Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Международное сотрудничество в целях охраны окружающей среды

Дата публикации: 2020-02-16 19:10:36
Статью разместил(а):
Байжанов Ербол Аманжолович

Международное сотрудничество в целях охраны окружающей среды

International cooperation for environmental protection

 

Авторы:

Тлеуова Жулдуз Омербековна

Кокшетауский университет им.А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан.

e-mail: ivanov107@mail.ru

Tleuova Zhulduz Omerbekovna

Kokshetau Abai Myrzakhmetov university, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: ivanov107@mail.ru

Жабаева Мархаба Уракпаевна

Кокшетауский университет им.А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан.

e-mail: ivanov107@mail.ru

Zhabaeva Marhaba Urakpaevna

Kokshetau Abai Myrzakhmetov university, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: ivanov107@mail.ru

Бектурган Дархан

Кокшетауский университет им.А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан.

e-mail: ivanov107@mail.ru

Bekturgan Darhan

Kokshetau Abai Myrzakhmetov university, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: ivanov107@mail.ru

 

Аннотация: В статье производится анализ международного сотрудничества в целях охраны и улучшения окружающей среды. Рассматриваются различные модели международного сотрудничества в области экологии, за рубежом.

Abstract: The article analyzes international cooperation in order to protect and improve the environment. Various models of international cooperation in the field of ecology, are considered abroad.

Ключевые слова: окружающая среда, экология, защита окружающей среды.

Keywords: environment, ecology, environmental protection.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Международное сотрудничество в целях охраны и улучшения окружающей среды, осуществляется в основном в трех направлениях: в рамках ООН, региональных союзов государств и в рамках континентального сотрудничества отдельных государств. Эти и другие формы сотрудничества, которые имеют свою специфику, показывают следующее: несмотря на существование концепции об окружающей среде и ее охране, все еще недостаточен рост осознания значимости экологических проблем и обязательств отдельных государств и всего человечества по сохранению окружающей природной среды.

В науке международного права обстоятельно обоснован вывод о том, что в рамках универсальных международных организаций, при условии, что их деятельность опирается на общепризнанные принципы современного международного права, возможно добиться положительных результатов в общечеловеческом плане при решении экологических проблем [1, 32].

Несколько иначе отвечают на этот вопрос западные ученые. Часть из них полагают, что на базе принципов Устава ООН все-таки можно направить деятельность международных организаций на удовлетворительное решение глобальных проблем, в том числе и экологических и что такое решение, следовательно, возможно в рамках структуры ООН. Другие высказывают сомнение относительно целесообразности и перспективы такого пути, предлагая отказаться от государственного суверенитета, так как «в последние годы консервативное понимание национального суверенитета и роли растущих международных организаций помешало осуществить совместные действия по предотвращению экологического кризиса».

Превращение на рубеже 60-70-х годов проблемы охраны окружающей среды из чисто научно-технической в крупную политическую привело к перемещению центра тяжести с между-, народных неправительственных на межгосударственные программы и соответственно на деятельность международных межправительственных организаций по их обеспечению и реализации. В этих условиях неизмеримо возрастает роль Организации Объединенных Наций как всемирного форума по организации международного сотрудничества в этой области, что связано с широтой и разносторонностью компетенции самой организации, включающей среди прочего и любую глобальную или региональную природоохранную проблему, а также с членским составом организации, объединяющей подавляющее большинство государств мира.

Как отмечалось, ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Поскольку ООН в настоящее время является центром сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств. ООН располагает целой системой органов, которые заняты развитием международной природоохранительной деятельности государств. Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

ООН вносит значительный вклад в решение проблем окружающей среды в глобальных масштабах. Как известно, экологическое сотрудничество в рамках этой международной организации охватывает страны с различными взаимоотношениями: от дружбы и сотрудничества до вооруженных конфликтов. Сотрудничество в рамках ООН позволяет решать определенные экологические проблемы, которые имеют национальный характер, то есть такие проблемы могут решаться и на основании экологического сотрудничества и другими государствами [2, 34].

Что касается органов и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, то можно перечислять следующее.

В соответствии с положениями Устава (преамбула, ст.1), ООН призвана быть центром по согласованию действий государств в деле разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека. Эти положения Устава ООН одновременно служат и правовой основой компетенции организации в области международного сотрудничества по охране окружающей среды, так как экологическая проблематика бесспорно может быть отнесена как к категории проблем гуманитарного, так и экономического характера, если придерживаться предполагаемой Уставом классификации.

Наконец, в прогрессивном развитии международного экологического права все более отчетливо выделяется тенденция к признанию права на благоприятную окружающую среду в качестве одного из неотъемлемых прав человека и народов. Такой вывод вытекает, в частности, из анализа ст.З Всеобщей декларации прав человека 1948 г., предусматривающей основное право человека - право на жизнь (загрязнение окружающей среды представляет угрозу осуществлению этого права), а также ст.25 Декларации, в соответствии с которой «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.» [3, 49].

Африканская Хартия прав человека и народов в ст.24 закрепляет право всех народов на «удовлетворительную окружающую среду, способствующую их развитию». Из компетенции ООН, установленной ее Уставом (ст.ст. 55, 56), вытекает не только функция координации деятельности государств по обеспечению охраны окружающей среды, но и деятельность как непосредственно системы международного сотрудничества в этой области.

Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно либо через ее главные и вспомогательные органы или систему специализированных учреждений.

В системе главных органов ООН основная роль в организации международных природоохранных мероприятий принадлежит Генеральной Ассамблее и ЭКОСОС. В соответствии со ст.10 Устава, Генеральная Ассамблея правомочна «обсуждать любые вопросы и дела в пределах настоящего Устава». На основании ст.13 Устава она также организует исследования и дает рекомендации в целях «содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культурной, образования, здравоохранения, и содействия осуществлению прав человека.» Ст.60 прямо указывает, что на Генеральной Ассамблее, а также на ЭКОСОС лежит главная ответственность за осуществление деятельности ООН в области международного экономического и социального сотрудничества (которая, как отмечалось, покрывает и сферу охраны окружающей среды), но при том ЭКОСОС действует под руководством Генеральной Ассамблеи [3, 49].

Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.

Природоохранительная деятельность государств в рамках ООН и на национальной основе привела к необходимости создания в ООН специального механизма по координации сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Таким механизмом стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная в 1972 г. Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран.

Учрежденная по решению Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) стала первым учреждением Организации Объединенных Наций, расположенным в развивающейся стране. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения) [3, 97].

Главная задача ЮНЕП - координация деятельности и поощрение партнерства в вопросах зашиты окружающей среды путем обеспечения нациям и народам возможностей улучшения качества их жизни без нанесения ущерба интересам будущих поколений. Координирующая роль ЮНЕП была усилена в 1992 году, когда Конференция Организации Объединенных Наций по вопросам окружающей среды и развития приняла Программу-21 - всеобъемлющий проект рационального развития в глобальном масштабе. Среди главных приоритетов Программы - осуществление текущего контроля за состоянием окружающей среды, оценка и раннее предупреждение об опасных тенденциях; содействие проведению экологических мероприятий в рамках всей системы Организации Объединенных Наций; повышение уровня осведомленности общественности о проблемах экологии; содействие обмену информацией по экологичным технологиям; и предоставление технических, юридических и институциональных консультаций правительствам по вопросам создания потенциала и инициативам в вопросах рационального развития.

 

Список литературы:

1.  Авраменко И.М. Международное экологическое право.- Ростов н/Д: ЧП Никифоров, 2005. – 300 с.

2. Байдельдинов Д.Л. Правовой механизм государственного управления в области экологии.- Алматы: Жеті жарғы, 1998. – 230 с.

3. Веденин Н.Н. Экологическое право.- М.: АСТ, 1998. – 300 с.

 

. . . . . . .