Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Конституционно-правовые ценности: правовая природа, значение, место в конституционно-правовом регулировании

Дата публикации: 2022-10-10 00:00:59
Статью разместил(а):
Норов Роман Сергеевич

Конституционно-правовые ценности: правовая природа, значение, место в конституционно-правовом регулировании

Constitutional and legal values: legal nature, meaning, place in the mechanism of constitutional and legal regulation

Автор: Норов Роман Сергеевич

Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, Институт государственного и международного права,

Екатеринбург, Россия

E-mail: roma.paul.98@bk.ru

Norov Roman Sergeevich

Ural State Law University named after V.F. Yakovlev, Institute of State and International Law, Yekaterinburg, Russia

E-mail: roma.paul.98@bk.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правовой природы и значения конституционно-правовых ценностей, их месте в механизме правового регулирования, ставятся вопросы их отличия их конституционно-правовых принципов, поднимаются вопросы отличительных признаков конституционно-правовых ценностей.

Abstract: The article deals with the issues of the legal nature and significance of constitutional and legal values, their place in the mechanism of legal regulation, raises the issues of their difference in their constitutional and legal principles, raises the issues of distinctive features of constitutional and legal values.

Ключевые слова: конституционно-правовые ценности, Конституция Российской Федерации, конституционно-правовые принципы, принципы права, нормативно-правовой акт.

Keywords: constitutional and legal values, Constitution of the Russian Federation, constitutional and legal principles, principles of law, normative legal act.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Конституционно-правовые ценности как категория конституционного права появились сравнительно недавно: с принятием новой Конституции в 1993 году. Но наиболее широкое развитие и распространение они получили после внесения поправок в текст Конституции в 2020 году. Так, М.В. Гончаров в курсе лекций конституционно права называл следующие цифры: до внесения поправок текст Конституции насчитывал всего 6 таких ценностей, после внесения появилось 45 новых ценностей.

В связи с тем, что конституционные ценности закреплены в тексте Конституции, возникает ряд вопрос о роли и значении этой категории конституционного права: какова правовая природа конституционных ценностей? Облают ли они нормативным характером? Какое место в системе механизма конституционно-правового регулирования они занимают? Чем конституционно-правовые ценности отличаются от конституционных принципов? На все эти вопросы автор попытается дать ответы в этой работе.

Вопросы правовой природы и значения конституционно-правовых ценностей уже поднимались в науке конституционного права такими учеными, как Д.А. Авдеев, В.В. Мамонов, Н.В. Витрук. Но в целом проработка этого вопроса остается слабой в силу его новизны в отечественном праве: как уже упоминалось, наибольшее распространение эта категория получила после внесения поправок в текст Конституции в 2020 году.

Подходы к понимаю конституционных ценностей в науке различных. М.В. Гончаров к конституционным ценностям относит «признанные обществом и закрепленные конституционным законодательством идеи, явления, объекты целеполгалания, занимающие место ключевых и служащие основой для организации правового порядка в обществе, включая систему взаимоотношений между членами гражданского общества и институтами публичной власти». При этом конституционная ценность не называется как разновидность нормы права, а лишь как разновидность правовых ценностей. При этом не исключается косвенный регулятивный характер конституционных ценностей в качестве «основы организации правового порядка в обществе».

Н.В. Витрук под конституционными ценностями понимал «объекты реальной действительности, признанные в качестве основных ценностей, и нашедшие свое закрепление и гарантирование в использовании, реализации, охране и защите в Конституции Российской Федерации [Мамонов, 2013:126]». Имеет множество сходных позиций с определением конституционных ценностей, данных М.В. Гончаровым: существование ценностей объективно до их закрепления в акте Конституции, их признанность. При этом стоит отметить, что Витрук, как и Гончаров, не исключает косвенной регулятивной природы конституционных ценностей. Кроме того, ряд ученых, например Н.С. Бондарь и Ю.В. Капранова считают, что конституционные ценности не всегда существуют объективно, например, равноправие как базовую ценность современной демократии, которую еще необходимо достичь. В этом ключе конституционные ценности представляют собой и объект целеполагания.

Е.И. Клочко предлагает понимать под конституционными ценностями «идеи, идеалы, ориентиры, имеющие положительную значимость для всего народа и являющиеся основой всей правовой системы, общественного и государственного развития [Авдеев, 2020: 76]». Понятие Клочко сходно по смысловой нагрузке тем понятиям, которые даны Гончаровым и Витруком.

Ученый Авдеев приходит к выводу о том, что «конституционными ценностями выступают идеи, явления или социально значимые обстоятельства, закрепляемые в последующем в конституции (или же приравниваемых к ней иных правовых документах), выступающие в качестве ориентирующих положений, предопределяющих содержание норм текущего законодательства, в основе которого лежит приоритет конституционных ценностей при регулировании общественных отношений. Конституционные ценности как таковые являются юридическим воплощением признаваемых большинством граждан социально значимых обстоятельств, которые предопределяют общественное и государственное устройство [Авдеев, 2020: 76]». Исходя из определения, Авдеев также исключает нормативный характер конституционно-правовых ценностей и привязывает их к базовым ценностям общества. 

Исходя из вышеизложенных позиций, можно сделать вывод, что конституционные ценности являются базовыми идеями (не принципами) организации не только правовой, но и социальной жизни общества, сложившиеся исторически, закрепленные конституционно и определяющие смысл и содержание норм права. При этом стоит предположить, что конституционно-правовая ценность является не только категорией права, но и частным случаем ценностей как категории философии. Невозможно рассматривать понятие конституционных ценностей вне понимания «ценности» как таковой в рамках философии в силу того, что в основу конституционных ценностей ложится то, что особо положительно-значимо для общества. Упрощая вышеприведенное понятие, можно сказать, что конституционные ценности – это ценности, сложившиеся в обществе и наиболее ценные для него, в силу чего законодатель счел нужным придать особый конституционный статус.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные признаки конституционно-правовых ценностей:

1) Имеют двойственную природу: являются категорией права и философии;

2) Признаны обществом в качестве главнейших ценностей;

3) Являются объектом конституционно-правовой охраны;

4) Закреплены конституционно;

5) Влияют на содержание законодательства и деятельности органов власти. Этот пункт будет более детально раскрыт ниже.

Как представляется, в качестве признаков можно выделить и то, что конституционно-правовые ценности не обладают нормативными свойствами, несмотря на то, что они закреплены в ведущем нормативно-правовом акте государства. Например, такие закрепленные в ст. 67.1 Конституции ценности как «объединенность тысячелетней историей», «память предков», «память защитников Отчества» не обладают нормативными свойствами в силу того, что они не являются правилами поведения, направленными на регулирование общественных отношений. Такие ценности могут регулировать межличностные взаимоотношения людей, лежащие вне права, но никак не правоотношения. Эти ценности закреплены нормативно для обеспечения повышенной конституционно-правовой охраны.

Некоторые ученые склонны придавать конституционным ценностям нормативный характер. Например, по мнению Н.Е. Таевой, «конституционные ценности — это сложная конституционно-доктринальная, юридико-логическая и нормативная конструкция, возникающая как результат реализации аксиологической (т.е. ценностной) функции конституции [Авдеев, 2020: 76]». С такой позицией невозможно согласиться в силу вышеозвученной позиции о двойственной природе конституционно-правовых ценностей, согласно которой базой для такой конституционно-правовой ценности служит ценность в философском аспекте. Может ли ценность как таковая обладать свойством регуляции правоотношений? Представляется, что нет. Она может быть косвенным регулятором, определяющим суть, смысл и содержание законодательных актов и всей деятельности государства, но никак не нормой права. 

При этом для определения правовой природы конституционно-правовых ценностей необходимо понимать разницу между конституционными принципами и конституционными ценностями.

Перевалов под принципами права понимает «руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе». Т.е. это какие-то руководящие идеи, носящие регулятивный характер и лежащие в основе любой отрасли права, в т.ч. конституционного. Такие принципы являются нормами права, закреплены в нормативно-правовом акте и имеют непосредственное действие, направленное на регулирование правоотношений. Конституционные ценности же таким регулятивным характером не обладают.

Говоря о конституционно-правовых ценностях, можно перечислить некоторые их конкретные виды. Например, в ст. 68 закреплена культура как «уникальное наследие многонационального народа». В этом же статье установлена обязанность государства по ее поддержанию и охране. Из изложения п. 4 ст. 68 можно сделать вывод, что данная конституционная ценность является предметом охраны государства. П. 2 ст. 69 устанавливает обязанность государства защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей. П. 1 ст. 38 – защиту семьи, материнства и детства.

Как правило, вместе с конституционно-правовой ценностью идет сформулированная обязанность государства по охране этой ценности.

Отсутствие нормативного характера и наличие письменного закрепления в акте, обладающем высшей юридической силой на территории РФ обусловили  особое место конституционно-правовых ценностей в механизме конституционно-правового регулирования: являясь, с одной стороны, объектом конституционно-правовой охраны, они служат ориентиром деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, которые обязаны при осуществлении законодательной и исполнительной деятельности учитывать (но не руководствоваться в силу отсутствия нормативного характера) эти ценности. В этом и заключается их суть: они должны определять смысл и назначение деятельности органов власти.

Например, такая конституционно-правовая ценность как «память защитников Отечества», нашедшая свое отражение в ст. 67.1 Конституции, определила содержание поправок, внесенных в КоАП Федеральным законом от 16.04.2022 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Поправка установила запрет на отождествление действий командования и военнослужащих СССР с целями и действиями руководства, командования и военнослужащих нацистской Германии.

Таким образом, конституционно-правовые ценности обладают двойным характером как категории философии и как категории права. Этим обусловлено их особое значение, когда они, являясь объектом конституционно-правовой охраны при отсутствии регулятивного характера оказывают влияние на законодательство, определяют его «смысл и дух».

 

Библиографический список:

1. Мамонов В.В. Конституционные ценности современной России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 4 (93). С. 125-132.

2. Авдеев Д.А. Конституционно-правовые ценности: понятие, виды и иерархия // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 2 (22). С. 73-91.

3. Гончаров М.В. Устный курс лекций по конституционному праву, 2 курс ИГиМП УрГЮУ им. В.Ф. Яковлева. 2020.

4. Теория государства и права: учебник / Перевалов В.Д. Москва. Юрайт. 2022. С. 331.

5. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Российская газета. 2020. 4 июля.

  

. . . . . . .