Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Современные информационные технологии проблемы гражданско-правового регулирования

Дата публикации: 2022-12-13 05:33:55
Статью разместил(а):
Козлова Анна Сергеевна

Современные информационные технологии: проблемы гражданско-правового регулирования

Modern information technologies: problems of civil legal regulation

Автор: Козлова Анна Сергеевна

ФГБОУ ВО «ВИУ – (ф.) РАНХиГС», Волгоград, Россия

e-mail: annakozlova200@yandex.ru 

Kozlova Anna Sergeevna

RANEPA, Volgograd, Russia

e-mail: annakozlova200@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются информационные и виртуальные технологии как объекты и сферы их применения, в отношении которых необходимо гражданско-правовое регулирование. Проводится анализ и  упорядочивание таких объектов, а также анализ положений гражданского законодательства на предмет законодательных пробелов, представляются идеи по поводу их устранения. 

Abstract: The article deals with information and virtual technologies as objects and areas of their application, in respect of which civil law regulation is necessary. An analysis and ordering of such objects is carried out, as well as an analysis of the provisions of civil law for legislative gaps, ideas are presented regarding their elimination.

Ключевые слова: информационные технологии, облачные технологии, виртуальные объекты, гражданско-правовое регулирование.

Keywords: Information technology, cloud technologies, virtual objects, civil law regulation.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Переход рынка в виртуальную сеть и использование им информационных технологий – это потребность общества и бизнеса, это новый масштабный этап развития, поскольку человечество уже научилось использовать внешние ресурсы для производства и обеспечения существования, а IT-сфера – это внутренний человеческий капитал, который связан с использованием интеллектуальных, в какой-то степени творческих способностей, а кроме того, цифровизация способна упростить многие задачи, которые до этого исполнялись вручную, сделать работу более эффективной.

Так, например, тенденция развития технологий показывает востребованность облачных систем, благодаря которым снижается необходимость, а вместе с ними и затраты организации на обслуживание и использование вычислительной техники, а также благодаря которым обеспечивается удобство доступа к данным в любой момент, когда это будет необходимо с любого устройства [1]. При этом необходимо отметить, что главной характеристикой и главным поводом к такому всплеску интереса к виртуальным системам является высокий уровень безопасности, самостоятельное администрирование систем, и их производительность [2]. 

Проблемой развития виртуальных технологий является частое отставание правового регулирования, в связи с чем образуются законодательные пробелы гражданско-правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием новых технологий [3]. А стабильность и эффективность правового регулирования заключается в том, чтобы нормативная база была актуальной и соответствовала текущим социально-экономическим и технологическим явлениям. Анализ доктринальных исследований позволяет выделить основные направления стремительно развивающихся сфер [4]. Среди них:

1) искусственный интеллект;

2) метаданные, которые включают в себя машиночитаемое и машиноисполнимое право;

3) цифровые активы, криптовалюта, а также цифровой оборот;

4) большие данные;

5) обработка и защита персональных данных;

6) исключительные права;

7) цифровизация и администрирование в деятельности государства: органов власти, правоохранительных органов, управления;

8) управление новыми сферами предпринимательской деятельности и обеспечение трудовых прав в новых реалиях;

9) киберспорт, телемедицина, медиаобразование;

10) использование технологий виртуальной и совмещенной реальности в образовании и медицине, а также деятельность внутри виртуальных систем (метавселенных).

Как было отмечено ранее, информационные и виртуальные технологии пронизывают всю жизнь как одного человека, так и общества и государства с различных сторон, и поэтому гражданское право также должно многогранно регулировать отношения, возникающие в связи с их использованием.

Гражданско-правовое регулирование вышеперечисленных направлений заключается в первую очередь в создании понятийно-категориального аппарата и уяснение содержания каждой из сфер, выделение новых объектов гражданского права, их режимов, урегулирование особенностей сделок с ними.

Также в первую очередь необходимо установить новые особенности возникновения прав и обязанностей, а также осуществление и защиту гражданских прав с учётом возможности их возникновения внутри виртуального пространства.

Главной проблемой пользователей информационных и, особенно, виртуальных технологий является соотношение аккаунтов и реальных физических, а в будущем возможно и юридических лиц, поскольку это имеет значение для возникающих в процессе использования технологий отношений, как в качестве инструмента, так и внутри них.

Отдельным блоком выделяется внесение изменений в положения о юридических лицах с точки зрения государственного администрирования хозяйствующих субъектов, например, установление правомочия регистрирующих органов на использование технологий в ведение реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с точки зрения цифровых коммуникаций, а также их недвижимости, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Также остаются без внимания виртуальные объекты среди объектов гражданских прав. Так, например, внутри метавселенных могут приобретаться различные объекты, которые не подпадают под гражданско-правовое регулирование. Однако законодатель уже сделал шаг в сторону закрепления цифровых технологий как объектов гражданских прав. Так, статьи 128 и 141.1 ГК РФ закрепляют цифровые права лиц, которые включают в себя «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам» [5].

Говоря о сделках, интересным представляется позиция И. И. Кучерова и С. А. Синицына о форме электронных сделок. По мнению авторов, отечественное законодательство не нуждается в совершенствовании положений о форме и выделение третьего вида – электронной формы, к существующими устной и простой письменной формами [6]. Такое утверждение, на наш взгляд, является объективным, поскольку в обороте и во взаимодействии с государственными органами выработана широкая практика использования электронных документов и электронных образов документов, в том числе судебная практика допускает такие документы [7].

Ранее мы отметили о необходимости введения новых объектов гражданского права, и соответственно положения о вещным права должны также содержать в себе нормы о вещных правах на виртуальные объекты, а именно на те, которые обладают экономической составляющей. Это позволит выполнять сразу несколько функций:

1) субъекты гражданского права смогут пользоваться вещно-правовой защитой, что является самым древним и сформированным способом защиты нарушенных прав и интересов;

2) виртуальные объекты как вещи смогут защищаться уголовно-правовыми механизмами за счет признания их объектом преступления;

3) лица, у которых на праве собственности будут находиться такие вещи смогут использовать все три полномочия, включая законное распоряжение, важно подчеркнуть, что это даже открывает возможности для их наследования;

4) обособление их в пространстве за счет разделение нематериальной составляющей и материального носителя – ЭВМ и индивидуализация.

Ещё одним ответвлением исследуемой проблематики является развитие положений о сделках и обязательственного права в аспекте закрепления и регулирования, а значит и обеспечения и защиты прав и интересов сторон сделок, закрепление конкретных договорных конструкций.

Внутри регулирования этих сфер немаловажным является регулирование отношений по поводу защиты авторских прав, защиты прав потребителей этих систем, прав человека в целом, соотношение публичных и частных интересов, что достигается подбором оптимальных и точных методов правового регулирования.

Подводя итог вышесказанному, закрепление и гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с использованием, а также по поводу оборота виртуальными, и в целом информационными, технологиями позволяет защищать и обеспечивать уже выработанными способами права физических и юридических лиц в случае их нарушения, поскольку эти отношения фактически уже существуют, и стремительно появляются новые и новые технологии, но достаточного правового регулирования на данный момент не находят.

 

Библиографический список:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».

3. Калин Г.К. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере использования «облачных» технологий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 19. С. 204.

4. Карцхия А.А. Облачные технологии: правовой аспект // Российский юридический журнал. 2018. Т. 123. № 6. С. 162—215.

5. Кучеров И.И., Синицын С.А. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-учеб. пособие // Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации. – 2021. – 288 с.

6. Терещенко Л.К. Правовые проблемы использования «облачных» технологий // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 1. С. 39.

7. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права 2018. № 1. С. 86 - 101.

 

. . . . . . .