Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Понятие и правовое обеспечение цифровизации налоговых правоотношений

Дата публикации: 2023-01-25 13:15:02
Статью разместил(а):
Суслов Никита Романович

Понятие и правовое обеспечение цифровизации налоговых правоотношений

The concept and legal support of digitalization of tax relations

Автор: Cуслов Никита Романович 

Владимирский филиал РАНХИГС, г. Владимир, Россия

e-mail: nick.suslov2016@yandex.ru 

Suslov Nikita Romanovich,

Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir, Russia

e-mail: nick.suslov2016@yandex.ru

Аннотация: Статья рассматривает понятие «цифровизации» как процесса интеграции и планомерного внедрения технических средств на всех этапах возникновения и реализации финансово-правовых отношений по установлению, исчислению и взиманию налогов, предпосылки возникновения процесса цифровизации налоговых правоотношений, а также рассматривает цифровизацию налоговой сферы – это элемент глобального процесса цифровизации экономики и правовой системы.

Abstract: The article considers the concept of "digitalization" as a process of integration and systematic introduction of technical means at all stages of the emergence and implementation of financial and legal relations for the establishment, calculation and collection of taxes, prerequisites for the emergence of the process of digitalization of tax relations, and also considers the digitalization of the tax sphere - it is an element of the global process of digitalization of the economy and legal system.

Ключевые слова: цифровизация, налоговое право, налоговые правоотношения.

Keywords: digitalization, tax law, tax legal relations.

Тематическая рубрика: Юриспруденция. 

 

Информационные технологии, сопутствующие развитию глобализации, стали неотъемлемым элементом повседневной жизни человека. Это обусловлено преимуществами их практического применения: дискретность, удобство хранения, копирования, анализа и передачи без лишних ограничений. 

Цифровизация налоговых правоотношений – это основное направление деятельности государства, нацеленное на улучшение качества взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, повышения эффективности налогового администрирования и контроля. Многие специалисты оценивают показатель скорости цифровизации в России достаточно высоко, что характеризуется принятием в 2017 году специального программного документа «Цифровизация экономики Российской Федерации». Этот документ стал отправной точкой для начала процесса формирования новой реальности, где данные существуют в едином формате.

Цифровая экономика и электронное государство стали вектором и движущей силой радикальных преобразований современности, трансформирующих картину мира, а также изменяющих содержание правоотношений в обществе и установленный в нем миропорядок.

В соответствии с позицией В.А. Плотникова категория «цифровизация» должна быть представлена сочетанием нескольких элементов:

- во-первых, это динамичный процесс преобразования общественных отношений и всех сфер человеческой деятельности через активное использование цифровых технологий, способствующих генерации, обработке, передаче, хранению и визуализации разнообразных данных;

- во-вторых, это современный этап развития информатизации, для которого характерно преобладающее в сравнении с традиционными видами использование цифровых технологий для работы с информацией, что детерминировано появлением и распространением новых технических средств и программных решений.

Вики-словарь определяет «цифровизацию» в качестве «цифрового инструмента связи, записи, передачи сведений путем использования цифровых устройств».

Авторы используют цифровизацию не только для обозначения процесса преобразования информации в цифровую форму, но и для комплексного решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера.

Таким образом, анализ обозначенных определений, позволяет обозначить в качестве базового элемента цифровизации развитие интернета и информационных средств коммуникаций во всех сферах общественной жизнедеятельности и производства.

Цифровизация налоговых правоотношений предполагает переход на электронную систему налогообложения, которая с помощью информационных технологий раскрывает новые возможности для исчисления и взимания налогов, а также повышает эффективность налогового администрирования и контроля.

Цифровизация налоговых правоотношений подразумевает предоставление налоговым органам качественного программного обеспечения, информационных систем и ресурсов, благодаря которым организуются новые каналы взаимодействия с налогоплательщиками, структурными подразделениями налоговой системы друг с другом по поводу законодательного установления, определения и непосредственного исполнения налогового бремени.

Цифровизация как процесс интеграции и планомерного внедрения технических средств на всех этапах возникновения и реализации финансово-правовых отношений по установлению, исчислению и взиманию налогов способствует не только изменению методологии, норм и ценностей налогообложения, но и приводит к более оперативному аккумулированию, обмену и использованию участниками информации, а также нормативных документов, устанавливающих определенную модель налогообложения и налогового администрирования. Поэтому в качестве задач цифровизации сферы налогообложения могут быть названы следующие:

- организация доступа к информационным ресурсам, предназначенным для совместного использования всеми участниками налоговых правоотношений на основе «облачного» формата;

- организация обучения специалистов органов налоговой службы и систематического повышения их квалификации;

- формирование электронных каналов взаимодействия, коммуникации и обратной связи между участниками налоговых правоотношений;

- повышение мотивации сотрудников органов налоговой системы и налогоплательщиков к профессиональному освоению применяемых в рассматриваемой сфере цифровых ресурсов и систем;

- разработка и моделирование инновационных условий развития сферы налогообложения путем внедрения цифровых технологий;

- оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными ресурсами;

- аккумуляция, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий в цифровой среде налогообложения.

Предпосылки и условия охвата процессом цифровизации налоговых правоотношений являются общие социально-экономические и технические процессы сопровождающие развитие и существование общества на современном этапе.

Не смотря на преобладание позиции позитивного отношения к быстрой цифровизации налоговых правоотношений, отмечается проблема своевременного развития информационной культуры человека и трудности адаптации к новейшим цифровым инструментам, поэтому требуется способствовать параллельному развитию процесса образования и цифровизации.

В Российской Федерации первые шаги по цифровизации были предприняты ещё в 2002 году через реализацию Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)», и далее в 2008 году путем продвижения широкополосного интернета в регионы». В этот же году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р была одобрена «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (далее – Концепция). Согласно Концепции, под термином «электронное правительство» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами меры услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Государством принимаются меры создания и развития информационного общества, для которого необходим высокий уровень информационных технологий.

Развитию информационного общества и современных информационных технологий в Российской Федерации способствуют такие нормативные документы, как Концепция государственной информационной политики, федеральная целевая программа «Электронная Россия (2010 – 2025 годы)», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственная программа «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» и др.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями. Значительное Увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию новых технологий. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики- цифровой экономики и образованию ее экосистемы.

Одним из ключевых нормативных правовых актов в сфере реализации политики Российского государства с долгосрочными целями и краткосрочными задачами, стал Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». его правового регулирования являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования. Федеральным законом создана правовая основа построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.

Для осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была поставлена задача Правительству Российской Федерации разработать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации «национальные проекты (программы), влияющие на все сферы жизни общества: демография, образование, экология, культура, безопасные и качественные автомобильные дороги и другие.

Одним из важных направлений технологического развития современной России стал переход к цифровым технологиям, роботизированным системам, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203), для реализации этого приоритетного направления перед государством и обществом стоят, задачи по созданию условий для развития наукоемкого бизнеса и по формированию эффективной законодательной базы в этой сфере, а также современной системы управления в области науки, технологий и инноваций. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, призванная обеспечить национальные интересы Российской Федерации в контексте информационного общества, должна включать такие интересы как повышение эффективности государственного управления и формирование цифровой экономики, создание информационного общества и цифрового государства.

Таким образом, указанная программа дает импульс для развития законодательства (напр. были приняты федеральные законы: «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ; «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ и др.).

Ускоренное развитие цифровизации общественной и государственной деятельности получило статус национальной идеи в момент принятия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», благодаря которой ежегодно стало появляться большое количество автоматизированных систем и онлайн-сервисов. Для решения обозначенных в данном документе задач была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», стимулирующая развитие технологической инфраструктуры и их применение в бизнес-пространстве.

Современная экономическая ситуация в России обусловлена противоречивыми факторами: с одной стороны, санкционное давление стран Запада, последствия пандемии коронавируса, политическое обострение в мире, а с другой стороны – открывшиеся возможности в связи с уходом значительного числа основных конкурентов с различных рынков сбыта, стабилизация экономики ввиду утверждения мероприятий поддержки со стороны государства. В связи с этим российским компаниям целесообразно все усилия направить на достижение устойчивого экономического развития. Одним из направлений по улучшению функционирования деятельности предприятия и повышению основных финансово-экономических показателей является внедрение в процесс осуществления хозяйствования инструментов цифровой экономики.

Цифровизация экономики предполагает ускорение темпов экономического роста за счет повышения эффективности управления, финансового обеспечения и производства продукции, увеличивая конкурентоспособности национальной экономики в целом.

В таких условиях цифровизация не могла не затронуть сферу налогообложения и деятельность Федеральной налоговой службы как основного государственного ведомства, выполняющего фискальную функцию государства. Налоговая система как одна из экономических систем требует постоянного и разнопланового анализа с учетом общественных трансформаций, обусловленных одновременно усиливающимися вызовами внешней среды, мировыми трендами технологического развития, включая цифровизацию экономики. Финансовая стратегия государства в данной сфере должна адекватно и быстро реагировать на широкое распространение новых инновационных бизнес-моделей, а также определять юрисдикцию возникающих в связи с их реализаций экономических отношений. Поэтому основными задачами стали:

- формирование эффективного механизма правового регулирования цифровой экономики в каждой сфере;

- решение вопросов по обеспечению быстрой и истиной идентификации субъектов хозяйственно-торговых отношений, совершающих операции в пределах цифрового пространства, применяющих электронный документооборот на базе разработки и внедрения новых правил налогообложения с учетом экономико-правового осмысления цифровой трансформации;

- введение цифрового налогового мониторинга и администрирования, поддержанных соответствующим мерами правового регулирования. Здесь следует согласиться с позицией, изложенной Е.Ю. Грачевой об использовании финансово-правовых средств в качестве главного инструмента юридического воздействия на быстроразвивающиеся общественные отношения: «финансы образуют выступают в качестве главного орудия осуществления контроля за производством и распределением материальных благ, а также катализатором для развития как государства, так и общества в нужном направлении». Трансформация деловых правоотношений и практик экономической деятельности серьезно воздействуют на общественные отношения в целом, что обязывает государство в целях обеспечения собственных фискальных интересов своевременно реагировать и предпринимать меры по изменению традиционных подходов к правовому регулированию системы, правил и принципов налогообложения, налогового администрирования и контроля.

Контроль должен сохраняться на всех этапах осуществления финансовой деятельности любого субъекта, он выступает в качестве канала «обратной связи», сигнализирующего о появлении потребности изменить законодательство и правоприменительную практику в целях сохранения баланса публичных и частных интересов при распределении благ в условиях мобильности функций бизнеса, активов, потребителей и операций. 

Таким образом процесс цифровизации налоговых правоотношений является неизбежным и детерминированным требованиями современного развития реальности. Внедрение цифровых технологий становится катализатором развития и совершенствования электронного государства и применяемых им ресурсов.

Цифровизация налоговой сферы – это элемент глобального процесса цифровизации экономики и правовой системы, предполагающий переход на электронную форму осуществления налоговых процедур и организации взаимодействия субъектов налоговых правоотношений. 

Создание эффективной налоговой политики в условиях цифровой экономики, которая в то же время была бы справедливой и отвечающей всем требованиям современности, на протяжении многих лет является целью Российской Федерации. В качестве стимулов для развития цифровой экономики были внедрены в практическую деятельность такие инструменты, как особые правила налогообложения НДС операций, направленных на экспорт товаров, работ и услуг, стимулирования процесса инвестирования в российские высокотехнологические проекты, а также администрирования иностранных поставщиков интернет-услуг при помощи специальных on-line сервисов.

Также огромным толчком к развитию цифровизации экономики страны стала эпидемия коронавируса, охватившая мир в 2020 г. Большая часть экономической активности была переведена на дистанционный формат, все взаимодействия осуществлялись с помощью цифровых технологий и интернета. Справедливо будет замечание, что пандемия лишь ускорила уже и так существующие тенденции развития. Многие преимущества удаленного взаимодействия и до этого были очевидны и привычны, поэтому значительная часть нововведений с большой долей вероятности останется востребованной и необходимой. Поэтому следует продолжать укоренять цифровой мир путём инвестирования в безопасную инфраструктуру, которая способна обеспечить значительное развитие цифровизации. Важно заметить, что необходимо укрепить экосистему новых изменений по горизонтали (во всех отраслях экономики на различных уровнях) и по вертикали (на каждом уровне управления государством, производства и сферы услуг).

Сегодня трудно представить повседневную жизнь без таких простых возможностей взаимодействия с государственными институтами, включая органы Федеральной налоговой службы. Следствием цифровизации является видоизменение социального и экономического устройства общества. Появление таких технологий перекроило бизнес-процессы, размыло границы и поменяло способы конкуренции. Важно отметить, что цифровая экономика заняла позицию ключевого фактора, влияющего на экономический рост и имеющего последствия для ВВП, выработки и благосостояния домашних хозяйств во всех секторах экономики.

На новый уровень перешло взаимодействие налоговых органов с другими властными структурами и налогоплательщиками. Электронное взаимодействие в соответствии с п. 8 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации организовано между ФНС РФ и Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Фондом обязательного медицинского страхования и многофункциональными центрами.

Если говорить о цифровизации процессов в системе налогообложения РФ, важно упомянуть и сервис «Личный кабинет налогоплательщика», размещенный на сайте Федеральной Налоговой Службы. Сервис позволяет налогоплательщикам осуществлять свои налоговые права и обязанности в режиме онлайн. Граждане получают через кабинет необходимую информацию, а также могут передать информацию и документы в налоговые органы.

Также для удобства налогоплательщиков в 2018 году ФНС представила мобильные приложения «Мой налог» и «Налоги ФЛ». Приложения помогают при регистрации и позволяют работать на льготном специальном режиме, а именно для самозанятых. То есть самозанятые имеют возможность осуществлять налоговую деятельность без личного присутствия в налоговых органах.

Внедрение цифровых технологий в налоговых отношениях обеспечивает комфортность при взаимодействии налогоплательщиков с налоговым органом. Так, налогоплательщики и налоговые агенты должны предоставлять налоговую и бухгалтерскую отчетность по месту своего учета, если иное не предусмотрено действующим законодательством. При этом по общему правилу они могут выбирать форму предоставления такой отчетности — на материальном носителе или в электронной форме. Следовательно, упорядоченная и налаженная система технологических процессов делает работу налоговых органов проще, а использование информации более эффективным.

Цифровые технологии расширяют возможности по реализации и защите прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений. Внедрение и использование информационных технологий в работе налоговых органов предполагает новое качество предоставления государственных услуг.

В настоящее время, произошло осознание того, что использование технологических достижений уже не просто конкурентное преимущество. Политика в исследуемой сфере должна основываться на стимулировании развития инноваций в целом, и цифровых технологий в частности, по нашему мнению, именно такой подход является наиболее эффективным. Эффективность реализуемой государственной политики, и формируемых в соответствии с ней правовых основ, во многом зависит от квалификации кадров, занимающихся этими вопросами. Видится, что в современных условиях нужны узкоспециализированные специалисты, обладающие компетенциями, как в сфере налогообложения и юриспруденции, так и в технической сфере, по нашему мнению, это необходимо для понимания сущностных характеристик процесса цифровизации. Только при таком подходе станем возможным формирование правовых основ на перспективу, а не «в вдогонку» непрерывно развивающимся цифровым технологиям. Резюмируя, важно отметить, что реализация политики в сфере развития цифровизации, должна осуществляться сквозь призму соблюдения и уважения права и свобод человека, и сопровождаться дальнейшим развитием демократических начал российского государства и институтов гражданского общества.

Таким образом, динамичная цифровизация экономики с полной трансформацией фундаментальных подходов государства в аспекте принятия решений поможет сохранить конкурентоспособность на глобальном рынке и достигнуть высоких экономических результатов.

Цифровизация налоговых правоотношений – это непрерывный процесс модернизации управления сферой налогообложения через создание, внедрение, применение и совершенствование информационных технологий и систем, которые активно используются в деятельности налоговых органов, а также одновременная автоматизация реализации прав и обязанностей налогоплательщиков. При проведении трансформации важно определить, какие именно потребности можно модернизировать сегодня и какое влияние на показатели выполнения фискальной функции они могут оказать.

 

Список литературы: 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998

2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 146, 03.07.2014

3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5018

4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2901

5. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 531

6. Викторова Н.Г., Евстигнеев Е.Н. Налоговая экосистема как элемент цифровой экономики: системно-интегральный подход к построению /Н.Г. Викторова// Экономика. Профессия. Бизнес. 2022.  2. С. 28-33.

7. Золоева З.Т. Влияние государственной политики на правовое обеспечение в сфере развития цифровизации /З.Тю Золоева// Право и государство: теория и практика. 2022. №4. С. 230-233.

8. Колоткина О.А. Правовое регулирование процессов цифровизации российской экономики: теоретико-правовой аспект/// Бюллетень инновационных технологий. 2021. Т. 5. № 2. С. 103-106.

9. Лапшин А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях // Власть. 2019. № 1. С. 63-68.

10. Чжан В. Европейская модель цифровых компетенций. Понятие и сущность цифровизации / В. Чжан // Linguistica Juvenis. 2022.  24. С. 249-257.

 



. . . . . . .