Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Актуальные проблемы реализации и защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи

Дата публикации: 2022-12-05 19:50:03
Статью разместил(а):
Кармазиновская Алина Сергеевна

Актуальные проблемы реализации и защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи

Actual problems of implementation and protection of consumer rights under a retail sale contract

 

Автор: Кармазиновская Алина Сергеевна

Волгоградский институт управления - филиал ФГБО УВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Волгоград, Россия

e-mail: alinakarmazinovskaya@yandex.ru

Karmazinovskaya Alina Sergeevna

Volgograd Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation", Volgograd, Russia

e-mail: : alinakarmazinovskaya@yandex.ru

 

Аннотация: Современная действительность характеризуется стремительным развитием рыночных отношений, в которых приоритетное значение отдается розничной продаже. Не вызовет никаких дискуссий утверждение о том, что торговая деятельность имеет важную роль в развитии социально-направленной экономики страны. В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены актуальные проблемы реализации и защиты прав потребителей по договору розничной продажи, в частности, затронута проблема нарушения баланса интересов сторон при реализации договора розничной купли продажи.

Annotation: Modern reality is characterized by the rapid development of market relations, in which priority is given to retail. The assertion that trading activity plays an important role in the development of the country's socially oriented economy will not cause any discussion. In the framework of this article, we will consider topical problems of the implementation and protection of consumer rights under a retail sale agreement, in particular, the problem of violating the balance of interests of the parties in the implementation of a retail sale agreement is touched upon.

Ключевые слова: покупатель, продавец, потребитель, товар, договор купли-продажи, розничный договор купли-продажи.

Keywords: buyer, seller, consumer, product, contract of sale, retail contract of sale.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Прежде чем перейти к непосредственному исследованию существующих проблем реализации и защиты прав потребителей по договору рыночной продажи, стоит сказать о том, что данному вопросу уделяется большое внимание со стороны цивилистов, что также подтверждает актуальность выбранной темы.

Исследованию проблем реализации и защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи посвящены работы таких исследователей, как Г.Р. Гафарова [5], Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, М.Ю. Челышев [6], Н.Ю. Иванова, Е.А. Игнатова, М.А. Шевченко [7] и другие.

Торговая деятельность представляют собой одну из разновидностей предпринимательской деятельности, которая направлена на приобретение и продажу товаров и услуг. Вместе с тем, в данном случае уместно сделать оговорку о том, что предоставление услуг, как продукта торговой деятельности возможно только при условии, что услуга рассматривается, как выполнение определенных видов работ. К такому выводу представляется возможным прийти исходя из положений ГОСТ Р 51304-2009. Национальный стандарт Российской Федерации [1].

Правовую регламентацию реализации и защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи составляют:

- Гражданский кодекс Российской Федерации [2],

- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» [3], а также иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Проведя анализ положений действующего законодательства, осуществляющего правовую регламентацию реализации и защиты прав потребителей по договору розничной продажи, а также материалов судебной практики, представляется возможным сказать о том, что на сегодняшний день существует большое количество проблем, возникающих при реализации прав потребителей

Ввиду объемности данного вопроса раскроем только некоторые аспекты существующей проблематики при реализации и защиты прав потребителей по договору розничной продажи.

Одна из наиболее часто встречающихся категорий споров, это споры, направленные на защиту прав при продаже товара ненадлежащего качества.

В период гарантийного срока потребитель вправе вернуть товар ненадлежащего качества не только продавцу, но и изготовителю или импортеру, при этом обязанность компенсировать моральный вред возникает ввиду самого факта нарушения прав потребителя.

Покупатель вправе обратиться не только к продавцу, но и к импортеру и потребовать возврата стоимости технически сложного товара в случае обнаружения в нем недостатков в течение 15 дней со дня передачи его потребителю (в случае обнаружения существенных недостатков - по истечении указанного срока) при условии возврата товара ненадлежащего качества импортеру.

Импортер обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара [5].

Надлежащее исполнение импортером этой обязанности предполагает разъяснение потребителю порядка возврата товара импортеру и организацию приемки товара у потребителя.

Однако суд не учел это и не дал оценку двум обстоятельствам:

- во-первых, ответу импортера, в котором указывалось, что заявитель может узнать правила возврата не у импортера, а у продавца;

- во-вторых, уведомление о необходимости вернуть товар импортер направил представителю истца только по истечении года со дня направления потребителем требования об отказе от договора купли-продажи.

Верховный суд Российской Федерации обратил внимание, что апелляционной инстанцией не учтено, что требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным - предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления.

Анализ решений судов по данному вопросу показал, что судебная практика, на сегодняшний день, не соответствует основополагающему принципу единообразия, что выступает в качестве ключевой проблемы, требующей решения.

 

Список источников:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301

3. ГОСТ Р 51304-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования.

4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.12.2017 N 18-КГ17-210 Требование: О взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. Обстоятельства: По мнению истца, ему был продан товар ненадлежащего качества. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку судом не учтено, что в силу ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

5. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие // под ред. З.М. Фаткудинова / Юстицинформ, 2018.

6. Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под общей ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2019.

7. Иванова Н.Ю., Игнатова Е.А., Шевченко М.А. Комментарий к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2008.

 

. . . . . . .