Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по ст. 319 УК РФ

Дата публикации: 2022-09-02 01:49:32
Статью разместил(а):
Провоторова Оксана Вячеславовна

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по ст. 319 УК РФ

Exemption from criminal liability in connection with reconciliation with the victim under Art. 319 of the Criminal Code of the Russian Federation

 

Автор: Провоторова Оксана Вячеславовна

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

e-mail: zapravdina.95@mail.ru 

Provotorova Oksana Vyacheslavovna

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: zapravdina.95@mail.ru

 

Аннотация: В Российской Федерации за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением предусмотрена уголовная ответственность. Статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности, в том числе по ст.319 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с примирением с потерпевшим. Уместно ли это в случае совершения лицом преступления, посягающего на отношения в сфере государственной власти.

Abstract: In the Russian Federation, criminal liability is provided for publicly insulting a representative of the authorities in the performance of his official duties or in connection with their performance. Article 76 of the Criminal Code of the Russian Federation provides for the possibility of exemption from criminal liability, including under article 319 of the Criminal Code of the Russian Federation, in connection with reconciliation with the victim. Is it appropriate if a person commits a crime that encroaches on relations in the sphere of state power?

Ключевые слова: представитель власти, публичное оскорбление, освобождение от уголовной ответственности, примирение сторон.

Keywords: government representative, public insult, exemption from criminal liability, reconciliation of the parties. 

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Статья 319 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

За совершение данного преступления законодатель предусматривает следующие виды ответственности: штраф в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года [1].

Следовательно, данное преступление относится к категории небольшой тяжести, а значит, предусматривает возможность освобождения виновного лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному ст.76 Уголовного кодекса Российской Федерации. В статье 76 УК РФ содержится ряд условий, при которых возможно освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением сторон:

- совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые;

- примирение с потерпевшим и заглаживание ему вреда.

Если разобрать преступление, предусмотренное ст.319 Уголовного кодекса Российской Федерации, по составу, то четко прослеживаются два объекта преступления: непосредственный объект преступления - авторитет органов государственной власти или местного самоуправления и дополнительный объект - честь и достоинство конкретного представителя власти.

Возникает вопрос: «Является ли сама возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по преступлению, в котором общественные отношения, обеспечивающие права и свободы личности, выступают не основным, а дополнительным объектом?».

Данный вопрос является дискуссионным в юридической литературе.

Например, такие юристы-правоведы как Ларин В.Ю., Шнитенков А.В. применительно к сотрудникам органов внутренних дел говорят о том, что они «действуют как публичные служащие, субъект властных отношений, обеспечивающий государственные интересы, поэтому посягательство на его честь и достоинство направлено не столько на ущемление его как частного лица, сколько на причинение ему психотравмирующего воздействия, деморализацию его как агента правоохранительной деятельности [2]. Оскорбление перестаёт быть его частным делом и должно рассматриваться как игнорирование и нарушение публичного интереса и как моральный ущерб, причинённый государству, и в частности органу внутренних дел» [3].

Заглаживание вреда лицу, пострадавшему в результате преступления, предусмотренного ст.319 Уголовного Кодекса РФ, должно расцениваться лишь как смягчающее наказание обстоятельство [4].

Однако законодательно препятствий к освобождению от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.76 Уголовного Кодекса РФ в рамках рассматриваемой статьи, не имеется.

Анализ судебной практики также показывает, что в большинстве случаев суды удовлетворяют ходатайства о прекращении уголовного дела на основании ст.25 УПК РФ в связи с примирением сторон.

К примеру, и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Кировского судебного района г. Самара Самарской области – мировым судьей судебного участка № 9 Кировского судебного района г. Самара Самарской области вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении И. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с примирением с потерпевшим – полицейским 1 мобильного взвода 1 роты полка патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по г. Самаре прапорщиком полиции В. При рассмотрении заявлений потерпевшего и обвиняемого о прекращении уголовного дела суд учел лишь наличие свободно выраженного волеизъявления потерпевшего на прекращение уголовного дела, добровольность этого волеизъявления и примирение его с обвиняемым. В то же время, в постановлении отсутствуют данные о том, каким образом обвиняемый загладил вред [5].

Кроме того, полагаю, что прекращение уголовного дела в данном случае недопустимо, так как публичное оскорбление представителя власти относится к преступлениям против порядка управления, и при совершении преступления виновное лицо унижает честь и достоинство потерпевшего не только как физического лица, но в первую очередь как представителя власти, ведь при совершении данного преступления виновное лицо оскорбляет самого потерпевшего, находившегося при исполнении своих должностных обязанностей, но и умаляет авторитет государственной власти в глазах присутствующих граждан.

Таким образом, с целью правильного и единообразного применения уголовного закона необходимо на законодательном уровне закрепить невозможность применения ст.76 УК РФ в случаях совершения лицом преступления, посягающего на отношения в сфере государственной власти.

 

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 14.07.2022 с изм. вступ. в силу 25.07.2022).

2. Ларин В.Ю. К вопросу об уголовно-правовой охране чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 1. С. 19-21.

3. Шнитенков А.В. Совершение преступления впервые как условие освобождения от уголовной ответственности // Российская юстиция. 2009. № 4. С. 22.

4. Погодин С.Б. Статья «Релевантность решения суда о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон и с назначением судебного штрафа» // Российская юстиция", 2018, № 3.

5. Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Кировского судебного района г. Самара Самарской области – мирового судьи судебного участка № 9 Кировского судебного района г. Самара Самарской области от 22.07.2019.

 



. . . . . . .