Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Преступления коррупционной направленности в России

Дата публикации: 2020-01-13 23:16:28
Статью разместил(а):
Мурзина Анастасия Александровна

Преступления коррупционной направленности в России

Corruption crimes in Russia

 

Автор: Мурзина Анастасия Александровна

Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия.

E-mail: katya.razorenova.1989@mail.ru

Anastasia Murzina Alexandrovna

Russian state University of justice, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: katya.razorenova.1989@mail.ru

 

Аннотация. В данной научной статье автором всесторонне изучаются преступления коррупционной направленности, совершаемые на территории Российской Федерации, а также рассматривается вопрос об условиях, порождающих данный вид преступности, и методах борьбы с ними. Произведен сравнительный анализ изменений количества коррупционных преступлений в России за период 2016-2018 годы.

Abstract. In this scientific article, the author comprehensively studies the crimes of corruption committed on the territory of the Russian Federation, and also considers the conditions that generate this type of crime, and methods of combating them. A comparative analysis of changes in the number of corruption crimes in Russia for the period 2016-2018 is made.

Ключевые слова: коррупционные преступления, антикоррупционная деятельность, правосознание, единоначалие, взяточничество, авторитет власти.

Keywords: corruption crimes, anti-corruption activities, legal awareness, unity of command, bribery, authority of the authorities.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и политических задач, подрывающих авторитет власти в глазах народа, мешающих эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей. Коррупция прямо или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и устои государственности. По масштабам распространенности коррупции в том или ином обществе или государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени развития гражданского общества.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В настоящее время можно говорить о различных проявлениях коррупции. Это и взяточничество, и так называемые откаты, объем которых, по оценкам экспертов, даже больше, чем взяточничества, и, наконец, самый опасный вид коррупции, выявить который порой достаточно сложно, - когда чиновники создают преимущества отдельным гражданам или компаниям. И этот перечень, к сожалению, не является исчерпывающим. Однако очевидно, что коррупция - явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. О существовании коррупции уже в древних цивилизациях говорят многочисленные письменные памятники минувших эпох.

Коррупция в России приобрела системный характер и оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов. Высокий уровень коррупционной преступности в России создал ситуацию, при которой:

 -  гражданам России стало невозможно добиться осуществления своих законных прав без подкупа должностных лиц;

 -  в мире сложилось представление о России как об одной из наиболее коррумпированных стран, в которой административный рэкет превратился в основную угрозу экономической деятельности;

 -  коррупция в сферах законодательной и исполнительной власти и государственного управления как в центре, так и на местах привела к коррозии не только самой сути демократической власти, но и системы демократических выборов этой власти;

 - коррупционная деятельность способствует необоснованному увеличению объема прав и свобод одних лиц перед другими.

Большинство специалистов сходятся на том, что основными причинами высокой коррупции является:

- незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты;

- зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты;

- политическое покровительство, которое приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией;

- отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями;

- низкий уровень участия граждан в контроле над государством;

- низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

- зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги;

- оторванность бюрократической элиты от народа;

- экономическая нестабильность, инфляция;

- этническая неоднородность населения;

- религиозная традиция;

- состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;

- высокий разрыв между очень богатыми и очень бедными слоями населения;

- правовая неграмотность подавляющей части населения страны;

- неэффективность функционирования большинства институтов власти;

- кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;

- отсутствие развитого гражданского общества, демократических традиций;

- низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета.

-  социальная незрелость гражданского общества;

- деформированность правового и нравственного сознания общества и др.

Подводя итог по вышеперечисленным причинам коррупции можно сказать, что независимо от сферы жизнедеятельности причины у коррупции одинаковые.

На сегодняшний день коррупция представляет собой угрозу для безопасности нашей страны, так как сильно препятствует проведению социальных преобразований, затрудняет деятельность общественных механизмов, что отрицательно сказывается на национальной экономике и вызывает недоверие к государственным институтам. Противодействие коррупции это общегосударственная задача и ее решение возложено на все органы исполнительной, законодательной и судебной власти, в первую очередь на правоохранительные органы.

По официальным данным генеральной прокуратуры, в 2017 году относительно 2016 года наблюдается сокращение числа преступлений, связанных с получением взятки на 40%, а число дел о даче взятки уменьшилось на 51%. Но с чем же это связано? Это связано с тем, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ в УК РФ появилась статья 291.2. «Мелкое взяточничество», и все преступления с суммами в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, стали квалифицировать по ней, а в 2017-2018 годах они уже не отражаются в статистике. Из этого можно сделать вывод, что большая часть приговоров по делам о взятках приходилось именно на эти суммы.

По мнению Кирилла Кабанова, который является главой Национального антикоррупционного комитета и членом президентского Совета по правам человека, на статистику повлияло то, что органы правопорядка переключились с берущих взятки учителей и врачей на раскрытие преступлений крупного и среднего уровня.  Сравнивая показатели преступлений 2017 года с показателями 2018 года, можно также заметить рост преступлений, как по даче, так и по получению взяток. В абсолютных значениях по сравнению с 2017 годом в 2018 году число случаев получения взятки, зарегистрированных за январь – июнь 2018 года выросло на 10%, а количество выявленных случаев дачи взятки за аналогичный период – на 3%. При этом оба показателя более чем вдвое ниже, чем в 2016 году.

Задача борьбы с коррупцией является на сегодняшний день одной из  острейших для нашего общества. Будем называть вещи своими именами: коррупция в России приобрела не просто масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, характеризующим специфику нашей жизни. Это болезнь, разъедающая российскую общественную систему изнутри, подрывающая экономику, пагубно влияющая на имидж государства в глазах мирового сообщества. Но главное – коррупция разрушает доверие населения к власти, по сути, сводит на нет все ее решения, направленные на создание свободного, демократического общества.

На данный момент развития нашего общества борьба возможна только с условиями, носящими объективный характер. Таким условием является низкая правовая и моральная культура подбираемых кадров, отсутствие нравственных ценностей и духовности. Перед правоохранительными органами стоит задача исключить коррупцию и взяточничество в своих рядах и не допускать совершения коррупционных преступлений другими лицами. Именно эти факторы лежат в основе большинства коррупционных преступлений в правоохранительной сфере.

Наиболее действенными правовыми средствами противодействия коррупции являются, первоначально, нормативно-правовые предписания, регламентирующие приёмы, способы противодействия коррупционным отношениям, а также юридические технологии, связанные с эффективным правовым инструментарием, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующие снижению факторов коррупционной деятельности. Концепцией антикоррупционных мер может быть не только принятие законодательных актов в государственной сфере, но и их повсеместное, практическое применение, именно это позволит осуществлять тщательный контроль над коррупционной деятельностью. Вместе с тем, нужно применять опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах, а также международные антикоррупционные стандарты. Более того, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, объективное и компетентное приобщение средств массовой информации. Основной акцент целесообразно делать на повышение уровня прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти.

Подводя итог можно сказать, что в законе существует ряд положений, которые вызывают трудности в его реализации. На мой взгляд, закон не выполняет в полной мере свою основную функцию по созданию и закреплению общественных отношений в сфере противодействия коррупции и недостаточно проработан с точки зрения социальных последствий его принятия.

 

Список литературы:

1. Глодных М. Причины коррупции и возможные пути их устранения., Адрианов В. Коррупция как глобальная проблема современности. «Маркетинг». – 2008. – №2. – С.3-23.

2. Корниленко Ю.А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 203-205.

 

. . . . . . .