Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Понятие и особенности результатов творческой деятельности в области образования и науки

Дата публикации: 2022-12-25 22:35:10
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Понятие и особенности результатов творческой деятельности в области образования и науки

The concept and features of the results of creative activity in the field of education and science

Автор: Рагимова Айан Рауф кызы 

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономического университет», г. Москва, Россия

e-mail: ayan_email@mail.ru

Rahimova Ayan Rauf kyzy

Moscow State University

of Humanities and Economics, Moscow, Russia

e-mail: ayan_email@mail.ru

Аннотация: Модернизация авторских прав на образовательный продукт - сложный и насущный вопрос, который требует своего разрешения. В статье рассмотрены определения ученых относительно понятия «творчество» и «научный результат», дана краткая характеристика законодательства стран бывшего СССР, которое содержит упоминание целого ряда объектов, относящихся к научным произведениям, а также приведен опыт Германии, Великобритании и США.

Abstract: The modernization of copyright for an educational product is a complex and urgent issue that needs to be resolved. The article examines the definitions of scientists regarding the concepts of "creativity" and "scientific result", gives a brief description of the legislation of the former USSR countries, which contains a reference to a number of objects related to scientific works, and also provides the experience of Germany, Great Britain and the USA.

Ключевые слова: результаты творческой деятельности, научные произведения, образовательная деятельность.

Keywords: results of creative activity, scientific works, educational activities.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Результаты творческой деятельности могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания произведений.

Легкий доступ к информации в наше время привели к тому, что многие результаты творческой деятельности стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений прав на результаты творческой деятельности, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями.

Научная сфера тесно связана с интеллектуальной собственностью: одни работают над новыми разработками, другие проводят исследования, третьи - пишут статьи, рассказывая миру о новых открытиях. Интеллектуальная собственность в научной деятельности представлена объектами патентных прав, такими как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также объектами авторских прав - произведениями науки [7].

Многие советские ученые-цивилисты, в числе которых можно упомянуть Б.С. Антимонова, М.А. Гордона, И.А. Грингольца, В.Я. Йонаса, В.И. Серебровского, Е.А. Флейшиц, в своих исследованиях дали определение понятия творчества в приложении к авторско-правовой деятельности. По мнению В.И. Серебровского [8], творчество это «сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата». Разделение произведений на творческие и нетворческие дано в работах В.Я. Йонаса. Им же введены понятия субъективной (неизвестность творческого результата для его автора) и объективной (неизвестность творческого результата для третьих лиц) новизны [6].

Е.Л. Белиловский [1] констатировал, что «не всякие практические предложения, являющиеся итогом научной разработки, можно считать «научными результатами». Необходимо установить качественные признаки этого понятия, отличающие его от других результатов человеческой мысли» и приводил мнение Б.С. Дынина о том, что «творчество, в том числе научное, должно создавать качественно новые, ранее неизвестные человечеству ценности».

Э.П. Гаврилов [2] предостерегал от смешения понятий «научный результат» и «научное произведение», считая первое из этих понятий обобщающим все виды научной деятельности, а второе - охраняемым авторским правом, причем «у произведения науки содержание (научный результат) имеет свое собственное существование, независимое от формы произведения, в котором оно воплощено, …научные результаты, или, иначе говоря, элементы, образующие содержание любого научного произведения, в авторском праве самостоятельного юридического значения не имеют … Авторское право охраняет в научных произведениях не содержание, а их форму».

В своих дальнейших работах, например, в комментарии к части четвертой Гражданского кодекса РФ [3] Э.П. Гаврилов отмечает, что «произведения могут появляться и в сфере «преподавания», упомянутой в ст.44 Конституции РФ». Автор считает, что «указание на эти сферы [науки, литературы и искусства] не должно пониматься ограничительно. По сути, эта норма [ст. 1259 ГК РФ] устанавливает, что произведение может относиться к любой сфере, где имеет место интеллектуальная деятельность».

Научно-исследовательская деятельность высших учебных заведений является предметом анализа Матвеевой Т.И., Леонова И.Ф., Матвеева А.А. из Санкт-Петербургского государственного университета. Данные авторы рассматривают технологический аудит научно-исследовательской деятельности ВУЗов как способ выявления коммерчески зрелых инновационных проектов.

В отличие от российской правовой доктрины, законодательство стран бывшего СССР содержит упоминание целого ряда объектов, относящихся к научным произведениям.

В распределении по странам это следующие результаты научно-практической деятельности:

- статьи, монографии, отчеты (Беларусь);

- видеограммы (Грузия, Украина);

- речи, лекции, доклады (Таджикистан);

- рукописи (Узбекистан);

- научные лекции, исследования, монографии, заключения, научные проекты, проектная документация (Литва).

Практически во всех нормах стран бывшего СССР списки таких объектов являются открытыми, тем не менее, от того, какие именно произведения выделены в качестве основных, зависит правовой режим и условия использования вышеупомянутых объектов творческой деятельности [4].

Правовые положения законов Великобритании и Германии включают в себя многие определения и термины, относящиеся к научным и учебным произведениям, как то:

- антологии; рефераты научных или технических статей (Великобритания);

- произведения или иллюстрации научного или технического характера; сборники для религиозного, школьного или образовательного использования; школьные передачи; публичные лекции; научные издания (Германия).

Российское авторское право специально не конкретизирует виды научных произведений, используя лишь условное деление всех произведений творчества на виды. Основное большинство научных произведений выражено в виде текстов и поэтому их правовая охрана приравнивается к правовой охране литературных произведений. В праве западноевропейских стран, как и в праве ранее рассмотренных стран СНГ, конкретизация научных и учебных произведений подчеркивает особый характер разных видов этих произведений [4].

В соответствии со статьей 1295 ГК РФ, произведение, созданное в рамках выполнения трудовых обязанностей, является служебным произведением. Содержание трудовых обязанностей предусмотрено двумя локальными документами: трудовым договором и должностной инструкцией. При этом в последнем конкретизируются трудовые обязанности работника в соответствии с занимаемой им должностью согласно штатному расписанию работодателя. Так, например, создание учебных программ и лекций - это минимальный перечень тех произведений, которые в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией преподавателя университета будут служебными. Однако не все произведения будут обладать признаками охраноспособности. Следует различать выполнение непосредственно трудовой функции (чтение лекций, проведение семинаров, лабораторных и практических занятий) и создание произведений. Например, лекция (лекционный курс) будет считаться оригинальным произведением, если она специально создана и впервые была прочитана или была зафиксирована на материальном носителе в рамках нового оригинального (авторского) разработанного курса. Таким образом, служебными произведениями будут являться только те произведения, создание которых входит в трудовые обязанности работника [5]. 

В отличие от российской практики заключения трудовых договоров и подписания должностных инструкций американские коллеги не имеют на руках никакого письменного подтверждения их трудовых отношений с университетами. Информация о вакансии обычно появляется в электронном виде, оферта также отправляется в электронном виде, университет при желании акцептует его, и работник считается принятым на работу. На сайте университета и в подразделении по работе с персоналом (HR Department) можно найти общее описание трудовых функций работника (Job Description). Но преподаватели в университетах порой не имеют и этого. Однако они подчиняются положению о факультете (Faculty Handbook). Согласно такому Положению, все преподаватели, а именно профессорский состав, обязаны не реже чем раз в год публиковать свои академические работы. Таким образом, публикации в журналах и проведение исследовательских работ и презентаций входят в трудовые обязанности работника в таких учреждениях. Публикуя свои статьи и даже учебники, авторы указывают свое имя и принадлежность к определенному университету. Все расходы берет на себя автор, университет не принимает в этом никакого участия [5].

Таким образом, результат творческой деятельности - это отражение действительности, являющееся синтезом идей (понятий или образов), выделяющимся своей новизной и ценностью, выраженным в объективной форме, содержащим решение задачи познания и преобразования человека, общества или природы. Признаками результата творческой деятельности является новизна; ценность; воплощенность в объективированную форму; неотносимость к «потребляемым вещам».  

Произведения, создаваемые специально для использования в образовательном процессе, могут свободно использоваться в учебном процессе без извлечения экономической выгоды в некоммерческих образовательных учреждениях.

В целом следует отметить, что в последнее время многие национальные законодательства пошли по пути ослабления монопольного авторского права в системе образования, реально реализуя, таким образом, право своих граждан на получение знаний.

 

Список литературы:

1. Белиловский Е.Л. Соотношение авторских и изобретательских прав научных работников // Правоведение. – 1966. - № 2. - С. 73 – 79.

2. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. - М.: Наука, 1984. - С. 78-82. 

3. Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. - С. 652-662.

4. Данилина Е.А., Попов А.Н. Научные произведения в российском и европейском законодательстве: монографии, лекции, шахматные композиции. - М., 2009. - С. 20-21.

5. Добрякова Н.И., Бахметьева А.В. Кто является правообладателем учебников? // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2014. - № 2 (10). – С. 4-14.

6. Йонас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: 1972. - С. 253. 

7. Произведение науки как объект интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. – Сайт nris (опубликовано 30.06.2022).

8. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М.: Издательство АН СССР. 1956. - С.30-38, 108.

 

. . . . . . .