Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Вопросы правового регулирования прав жертв преступлений

Дата публикации: 2020-02-15 18:57:31
Статью разместил(а):
Байжанов Ербол Аманжолович

Вопросы правового регулирования прав жертв преступлений 

Issues of legal regulation of the rights of victims of crime

 

Авторы:

Байжанов Ербол Аманжолович

Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан.

e-mail: baizhanov_erbol@mail.ru

Baizhanov Yerbol Amanjolovich

Kokshetau Abai Myrzakhmetov university, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: baizhanov_erbol@mail.ru

Аппасова Жанар Суандыковна

Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан.

e-mail: baizhanov_erbol@mail.ru

Appasova Zhanar Suandykovna

Kokshetau Abai Myrzakhmetov university, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: baizhanov_erbol@mail.ru

 

Аннотация: В статье производится анализ прав жертв преступлений. Рассматриваются различные модели защиты прав жертв преступлений. Анализируются международные документы по защите прав жертв преступлений.

Abstract: The article produced the rights of victims of crime. Various models of protecting the rights of victims of crime are examined. The international documents on the protection of the rights of victims of crime are analyzed.

Ключевые слова: Права жертв преступлений, международные договоры по правам человека.

Keywords: Rights of victims of crime, international human rights treaties.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В последние десятилетия, как на международном уровне, так и в ряде отдельных стран, растет требование, чтобы больше внимания уделялось интересам и правам жертв преступлений, а также обеспечению их доступа к правосудию.

К сожалению, публичные дебаты по этой теме слишком часто ставят права и интересы жертв и обвиняемых как игру с нулевой суммой, в которой гарантии прав подсудимых, такие как презумпция невиновности и право на справедливое судебное разбирательство, вступают в силу. расходы жертв и улучшения в обращении с жертвами ущемляют права обвиняемых. Хотя могут существовать противоречия между законными интересами потерпевших и обвиняемых, система уголовного правосудия, основанная на стандартах в области прав человека, может защищать как права, так и справедливость и верховенство права [1, 25].

Несколько международных договоров по правам человека, в том числе договоры, обязательные для США, а также подробные руководящие указания по наилучшей практике, обеспечивают стандарты для защиты прав и интересов жертв. Эти стандарты подробно обсуждаются в этом документе; мы суммируем их в параграфе ниже.

Прежде всего, все жертвы преступлений должны иметь свой статус, признанный государством. Такое признание должно произойти независимо от того, будут ли предполагаемые преступники идентифицированы или арестованы. Стандарты прав человека требуют, чтобы к жертвам относились с состраданием и уважением их человеческого достоинства на протяжении всего процесса уголовного правосудия, и чтобы ни одна группа или категория жертв не страдала от дискриминации. Жертвы преступлений должны иметь доступ к системе уголовного правосудия и участвовать в ней посредством процедур, которые предоставляют им информацию, уведомление и возможность быть услышанными без ущерба для прав обвиняемого. Стандарты прав человека признают, что жертвам следует защищать и оказывать им помощь во всех соответствующих случаях [2, 3].

В этом работе рассматривается действующее законодательство и практика США в отношении международных стандартов области прав человека. Он опирается на интервью с жертвами преступлений, защитниками прав жертв и адвокатами, а также на оценку международных стандартов и внутреннего законодательства США. В то время как юрисдикции США, как федеральные, так и государственные, достигли значительного прогресса в последние десятилетия, можно сделать гораздо больше для обеспечения защиты прав и законных интересов жертв.

Многие международные документы по правам человека касаются или затрагивают права жертв, включая такие правовые документы, как Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) [1, 26], имеющий обязательную юридическую силу для правительств государств, а также Конвенцию о Ликвидация дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Конвенция о правах ребенка (CRC). В других международных документах содержатся указания о том, как наилучшим образом защищать и поощрять права жертв и удовлетворять их потребности во внутренних правовых системах, в частности Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 года (ООН) ("Основные принципы для потерпевших "), принятые Генеральной Ассамблеей ООН [1, 27]. В последующем анализе этот доклад в значительной степени опирается на Основные принципы для потерпевших, наиболее всеобъемлющий международный подход к данному вопросу, доступный в настоящее время.

Генеральная Ассамблея ООН и Экономический и Социальный Совет ООН также приняли несколько резолюций, в которых подчеркивается важность прав женщин и детей, ставших жертвами преступлений.

Несколько положений в МПГПП, которые многие страны ратифицировали и тем самым обязали себя, имеют отношение к жертвам преступлений. Они включают:

- Права на защиту от вреда, которые налагают на правительство обязательства иметь эффективные уголовные законы, запрещающие определенное поведение, выступают в качестве сдерживающего фактора для совершения преступлений и обеспечивают, чтобы те, кто совершает преступления, были привлечены к ответственности посредством эффективного расследования и, где уместно, судебное преследование. Например, статья 6.1 договора требует, чтобы право на жизнь защищалось законом; Статья 7 налагает обязательство защищать людей от бесчеловечного обращения, включая насилие в семье; и статья 17 налагает обязательства защищать человека, дом и семью от несправедливого нападения;

- Права, признаваемые и равные перед законом, и право на недискриминацию (статьи 2, 3, 16 и 26);

- Право на средства правовой защиты и доступ к правосудию, включая справедливое и публичное разбирательство по не уголовным делам (статьи 2 и 14); а также

- Права надлежащую правовую процедуру, которые являются неотъемлемой частью уголовной системы (статьи 9, 10, 14 и 15).

США, в частности, также подписали, но не ратифицировали CEDAW и CRC. Как подписавшая сторона, хотя она не юридически обязана выполнять конкретные положения этих договоров, США не должны действовать, чтобы нанести ущерб их объекту и цели. [2, 4]

CEDAW требует принятия мер, в том числе в системе уголовного правосудия, для обеспечения защиты женщин от дискриминации, эксплуатации и вреда. КПР также требует, чтобы были приняты конкретные меры для защиты детей от различных форм вреда, причиненного преступными действиями, и для обеспечения доступа к реабилитационным услугам, где это необходимо.

Неправительственным организациям не хватает долгосрочного оперативного финансирования из государственных ресурсов, что заставляет их больше гоняться за донорским финансированием на основе проектов, что отнимает много времени, так как предоставление услуг связано с темами, дружественными для доноров, и угрожает устойчивости услуг. Базовые меры защиты не всегда применяются, например, для того, чтобы жертвы сексуального насилия опрашивались сотрудниками полиции того же пола; помещения для интервью подходят по назначению; и жертвы имеют отдельные зоны ожидания в судах.

Кроме того, судьям, прокурорам, сотрудникам полиции и другим сотрудникам органов юстиции предоставляется ограниченное обучение для обеспечения чуткости и профессионализма при работе с жертвами преступлений. В частности, например, в Сербии существуют базовые основы для соответствия минимальным стандартам ЕС, но необходимо устранить законодательные и практические пробелы, ненужное дублирование и неравенство в предоставлении услуг между органами власти, между географическими точками или между группами жертв. С рекомендациями, принятыми Министерством юстиции. Сектор юстиции предпринимает важные шаги для создания системы, соответствующей стандартам ЕС. Всемирный банк и поддержка жертв Европе будут продолжать поддерживать этот процесс, как часть нашей приверженности улучшению справедливости и предоставления услуг для наиболее уязвимых групп населения, в том числе в сотрудничестве с международными уголовными организациями [3, 152]. 

Разработчики должны обеспечить, чтобы в законах предусматривалось финансирование комплексных и интегрированных вспомогательных услуг для оказания помощи жертвам и лицам, которым грозит «честь» преступлений. В Резолюции 1681 (2009) Парламентской Ассамблеи Совета Европы рекомендуется, чтобы государства предоставляли убежище, географически доступное для жертв, разрабатывали долгосрочные программы физической и психологической поддержки для жертв, содействовали экономической независимости жертв и обеспечивали защиту и защиту со стороны полиции. новый идентификатор, если это необходимо.

Составители должны включать следующие аспекты помощи жертвам:

· Бесплатная круглосуточная горячая линия, доступная из любой точки страны, недоступна для отслеживания, предлагает помощь на нескольких языках и укомплектована людьми, обученными по вопросам «чести» преступлений. Кроме того, составители обеспечивают создание легкодоступного и широко разрекламированного веб-сайта, который предоставляет образовательные материалы о преступлениях и законных правах жертв и перечисляет ресурсы для жертв или лиц, которым грозит «честь» преступлений, включая контактную информацию для женских приютов и правоохранительных органов.

· Пример: Горячая линия Allochtone Vrouwentelefoon Oost Nederland оказывает поддержку женщинам-иммигрантам. Телефонная линия не отслеживается, бесплатна и укомплектована добровольцами, которые в совокупности говорят на десяти языках [4, 25].

Приют для каждых 10 000 членов населения, расположенный как в сельской, так и в городской местности, который может разместить жертв и их детей для экстренного пребывания и который поможет им найти убежище для длительного проживания. Такие приюты должны быть созданы во всех регионах или провинциях, в том числе в сельской местности, чтобы они были доступны для жертв по всей стране. Должны быть приняты меры для сохранения секретности мест таких приютов. Решение остаться в приюте должно быть сделано добровольно. Составителям проектов следует помнить, что в приютах могут отсутствовать девочки возрасте до 18 лет, и им следует обеспечить специальное жилье для девушек возрасте до 18 лет, подвергающихся риску насилия на почве чести. Правила и условия проживания в жилье должны учитывать особые потребности женщин и девочек-иммигрантов, в том числе путем предоставления услуг по переводу.

Составителям проектов следует рассмотреть возможность создания специализированных приютов, предназначенных исключительно для жертв данной категории преступлений, что позволит таким приютам приобретать опыт реагирования на уникальную динамику таких преступлений. Помощь с долгосрочным жильем должна также оказываться жертвам, которые демонстрируют финансовую потребность. 

 

Список литературы:

1. Каламкарян Р.А Международное право в вопросах и ответах. Издание 2. – М.: Эксмо-Пресс, 2009.-С.25-30.

2. Международные организации: Словарь - справочник / Сост. Т. Каверин Б.Н. Чичерина. - М., 2006.-С. 3-5.

3. Котляковский С.А. Интерпол в вопросах и ответах. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2008.-632 с

4. Касенов Б.М. Международно-правовые стандарты защиты прав жертв преступлений. Дисс... м.ю.н. – Кокшетау: КУАМ, 2019. – 76 с.

 

. . . . . . .