Формы и средства реализации антикоррупционной политики

Дата публикации: 2020-03-11 14:23:15
Статью разместил(а):
Марат Азат Маратулы

Формы и средства реализации антикоррупционной политики

Forms and means of implementing anti-corruption policy

 

Авторы:

Бухаева Анар Аргынгазыновна

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: Buhaeva_72@mail.ru

Bukhaeva Anar Argyngazynovna

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: Buhaeva_72@mail.ru

 

Марат Азат Маратұлы

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: maratov_azat@bk.ru

Marat Azat Maratuly

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: maratov_azat@bk.ru

 

Аннотация: В статье исследуются научные подходы к теоретической разработке понятия, сущности  и структуры антикоррупционной правовой политики. Рассмотрена совокупность объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование и осуществление антикоррупционной политики. Проводится комплексный теоретико-правовой анализ государственной правовой политики в тесной связи с дефинициями «правовое развитие», «юридическая наука», «правовая культура» и др. 

Abstract: The article explores the scientific approaches to the theoretical development of the concept, essence and structure of anti-corruption legal policy. A set of objective and subjective factors affecting the formation and implementation of anti-corruption policies is considered. A comprehensive theoretical and legal analysis of state legal policy is carried out in close connection with the definitions of "legal development", "legal science", "legal culture", etc.

Ключевые слова: диалектика противодействия коррупции; антикоррупционная управленческая система; субъекты противодействия коррупции; антикоррупционная политика.

Keywords: anti-corruption dialectics; anti-corruption management system; subjects of anti-corruption; anti-corruption policy.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Эффективность мероприятий, направленных на противодействие коррупции напрямую зависит от определения коррупции как социального явления на основе исследования природы, характеристик, образцов и внутренней структуры коррупции, поскольку коррупционная деятельность, будучи объективной формой практики, не может существовать в вакууме.

Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции» возвел данную проблему в ранг документа, регламентирующего усиление борьбы с коррупцией - Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, разработанной в соответствии с международными требованиями. 

Не принятие радикальных эффективных мер в борьбе с коррупцией может привести к тому, что из криминальной, экономической и социальной проблемы она может перерасти в политическую и приобрести масштабы национального бедствия, подрывающего основы конституционного строя страны. В этой связи проблема борьбы с преступностью и коррупцией ежегодно освещается в Посланиях Главы государства народу Казахстана, где Президентом страны перед государственными органами ставятся конкретные задачи по усилению противодействия указанным проблемам.

Так, 17 января 2014г. в исторически значимом документе – «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», глава государства еще раз подчеркнул необходимость последовательной реализации комплексной общенациональной программы по борьбе с коррупцией как угрозы национальной безопасности и общественной стабильности [1]. 

Несмотря на особый интерес социально-гуманитарного знания к проблеме коррупции и коррупционных отношений, на сегодняшний день науки коррупциологии не существует. Разрозненные знания об этом явлении в смежных науках - экономике, социологии, юриспруденции, политологии, теории управления и т. п. - находятся в зачаточном состоянии и пока практически не систематизированы.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения, что обусловливает многообразие подходов к ее исследованию. Исторически первые определения коррупции относятся к области права. С юридической точки зрения коррупцией является то, что называется таковой в уголовном кодексе той или иной страны или, что запрещают кодексы профессиональной этики. Преимущество этого подхода состоит в четкости и определенности. Зафиксированные в законе разрешения и запреты определяют поведенческие ориентиры как для общества в целом, так и для отдельного индивида (гражданина и государственного служащего), компенсируя, таким образом, отсутствие индивидуальной или коллективной этики. 

Антикоррупционная правовая политика должна включать в качестве основных направлений следующие формы ее реализации:

- правотворческую;

- правоприменительную;

- интерпретационную (воплощающуюся в актах толкования правовых норм);

- доктринальную;

- правообучающую.

Для достижения цели и задач антикоррупционной правовой политики необходимо использовать сопряженные с ее основными формами средства научного, организованного, правового и иного характера. К таковым можно отнести расширение международного сотрудничества в области антикоррупционной политики, правовая помощь по уголовным и гражданским делам, международный обмен информацией, меры по возвращению в Республику Казахстан доходов, полученных вследствие коррупционных правонарушений, и распоряжение изъятыми доходами, полученными вследствие коррупционных правонарушении.

Вышеперечисленные средства необходимо выделять в качестве приоритетных, поскольку проблема коррупции исследована явно недостаточно, поэтому и политику можно выстроить ущербную и не соответствующую действительности.

«Миром, как известно, управляют идеи. Поэтому именно в рамках данного направления должна разрабатываться идеология противодействия коррупции, должны предлагаться цели и принципы этого противодействия, конкретные проекты нормативных актов, прогрессивные юридические технологии решения проблем коррупции» [4, 69]. Теоретическое их исследование поможет обобщить и систематизировать накопленные в этой области знания, более эффективно использовать имеющийся опыт, сложившуюся социальную практику, сформировать понятийный аппарат, позволяющий рассматривать коррупцию с научной точки зрения.

Антикоррупционная политика государства может быть эффективной только в случае, если она опирается на благоприятную так называемую внешнюю среду, которая подразумевает:

- эффективную и легитимную государственную власть; 

- стабильную демократическую политическую систему;

- активно функционирующие институты гражданского общества;

- высокий уровень общей и правовой культуры; 

- высокий уровень нравственной культуры.

К сожалению, следует констатировать тот факт, что в Республике Казахстан подобная благоприятная среда пока не сформировалась. И поэтому проведение эффективной антикоррупционной политики на современном этапе развития казахстанского общества должно явиться одним из важнейших факторов его успешного демократического реформирования, становления в Казахстане правового государства, национальной безопасности, обеспечения гарантированной реализации и защиты прав и свобод граждан. При этом необходимо учитывать, что антикоррупционная правовая политика современной Казахстане складываются из различных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации (институционализации), но важнейшим направлением антикоррупционной правовой политики может считаться доктринальная форма, так как именно здесь разрабатывается новые юридические конструкции, понятия, инструменты. Антикоррупционная политика в нашей стране должна быть одной из составляющей частью других направлений политики. 

Эффективная реализация Стратегии «Казахстан-2050», Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, Пяти институциональных реформ, Плана нации «100 конкретных шагов», Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2025 годы и иных стратегических и программных документов требует изучения и адаптации передового международного опыта, постоянного взаимодействия с зарубежными партнерами [1]. 

В связи с этим, главной целью антикоррупционной политики является повышение эффективности в таких сферах как: экономика, организационно-правовая, культурно-информационная и социальная сферы. Работа в этих областях должна быть комплексной, последовательной и принципиальной, направленной на достижение главной цели - устранение обстоятельств, способствующих совершению злоупотреблений и создание условий, при которых любое противоправное действие с использованием служебного положения, расценивалось самим обществом как вопиющее нарушение общественной морали и норм права.

Социально-экономический аспект опасности коррупции выражается в искажении коррумпированным государственным аппаратом социально-экономической политики государства. Здесь можно назвать огромное число проволочек в реализации прав граждан в точном соответствии с законом, и как следствие этого, честные граждане не могут заниматься коммерческой деятельностью, а вот криминальные элементы могут. То есть, формируется самая настоящая криминальная рыночная экономика. Коррупция является преградой для вложения иностранных инвестиций и отечественного капитала в экономику. Отсюда огромный экономический ущербе от недополученных налогов [2, 117]

Из-за коррупции не получает должного развития малый и средний бизнес. В  своей работе Л.Г. Дашкова отмечает: чтобы открыть самое простое дело, надо собрать буквально около 50 подписей чиновников, которые зачастую просто так свои визы не ставят, предпочитая продать их как можно выгоднее» [3,94]. Следовательно, коррупция - основной тормоз экономического роста в стране, и как криминальное явление  появилось в связи с экономикой, с финансовыми и товарными потоками. Экономическая коррупция в общем виде включает в себя различные преступления и ведет к разрушению экономики или ее одностороннему развитию, превращению государственного аппарата в инструмент удовлетворения индивидуальных экономических потребностей отдельной так называемой высшей элиты.

Опасность экономической коррупции еще и в том, что она тесно связана с «теневой экономикой». Она взрастает на ее почве, затем стимулирует ее развитие и расширение. Будучи связанной с «теневыми», «грязными» капиталами, экономическая коррупция быстро и разносторонне вклинивается в организованную преступность. Доминирующим мотивом в экономической коррупции является наличие корыстной цели, а именно, завладение имуществом, финансами, получение различных льгот.

Так как в основе бюрократизма лежат экономические, организационные, политико-идеологические, социокультурные корни, то выходом из этой сложной ситуации могли бы стать изменения экономических, организационных, социальных, политических и других условий. Успех борьбы с бюрократизмом в Казахстане определяется тем, насколько быстро и в каких масштабах будут реализованы идеи демократии, свободы и социальной справедливости. Но современное состояние и развитие казахстанского общества не позволяет говорить о скором искоренении такого явления как бюрократизм, и как следствие этого явления - коррупции. В этой сфере деятельности основными задачами в рамках проведения единой антикоррупционной политики в нашей стране можно считать следующие:

- повышение эффективности государственного управления;

- снижение влияния государственного аппарата на деятельность частного бизнеса и граждан;

- усиление роли общественного контроля над деятельностью всех ветвей государственной власти.

Наряду с вышеперечисленными антикоррупционными мерами очевидным и немаловажным является инвентаризация законодательных актов и совершенствование правовой основы для борьбы со злоупотреблениями. При этом должна быть исключена любая манипуляция, интерпретация и двойное толкование требований норм права.

Неспособность власти эффективно противодействовать коррупционным проявлениям в общественной жизнедеятельности наиболее остро проявляется на нерешенности многих социальных проблем. С этой точки зрения распространение коррупции крайне отрицательно отражается на состоянии безопасности и правопорядка, качестве медицинских услуг и образования, социального и пенсионного обеспечения граждан, тем самым, усиливая и так сложную социальную напряженность в обществе. Одной из основных причин сложившейся неблагоприятной ситуации является нечестная конкуренция в сфере бизнеса, проявляемая в лоббировании интересов отдельных экономических субъектов, обладании ими определенными льготами и преференциями. И в этом разрезе для выравнивания сложившейся ситуации необходимо создать равные условия ведения бизнеса для всех участников предпринимательской деятельности, а также равные возможности получения жизненных благ для всех категорий граждан.

В свете нерешенности многих социальных проблем семей государственных служащих: обеспеченность жильём; качественное медицинское обслуживание и хорошее образование; проведение досуга и отдыха и в целях избежания возникновения конфликтов личных интересов работников с интересом государственным, необходимо создать благоприятные социально-экономические условия для данной категории граждан. Ведь не секрет, что сегодня представители органов государственной власти во многом ограничены в возможностях решения своих жизненных проблем так как уровень доходов недостаточно высок, а это создает благоприятную почву для различного рода соблазнов, используя свое служебное положение, ведь не каждый рядовой сотрудник в состоянии себе позволить взять кредит в банке на условиях, предлагаемых ему кредитной организацией [4, 131].

Исходя из этого, одним из способов решения вышеназванных проблем и формирования соответствующих условий, видится создание единого Центра по предоставлению кредитов данной категории граждан на различные нужды (ипотечное и потребительское кредитование, кредиты на образование и другие цели). Центру необходимо придать статус как одного из структурных подразделений исполнительной власти и подотчетного Председателю Правительства РК. Естественно, что будут введены ограничения для государственных служащих по получению услуг кредитного характера в других кредитных организациях. Тем самым, будут созданы единые условия для кредитования государственных служащих с фиксированной процентной ставкой за пользование кредитами для всех категорий служащих, но при этом срок погашения ссудной задолженности привязывается к суммарному подходу, т.е. регулирует размер ежемесячных платежей по уплате основного долга в зависимости от уровня доходов должностных лиц.

Это существенно снизит коррупционный риск, проявляемый в виде льготного кредитования частным бизнесом жизненных потребностей представителей власти в обмен на оказание определенных видов услуг. Таким образом, эффективность антикоррупционных мер будет во многом зависеть от политической воли властных структур к неуклонному претворению в жизнь основных идей и принципов противодействия коррупции, а также от готовности общества принять активное участие в этом процессе и взять за основу в своей жизнедеятельности соблюдение этических норм и требований закона.

Анализируя возможные эффекты возникновения от реализации предлагаемой антикоррупционной политики государства, становится очевидным её инновационная направленность. Негативным же фактором, влияющим на ухудшение антикоррупционного климата в стране, является закостенелость бюрократической системы и чиновнического аппарата, не способного самостоятельно, без радикальных мер, трансформироваться в передовой отряд по борьбе со злоупотреблениями власти, тем самым на собственном примере, показывать приверженность провозглашенным принципам. Ещё одним проблемным аспектом является разрушение духовно-нравственных устоев и ценностей в общественном сознании, ведущее к деградации основ человеческих взаимоотношений.

Для эффективного проведения антикоррупционной политики государства и получения положительных результатов от предпринимаемых действий в этой области необходимо осуществить следующие мероприятия:

- на основе сформулированных антикоррупционных мер выработать действенные механизмы реализации поставленных задач в рамках проведения антикоррупционной политики государства;

- создать законодательную основу для эффективного проведения антикоррупционной политики государства;

- возвести в ранг доктрины политику государства по борьбе с коррупцией, сделать одним из руководящих принципов социально-экономического развития страны;

- образовать специальное ведомство по противодействию коррупции, отвечающее за проведение антикоррупционной политики государства.

О способности разрешить эту злободневную проблему свидетельствуют многочисленные факты и примеры из славной истории нашей страны. Ведь в самые сложные периоды развития нашего общества, люди объединяли свои усилия и объединялись в единую мощную общественную структуру, которая эффективно решала и более сложные задачи социально-экономического развития и предотвращала любые угрозы нашей национальной безопасности.

 

Список литературы: 

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17.01.2014. Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее.

2. Исмагулов Д.К. Причины и условия коррупционных правонарушений в государственных органах // Материалы научной конференции молодых ученых Казахстана «Проблемы и перспективы развития Казахстана как правового и демократического государства: взгляды и суждения молодежи». – Алматы: Университет им. Д.А. Кунаева. - 2007. – 146c.

3. Дашкова Л.Г. Криминологические проблемы взяточничества: автореф. канд. юрид. наук. - М.: Изд-во Щит, 1996. – 186с

4. Радачинский С.Н. Уголовная ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа: Учебное пособие. Серия «Юридическая практика». - М.: МарТ, 2013. - 270c.