответственность. Ее нельзя перекладывать на командиров и начальников, провоцируя их к укрывательству преступлений. Командир тоже должен нести ответственность за прямые упущения по службе, которые реально способствовали совершению преступных деяний подчиненными.

Эффективность предупреждения новых преступлений с помощью уголовно-правовых средств зависит от содержания уголовных законов, уровня правоприменительной деятельности и качеству работы органов военной юстиции.

Меры уголовно-правового воздействия также во многом зависят от того, насколько оперативно организованы розыск и задержание военнослужащих, совершивших дезертирство, самовольное оставление части или места службы, от своевременного возбуждения уголовного дела, его расследования и принятия законного решения.

Важным средством предупреждения уклонений от военной службы является вынесение военным прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона. Основанием для предостережения являются достоверные сведения о реальной подготовке должностным лицам, например, к самовольному оставлению части или дезертирству. При этом военнослужащий, которому сделано предостережение, не освобождается от дисциплинарной ответственности [7,134].

Профилактическая работа по предупреждению преступлений среди военнослужащих не исчерпывается этим. Важно, чтобы предупредительная работа была конкретной. Ее необходимо строить на повседневном изучении причин и условий правонарушений и преступлений в войсках. Они изменчивы. Адекватно их изменениям должна меняться и профилактическая работа. Только при осуществлении конкретных, целенаправленных и комплексных мер предупреждения преступлений можно рассчитывать на определенные успехи.

Борьба с правонарушениями должна вестись комплексными методами на постоянной основе с привлечением достижений таких наук как социология, педагогика, психология, психиатрия, криминология, криминалистика уголовное, уголовно-исполнительное право и др. Так же с военнослужащими по призыву, командиры взводов, рот должны проводить доверительные беседы, чтобы устранить случаи самовольного оставления части или места службы и дезертирства ими.

Задача предупреждения уклонений от несения военной службы может быть успешно решена на основе комплексного воздействия всех средств, приемов и методов, которые имеются в распоряжении командиров, их помощников по работе с личным составом, воинских коллективов, общественности.

Вскрывая причины и условия преступности, на всех ее уровнях, криминология указывает на характер и направления необходимых профилактических мер, которые нужно провести в армии, чтобы снизить уровень самовольного оставления части или места службы и дезертирства.

 

Список литературы:

1. Ашитов 3. О. Воинские преступления, причины и предупреждение. – Алматы: Кайнар, 1998.-168с

2. Закарин Е.С.  Воинская служба - патриотический долг. –Алматы: Жеты жаргы, 2012.- 413с.

3. Ахметшин X.М. Преступления против военной службы - Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Право,  1996. – 580 c.

4.Джетписбаев У.И. Защита отечества - священный долг.-  Алматы: Рауан,  2009.- 313с.

5. Аверин О.П. Преступления против военной службы. Научно-практический комментарий. –М.: Право, 1999.- 264с.

6. Солнцев К.И. Воинские преступления. -М.: Юрист, 2014.- 242с.

7. Эминов В.Е., Мицкевич И.М. Преступность военнослужащих. Исторический и криминологический, социально-правовой анализ. -М.: Право,  1999.- 261с.