Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Объекты и субъекты профилактики правонарушений (роль органов муниципальной власти)

Дата публикации: 2022-06-25 13:30:50
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Объекты и субъекты профилактики правонарушений

(роль органов муниципальной власти) 

Objects and subjects of crime prevention

(the role of municipal authorities)

Автор: Низов Иван Алексеевич 

Владимирский филиал РАНХИГС, г. Владимир, Россия

e-mail: ivan.nizov.97@mail.ru

Nizov Ivan Alekseevich,

Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir, Russia

e-mail: ivan.nizov.97@mail.ru

Научный руководитель: Жамбровский Валерий Михайлович 

заместитель директора филиала, декан факультета социальной политики кандидат юридических наук, доцент, Владимирский филиал РАНХИГС, г. Владимир, Россия

e-mail: zhambrovsky_v@vlad.ranepa.ru

Zhambrovsky Valery Mikhailovich, 

deputy Director of the Branch, Dean of the Faculty of Social Policy, Candidate of Law, Associate Professor, Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir, Russia 

e-mail: zhambrovsky_v@vlad.ranepa.ru 

 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению роли органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений. В контексте реализации законодательно закрепленных за ними полномочий и направлений, представляется весьма существенной данная деятельность, что является необходимым элементом в системе профилактики и предупреждения преступности на современном этапе. В работе обозначены субъекты и объекты профилактики правонарушений, выделены цели муниципальных координационных органов в сфере профилактики правонарушений, изучено взаимодействие органов местного самоуправления с другими организациями, учреждениями и физическими лицами на районном и местном уровнях.

Annotation: the article is devoted to the role of local self-government bodies in the field of crime prevention. In the context of the implementation of the powers and directions legally assigned to them, this activity seems to be very significant, which is a necessary element in the system of crime prevention and prevention at the present stage. The paper identifies the subjects and objects of crime prevention, identifies the goals of municipal coordinating bodies in the field of crime prevention, examines the interaction of local governments with other organizations, institutions and individuals at the district and local levels. 

Ключевые слова: профилактика правонарушений, органы местного самоуправления, координационные органы, сельское поселение, территориальное общественное самоуправление города.

Keywords: prevention of offenses, local self-government bodies, coordinating bodies, rural settlement, territorial public self-government of the city.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право. 

 

Обеспечение личной, общественной и как их составляющей части криминологической безопасности муниципальными органами самоуправления является элементом общенациональной стратегии борьбы с преступностью. Муниципальная власть, представляя волю народа, населяющего территорию конкретного муниципального образования, как субъект управления должна быть всегда ориентированной на реальную криминологическую ситуацию в регионе и отдельно взятом населенном пункте, быть способной активнее и быстрее государственных органов реагировать на конкретные негативные обстоятельства, которые часто непредсказуемы и продуцируют развитие криминогенной обстановки на территории муниципального образования или даже региона [3, с. 3]. 

Объектами профилактики правонарушений являются:

- общественные отношения, порождающие причины правонарушений и условия, способствующие их совершению или облегчающие их совершение на территории Российской Федерации;

- физические и юридические лица, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен контроль за соблюдением установленных правил, нормативов, стандартов;

- физические лица, в отношении которых установлен надзор и (или) принимаются меры к соблюдению ими установленных федеральными законами ограничений;

- физические лица, поведение которых нарушает социальные нормы и дает основание субъектам системы профилактики прогнозировать совершение ими правонарушения, и их ближайшее окружение;

- лица, способные стать жертвами правонарушений, в силу присущих им субъективных качеств или объективных свойств.

Субъектами системы профилактики правонарушений в Российской Федерации являются:

- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также подчиненные им учреждения, организации, службы, осуществляющие в пределах своей компетенции, в том числе на основе норм настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, профилактику правонарушений;

- юридические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений по согласованным с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлениям профилактической работы либо по собственной инициативе в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений в соответствии с компетенцией и уставными задачами;

- физические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений [5].

Порядок создания муниципальных координационных органов в сфере профилактики правонарушений определяется муниципальными правовыми актами.

К муниципальным координационным органам в сфере профилактики правонарушений следует отнести Комиссии по профилактике правонарушений в муниципальных районах и городах республики (на районном уровне), Советы профилактики правонарушений в сельских и городских поселениях (на уровне местных поселений). Могут быть созданы и другие муниципальные координационные органы, поскольку данные полномочия отнесены к ведению муниципальных органов власти.

Координационные органы создаются в целях:

- повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан на территории округа, города, района или сельского поселения;

- осуществления координации деятельности органов местного самоуправления с органами государственной власти, общественными объединениями и организациями, участвующих в профилактике правонарушений;

- привлечения лиц, участвующих в профилактике правонарушений к выработке и реализации муниципальной политики в области профилактики правонарушений;

- исследования и обобщения проблем профилактики правонарушений на территории поселения, защиты законных прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений;

- привлечения граждан, общественных объединений, представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации принимаемых мер профилактики правонарушений и выработки по данным вопросам рекомендаций;

- выдвижения и поддержки инициатив, направленных на реализацию муниципальной политики в области профилактики правонарушений;

- проведения общественной экспертизы проектов муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере профилактики правонарушений;

- выработки рекомендаций органам местного самоуправления при определении приоритетов в области профилактики правонарушений;

- в иных целях, определяемых администрацией округа, города, района или сельского поселения [4].

Отдельным направлением профилактической деятельности органов местного самоуправления является работа по внесению в необходимых случаях в организации и должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Работа органов местного самоуправления должна строиться в партнерстве и тесном взаимодействии с другими органами, организациями, учреждениями и физическими лицами на районном и местном уровнях, которые также участвуют в профилактике правонарушений:

- в работе органов местного самоуправления важное значение имеет деятельность координационного совещания на уровне района и города. Основа работы органов местного самоуправления вытекает из тех задач и планов, которые ставит координационное совещание, именно координационное совещание должно организовать работу по профилактике на уровне района/города. Координационное совещание – это совещание правоохранительных органов (прокуратуры, органов внутренних дел, таможенной службы, финансовой службы и др.), созданное для координации деятельности по укреплению законности, правопорядка, повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты прав и свобод граждан;

- органы местного самоуправления должны тесно работать с органами внутренних дел (ОВД) по профилактике правонарушений и обеспечению правопорядка в сообществах в ходе каких-либо общественных мероприятий (разработка планов по профилактике правонарушений, работа с правонарушениями среди несовершеннолетних, профилактика дорожно-транспортных происшествий). Взаимодействие с ОВД может осуществляться через информационную, консультативную, методическую и организационно-практическую деятельность;

- администрации общеобразовательных школ как руководители государственных и муниципальных учреждений участвуют в профилактике правонарушений, в особенности среди несовершеннолетних (школьный рэкет, противостояние между школами за лидерство и др.). Органы местного самоуправления должны обязательно работать вместе с ними, вовлекать их на стадии анализа правонарушения и составления плана действий;

- совместно с медицинскими учреждениями органы местного самоуправления могут работать по повышению медицинских знаний среди населения, направлять им лиц для оказания медицинских и педагогических консультаций для подростков и родителей, направлять им лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании и др.;

- работая с условиями для совершения правонарушений, органы местного самоуправления обязательно столкнутся с социальными проблемами, решить которые самостоятельно не смогут, поэтому должно быть сотрудничество с социальными органами;

- органы юстиции, которые проводят мероприятия по пропаганде правовых знаний, предоставляют методические и иные юридические консультации;

- профилактическая работа органов местного самоуправления может также проводиться в партнерстве с общественными организациями, в том числе неправительственными, которые также в рамках своих миссий могут совместно с органами местного самоуправления работать по профилактике правонарушений (повышение информированности населения, организация образовательных, культурных, социальных мероприятий, оказание юридической, материальной и иной помощи);

- совместно с местным населением, заинтересованным в правопорядке и сохранении безопасности (люди молодого, взрослого, старшего поколения, мужчины и женщины), добровольно участвующим в организации профилактических работ, могут помогать органам местного самоуправления в проведении встреч с населением – заниматься приглашением людей, подготовкой места проведения, распространять информацию и т.д. [1, с. 70-74]

Повышение эффективности борьбы с преступностью может быть достигнуто дальнейшим совершенствованием деятельности системы профилактики правонарушений, особенно на муниципальном уровне, где уполномоченные субъекты профилактики непосредственно реализуют меры по обеспечению прав и свобод человека, правовому просвещению, устранению причин и условий, способствующих преступлениям и иным правонарушениям, и иные [2]. 

На сегодняшний день анализ планирования и организации работы большинства Координационных органов в сфере профилактики правонарушений  муниципальных образований показывает отсутствие системы межведомственного взаимодействия: организационно-методические документы комиссии муниципального образования (совета) не направляются её членам, в органы и учреждения системы профилактики, отсутствуют межведомственные нормативные документы, совместные планы работ, что свидетельствует о низком уровне взаимодействия органов и учреждений по противодействию правонарушениям и слабой координирующей функции комиссии района.

Если деятельность комиссии не согласована и не взаимосвязана (информационно, административно, организационно и т.д.), если отсутствует координирующая роль администрации в профилактической работе территориальных субъектов профилактики правонарушений, то результативность работы будет недостаточно эффективной.

Напротив, если администрация соединит вместе усилия всех территориальных субъектов и лиц, работающих в сфере профилактики правонарушений, совместная профилактическая деятельность принесет ожидаемый эффект.

В состав координирующего органа в сфере профилактики правонарушений в обязательном порядке должны входить: глава муниципального образования (глава администрации муниципального образования) – председатель комиссии; заместитель главы администрации муниципального образования по социальным вопросам - заместитель председателя комиссии; руководитель отдела министерства внутренних дел по городу (району); главный врач медицинской организации муниципалитета, врач-нарколог; руководитель управления образования; руководитель управления (отдела) по молодежной политике, спорту; руководитель управления (отдела) культуры; представитель по связям с общественностью и СМИ; руководитель управления социальной защиты населения; руководитель органа социальной защиты населения; представитель казенного учреждения центр занятости населения муниципального образования; руководитель территориального подразделения Отдела Россгвардии; иные руководители субъектов профилактики, депутаты муниципального образования, руководители крупных (бюджетообразующих) организаций и хозяйствующих субъектов, представители от молодежных (подростковых) общественных организаций, граждане, представляющие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, представители духовенства.

Для участия в заседаниях комиссии по профилактике (совета профилактики) необходимо приглашать представителя городской (районной) прокуратуры.

На уровне сельского поселения или территориального общественного самоуправления городов в состав Советов профилактики необходимо включать представителей субъектов профилактики правонарушений, а также старост населенных пунктов, руководителей территориального общественного самоуправления. Председателем Совета профилактики рекомендуется назначить главу (администрации) местного поселения (председателя ТОС), заместителем председателя может быть назначен представитель руководства территориального органа МВД на районном уровне, старший участковый уполномоченный полиции, участковый уполномоченный полиции (по согласованию).

 

Список литературы: 

1. Болпонова А.Б. Профилактика правонарушений органами местного самоуправления в Кыргызской Республике: учебно-методическое пособие / А.Б. Болпонова, Н. Дуйшо кызы, Т. Шабданова, А. Егиналиева - Б.: АГУПКР, 2018. – 206с. 

2. Методические рекомендации по организации профилактической деятельности в муниципальных образованиях Чувашской республики. – Чебоксары, 2018. – С. 4-5.

3. Мифтина Т.В. Предупреждение преступности органами местного самоуправления: дис. канд. юрид. наук. - Рязань, 2007. – 223с. 

4. Решение 12 мая 2017 года № 23 с. Хреновое «Об утверждении порядка создания муниципальных координационных органов в сфере профилактики правонарушений на территории Хреновского сельского поселения» // Портал муниципальных образований. Публикации нормативно-правовых актов, 16.05.2017. 

 

. . . . . . .