Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Основания и порядок возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей

Дата публикации: 2022-10-24 11:09:24
Статью разместил(а):
Байназарова Милана Дмитриевна

Основания и порядок возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей

Grounds and procedure for initiating civil proceedings on the protection of consumer rights

Автор: Байназарова Милана Дмитриевна

Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия.

e-mail: milanabajnazarova20@gmail.com

Baynazarova Milana Dmitrievna

Russian state University of justice, Chelyabinsk, Russia.

e-mail: milanabajnazarova20@gmail.com

Аннотация: В статье анализируются действующие законодательные основания для возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей, а также процедура и порядок их разрешения. В исследовании рассматривается судебная практика по указанной проблематике. Автор выявляет пробелы и коллизии в российском праве, предлагает наиболее оптимальные пути их решения.  

Abstract: The article analyzes the current legislative grounds for initiating civil proceedings on the protection of consumer rights, as well as the process of and procedures for their resolution. The study deals with the judicial practice on this issue. The author identifies legal gaps and collisions in Russian law, suggests the most optimal ways to solve them. 

Ключевые слова: защита прав потребителей, порядок возбуждения дел, досудебный порядок урегулирования спорных правоотношений, судебный порядок, разрешение гражданских дел, потребительский экстремизм, затягивание сроков рассмотрения судебного рассмотрения, неисполнение решения суда. 

Keywords: protection of consumer rights, the procedure for initiating cases, the pre-trial procedure for the settlement of disputed legal relations, the judicial procedure, the resolution of civil cases, consumer extremism, delaying the consideration of judicial consideration, non-execution of a court decision..

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Основным, но далеко не единственным, нормативно-правовым актом в сфере защиты прав потребителей выступает одноименный Закон РФ. Его исключительная роль в отечественном законодательном массиве в рассматриваемой области заключается в наиболее точной регламентации возможных вариаций деяний той или иной стороны правоотношений.

Так, в соответствии с п.1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В случае нарушения любого из указанных оснований потребитель вправе обратиться в соответствующий суд за защитой своих законных интересов.

П. 3 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» подразумевает в своем содержании тезис о том, что потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. С таким требованием в исковом заявлении также можно обратиться в суд.

Если же сторонами был выбран судебный порядок урегулирования конфликтов, то наступает период взаимосвязанных и последовательных этапов. Рассмотрим более подробно.

Изначально для обращения в суд необходимо подготовить пакет документов, включающих в себя не только исковое заявление, квитанцию об уплате государственной пошлины и копию паспорта, а множество и иных доказательств, относящихся к рассмотрению дела. Среди них можно выделить, например, предъявление претензий в письменной форме, договоры, акты приема-передачи, накладные и иные письменные обоснования своей позиции. Стоит также отметить, что все представленные суду документы должны быть оформлены надлежащим образом: подписи на двусторонних соглашениях, грамотность и юридическая значимость документов, а также наличие всех необходимых печатей и отличительных знаков. Если предъявляемые законом требования, указанные в ст. 132 ГПК РФ не будут исполнены, то суд, в свою очередь, будет вынужден отказать в их принятии и приобщении к материалам гражданского дела. Когда получается достоверно убедиться в том, что пакет документов полностью подготовлен и не имеет грубых нарушений требований, тогда необходимо предоставить их в суд. Наступает следующий этап производства гражданского дела о защите прав потребителей. 

Следующая фаза характеризует себя как судебную, и моментом ее начала служит момент, как только ответчик получает исковое заявление, а завершается она вынесением судом решения по делу в конечной из выбранных сторонами инстанций. Зачастую стороны заинтересованы в исходе дела, поэтому они активны в процессе, посредством чего и реализуется принцип состязательности в полной мере. Так, своевременное предъявление тех или иных доказательств, ходатайств о привлечении к свидетельствованию по делу третьих лиц лишь благоприятным образом отразится в исходе дела для заинтересованной стороны. Каждое пояснение и иное средство, используемое в ходе судебного заседания, оказывает влияние на формирование картины произошедшего у судьи, поэтому к нужному исходу дела могут привести лишь грамотные и образованные специалисты с обеих сторон.

Заключительным этапом в данном процессе является взыскание суммы долга. На практике нередки случаи, когда проигравший ответчик уклоняется от добровольной уплаты истцу денежных средств, равных той сумме, которую назначил суд. На данном этапе стоит внимательно проанализировать финансовую составляющую данного вопроса, ведь умышленное затягивание рассмотрения спорного правоотношения позволит должнику на какое-то время укрыться от взыскания. В случае уверенности наличия денежных средств на счете в банке проигравшей стороны, необходимо обратиться с исполнительным листом именно туда, ведь данный путь будет наиболее оперативным и менее ресурсозатратным. В противном же случае, необходимо привлечь службу судебных приставов к мотивации выплатить указанную в исполнительном листе сумму [5, с. 185].

Так, уделив внимание наиболее важным аспектам проведения гражданского процесса о защите прав потребителей, можно сделать вывод, что данный алгоритм действий имеет несколько недочетов. Среди которых, например, потребительский экстремизм и умышленное затягивание самого судебного разбирательства какой-либо стороной или же исполнения решения суда.

В современных реалиях остро стоит вопрос в отношении потребительского экстремизма. Основная проблема заключается в том, что на законодательном уровне не выделено понятие и, как следствие, характерные черты данного юридического явления, а также не определены механизмы борьбы с ним и его общественно опасными последствиями. Ввиду отсутствия санкции, чувства безнаказанности, наблюдается рост числа совершаемых противоправных деяний. Хотя стоит отметить, что в ст. 10 ГК РФ содержится норма права, характеризующая злоупотребление правом, как осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.

Верховный Суд РФ обращает внимание на данную проблему в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, но не устанавливает пути ее решения, обозначения на законодательном уровне [3]. Наличие этих отметок в отечественной законодательной базе, несомненно, приближает предупреждение и пресечение подобных нарушений прав, однако, в полной мере не обеспечивает должного санкционного механизма.

В свою очередь, логичным решением этого пробела в праве видится его восполнение. Целесообразнее, включить норму о потребительском экстремизме, его видах и налагаемых на нарушителя законных прав санкций в текст Закона РФ «О защите прав потребителей».

В качестве примера, наглядно иллюстрирующего наличие подобной практики, стоит рассмотреть решение Первоуральского городского суда Свердловской области по делу № 2-2170/2020 от 30 октября 2020 г. [4]. Засмолина О.В. обратилась в суд с иском к ООО «Досуг Сервис» о признании положений договора, касающихся установления для балкона понижающего коэффициента 0,5 недействительным, взыскания разницы стоимости квартиры в связи с уменьшением площади, а также неустойки за нарушение сроков удовлетворения требования о соразмерном уменьшении покупной цены, компенсации морального вреда. Поведение истца является ничем иным как потребительским экстремизмом, ведь в целях получения необоснованного дохода. Разница в метрах, на которую указывает истец, никоим образом не влияет на потребительские свойства приобретенной квартиры. Кроме того, цена, указанная в договоре, является ценой квартиры, согласованной истцом, а не набора квадратных метров. Неустойка, заявленная истцом, явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Наличие нравственных и физических страданий, оценка степени которых необходима при определении суммы компенсации морального вреда, истцом не доказана, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие это. В связи с указанными обстоятельствами, суд в удовлетворении исковых требований Засмолиной О.В. к ООО «Досуг Сервис» полностью отказал.

Что касается умышленного затягивания самого судебного разбирательства какой-либо стороной или же исполнения решения суда, то в данной модели поведения в отношении проигравшей стороны будут действовать общие правила гражданского судопроизводства. Хотя стоит отметить, что зачастую, ситуации, касающиеся защиты прав потребителей не терпят отлагательств. Отсюда возникает вопрос неурегулированности сокращенного судопроизводства в отношении некоторых категорий дел по защите прав потребителя.

Наличие узкопрофильного и общего отечественного законодательства, касающегося защиты прав потребителей, служит несомненным преимуществом на пути к защите прав и законных интересов как потребителей, так и продавцов, однако, на современном этапе существования законодательного массива не в полной мере обеспечивается выполнение поставленных перед ним целей и задач.

Список литературы:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 15. – Ст. 766.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994. – № 32. – Ст. 2825.

3. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021).

4. Решение Первоуральского городского суда Свердловской области по делу № 2-2170/2020 от 30 октября 2020 г.

5. Куликова М.А., Решетникова И.В. Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий дел / М.А. Куликова, И.В.  Решетникова. – М.: Fustitia. – 2017. – С. 184-186.

 

. . . . . . .