Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблемные аспекты теории и правового регулирования религиозных организаций

Дата публикации: 2022-09-27 18:56:25
Статью разместил(а):
Агапова Анна Борисовна

Проблемные аспекты теории и правового регулирования религиозных организаций

Problematic aspects of the theory and legal regulation of religious organizations

Автор: Агапова Анна Борисовна  

ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия

e-mail: agapova.20@mail.ru 

Agapova Anna Borisovna

VOLSU, Volgograd, Russia

e-mail: agapova.20@mail.ru 

 

Аннотация: В статье раскрываются отдельные вопросы теории и правового регулирования религиозных организаций. Поднимается проблема различного понимания понятий, связанных с религиозными организациями. Делается вывод о том, что единомыслие в данной области будет успешным решением. Также поднимаются вопросы, касающиеся разграничения областей деятельности религиозных организаций. По итогам исследования автор выделил основные проблемы правового статуса религиозных организаций и пути их решения. 

Abstract: The article reveals some issues of the theory and legal regulation of religious organizations. The problem of different understanding of concepts related to religious organizations is raised. It is concluded that unanimity in this area will be a successful solution. Questions are also raised concerning the delineation of the areas of activity of religious organizations. Based on the results of the study, the author identified the main problems of the legal status of religious organizations and ways to solve them.

Ключевые слова: религиозные организации, религиозная группа, юридические лица, гражданско-правовое положение. 

Keywords: religious organizations, religious group, legal entities, civil status.

Тематическая рубрика:Юриспруденция.

 

В Российской Федерации за сравнительно небольшой промежуток времени произошли существенные преобразования в действующем законодательстве страны. В Основной закон Российской Федерации – Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, наибольший интерес вызывает пункт 2 статьи 67.1, в котором закреплено следующее: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Важной особенностью пункта данной статьи выступает упоминание Бога, которое отсутствует во всех существовавших ранее Конституциях. Последний документ, в содержании которого имеется упоминания о Боге, является Свод основных государственных законов Российской империи 1906, фактически представлявший собой первую Конституции России.

Религия с давних времен занимает особое место в жизни общества, а значит и государства, и именно поэтому под ней следует понимать определенную систему взглядов, основанную на вере в сверхъестественное, которая включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Если рассматривать определенный временной промежуток в существовании и развитии нашего государства, то наиболее яркое отношение к религии со стороны государства можно проследить в XX веке, так как именно в этот период российское государство обновляет свои государственно-правовые процессы и заменяет устаревшие отношения между обществом и государством на новые, более современные, позволяющие вступить на принципиально новый путь развития.

В контексте рассмотрения значимости религии в общественной и политической жизни государства, пожалуй главным остаётся вопрос о ее правовом регулировании, в частности в данной статье хотелось бы коснуться некоторых проблемных аспектов в регулировании деятельности религиозных организаций. Прежде хотелось бы обозначить само понятие данного института.

Говоря о религиозных организациях, стоит начать с того, что их государственная регистрация основывается на Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Федеральном законе от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

На законодательном уровне отсутствует единое толкование понятий – религиозные организации, религиозные объединения, религиозные группы и именно это является одной из проблем. Для того чтобы сложилось правильное понимание гражданского- правового положения и в целом правоотношений в сфере религиозных организаций нужно «единство». Если говорить о религиозной группе, то она подразумевает добровольное объединение граждан, созданное для совместного вероисповедание, которое в свою очередь действует без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7 Закона № 125-ФЗ). Именно этим и злоупотребляют различные «секты». В связи с этим возникает вопрос о проблеме безопасности; причем «нетрадиционные культы», пользующиеся своим положением, ставят под угрозу не только духовную сторону человека, но и его здоровье, а также материальную составляющую. Порой для решения данной проблемы требуется вмешательство общественности, государства, либо же правоохранительных органов. Возможно в данном случае понадобится разработка общей теории нетрадиционной религиозности и адекватной методологии ее исследования.

Нельзя оставить без внимания конституционный принцип о свободе совести и вероисповедания. В настоящее время для эффективной системы общественной безопасности со стороны государства наблюдаются некоторые ограничения прав, касающихся данного принципа. В качестве примера могут выступать поправки в Закон № 125-ФЗ.

Новшества в данной сфере оцениваются неоднозначно, именно они и могут послужить для возникновения ряда проблем в окружении людей. Теперь религиозные группы обязаны предоставлять информацию и об основах своего вероисповедания, местах совершения религиозных действий, и обо всех участниках группы. Несомненно, это выступает  плюсом  в  виде  некой  надежности, контроля, но тогда и возникает вопрос о защите персональных данных. Именно в этом заключается сложность, поскольку целью закона является защита прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Новеллы, которые коснулись религиозных организаций, порой являются причиной для межнациональных конфликтов, и об этой теме невозможно было не упомянуть. Проблематика религиозных организаций касается различных сфер нашей жизни. Прослеживается тенденция активной деятельности и в культурной политике нашего государства. В качестве примера можно привести то, что церковь подняла вопрос о выведении абортов из системы обязательного государственного страхования и о запрете розничной продажи средств для медикаментозного прерывания беременности. Таким образом, происходит увеличение влияния религиозных организаций на политику и общественную жизнь. Распространяя свои идеи на все человечество, религиозные организации во многих вопросах начинают воздействовать на государство.

Религиозные организации сами по себе занимают особое положение по сравнению с другими юридическими лицами. Им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью для реализации своей уставной деятельности. Предпринимательство религиозных организаций должно способствовать достижению их богоугодных целей, то есть получаемыми материальными средствами помогать обеспечивать уставную деятельность. Их хозяйственная и предпринимательская деятельность очень разнообразна, а перечень запрещенных видов деятельности закреплен в Гражданском кодексе. Из всего можно подчеркнуть, что несмотря на относительно разнообразные виды деятельности, надзор и контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляет прокуратура и частично органы, принявшие решение о государственной регистрации религиозных организаций.

Представляется необходимым добиться уменьшения количества и дублирования проверок. Помимо этого, важно проводить комплексные проверки за соблюдением выполнения устава религиозной организации с участием регистрирующей организации, прокуратуры и других органов, которым в законодательном порядке приданы надзорные и контролирующие функции.

С учетом вышесказанного можно внести следующие предложения по решению обозначенных проблем:

1. Дать единые понятия относительно религиозной группы, религиозного объединения и религиозной организации.

2. Четко разграничить компетентность церкви и их организации.

3. Задачей государства должно стать проведение политики по защите ценностей светского государства.

4. Увеличить прозрачность деятельности религиозных организаций. Деятельность каждого религиозного объединения должна быть открыта для общественности.

 

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Петюкова О.Н. Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М.: Юстицинформ, 2007. С. 18.

3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях (в ред. от 11 июня 2021 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2021. № 24 (ч. I). Ст. 4187.

4. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3431.

5. Столяров В.И. Экономические основы хозяйствования религиозных организаций: учебник / В.И. Столяров, С.Н. Поздняк. М.: ИНФРА-М, 2021. С. 25-26. 

 

. . . . . . .