Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Виды негосударственных субъектов обеспечения общественной безопасности

Дата публикации: 2022-05-31 22:04:22
Статью разместил(а):
Хамитова Татьяна Ленаровна

Виды негосударственных субъектов обеспечения общественной безопасности

Types of non-state actors in ensuring public security

Автор: Хамитова Татьяна Ленаровна

НИУ ЮУрГУ, Челябинск, Россия

e-mail: hamitova.tatjanv@yandex.ru

Khamitova Tatiana Lenarovna

NRU SUSU, Chelyabinsk, Russia

e-mail: hamitova.tatjanv@yandex.ru

 

Аннотация: Для того, чтобы успешно обеспечить противодействие различным видам угроз безопасности в России создаются не только государственные органы, но и негосударственные субъекты (организации). Система негосударственных органов обеспечения безопасности – это неотъемлемая составная часть большой системы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Abstract: In order to successfully counteract various types of security threats in Russia, not only state bodies are being created, but also non-state actors (organizations). The system of non–State security agencies is an integral part of a large system of ensuring the security of the individual, society and the state.

Ключевые слова: негосударственные органы, безопасность, органы местного самоуправления, организации правоохранительной направленности.

Keywords: non-governmental bodies, security, local self-government bodies, law enforcement organizations.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

           

Для обеспечения различных видов безопасности в РФ помимо государственных органов создаются также и негосударственные органы обеспечения безопасности.

Создание таких организаций регулируется нормами Конституции РФ, различными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами. Также для регулирования данных субъектов обеспечения безопасности 5 ноября 2019 года в Ереване на выездном двенадцатом заседании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности был принят модельный закон «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности». Данный проект был разработан ведущими экспертами Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности В.И. Шестаковым и В.А. Ананьевым. 

В системе негосударственных органов обеспечения безопасности можно выделить следующие виды:

1) общественные объединения граждан правоохранительной направленности;

2) профессиональные союзы;

3) негосударственный (частный) нотариат;

4) адвокатура;

5) службы безопасности предприятий и организаций;

6) частные охранные предприятия;

7) детективные организации и детективы;

8) коммерческие организации в сфере пожарной и информационной безопасности и иные виды.

Указанный модельный закон не относит к субъектам обеспечения национальной безопасности органы местного самоуправления, но мы бы хотели выделить также их полномочия в данной области.

Деятельность органов местного самоуправления урегулирована не только соответствующим ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», но и Конституцией РФ и другими подзаконными актами. Также полномочия органов местного самоуправления раскрывают такие федеральные законы как: «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и т.д.

Особенностью административно-правового статуса органов местного самоуправления заключается в том, что эти органы не составляют систему органов государственной власти и отделены от государства, но осуществляют взаимодействие с ним. То есть, органам местного самоуправления присуща определённая самостоятельность в решении вопросов местного значения и распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью, а также координировать деятельность предприятий, не входящих в муниципальную собственность с целью комплексного социально-экономического развития их территорий.

В комплекс мер по обеспечению безопасности органами местного самоуправления входят следующие:

1) Обеспечение экологической безопасности, то есть качество среды обитания. Органы местного самоуправления в данной сфере организуют мероприятия по охране окружающей среды, благоустраивают и озеленяют территории в границах населённого пункта, утверждают правила природопользования, решают вопросы градостроительной деятельности и др.

2) Обеспечение безопасности жизнедеятельности на территории муниципального образования. В данную группу входят такая деятельность, как профилактика терроризма и экстремизма, минимизация и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций путем проведения аварийно-спасательных работ, обеспечение пожарной безопасности в границах территориального образования, мобилизационная подготовка предприятий и учреждений, функционирующих на территории населенного пункта, обеспечение безопасности людей на водных объектах и др.

3) Полномочия в области гражданской обороны включают в себя: мероприятия по гражданской обороне (подготовка и обучение населения), поддержание в постоянной готовности системы оповещения населения, мероприятия по поддержанию в готовности планов эвакуации населения и др.

4) Осуществление ядерной безопасности, а именно: информирование население о радиационной обстановке, эвакуация и защита населения, рассмотрение вопросов о безопасности размещения в границах территориального образования ядерных установок и радиационных источников и др.

5) Осуществление безопасности пограничных территорий – предоставление для нужд защиты границы государства земельных участков, создание условий для участия граждан в защите государственной границы на добровольных началах и др.

Таким образом, круг полномочий органов местного самоуправления достаточно обширен, но не является исчерпывающим, так как на указанные органы ложится основная тяжесть по реализации данных задач. Эти задачи безусловно требуют законодательного урегулирования.

Итак, первым субъектом обеспечения безопасности в соответствии с вышеуказанной классификацией выступают общественные объединения правоохранительной направленности.

Право граждан на общественные объединения закреплено в статье 30 Конституции РФ и заключается в создание объединений для защиты своих интересов. Общественные объединения создаются для реализации общих целей, закрепленных в уставе либо в других нормативных документах, которые могут регламентировать деятельность этого общественного объединения.

Деятельность общественных объединений регулируется ФЗ «Об общественных объединениях». В этом законе установлены понятия, порядок, правила, обязанности и полномочия общественных объединений, которые действуют на территории России.

Может показаться, что создание общественного объединения — это сложный процесс, но это не совсем так. Для его организации нет необходимости идти в налоговые или иные органы юстиции для составления документов. Достаточно написать протокол, в котором необходимо определить: кто объединяется и для чего объединяется, так как общественное объединение может действовать без регистрации юридического лица, но при этом может осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления и решать какие-либо конкретные вопросы для граждан, защищать либо представлять их права. 

Примером такого взаимодействия является создание общественного объединения для содействия правоохранительным органам. Так как обеспечение безопасности — это деятельность двусторонняя (общества и государства), то и осуществлять её могут социально активные граждане в направлении поддержки полиции в различных сферах деятельности.

Таким образом, общественное объединение правоохранительной направленности – это общественные объединения, которые не имеют членства и сформированы по инициативе граждан в целях участия граждан в охране общественного порядка. Особенностью данного вида общественных объединений является то, что они должны быть внесены в региональный реестр в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.

В целях осуществления общественной безопасности общественные объединения правоохранительной направленности могут совершать следующие действия:

1) информировать правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка при содействии сотрудникам полиции своих полномочий в повседневной деятельности;

3) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка во время проведения спортивных, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий;

4) участвовать в поиске лиц, пропавших без вести (условием является достижение восемнадцатилетнего возраста);

5) иные действия, направленные на выявление нарушителей общественного порядка (например, курение и употребление алкогольной продукции в общественных местах, нарушение правил дорожного движения, нарушение тишины и покоя граждан в ночное время суток, распространение в сети «интернет» идеологии терроризма и экстремизма и многое другое).

Присутствуют также и определенные ограничения для участия граждан в подобного рода общественных объединениях. Например, при осуществлении охраны общественного порядка граждане не имеют права выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Также граждане не могут осуществлять указанную деятельность при наличии судимости или психического расстройства, больные наркоманией или алкоголизмом и других причин. Отказом в осуществлении охраны общественного порядка также получит гражданин, имеющий гражданство иностранного государства.

Таким образом, участие общественных объединений в обеспечении общественного порядка является показателем взаимоотношений государственных органов с общественными объединениями.

В России в структуру нотариальной системы входит два вида нотариата: государственный (т.е. нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах) и негосударственный (т.е. нотариусы, занимающиеся частной практикой). В рассматриваемом нами вопросе нас интересует следующий субъект обеспечения безопасности – это частный нотариат. Деятельность нотариусов отражается в нормативном акте «Основы законодательства РФ о нотариате».

Нормативное закрепление всей деятельности института нотариата служит гарантией обеспечения информационной безопасности путем сохранения нотариальной тайны. Это обстоятельство становится неизбежным, так как при осуществлении своей деятельности нотариус становится свидетелем событий, происходящих в частной жизни человека (гражданин, который обращается в нотариат предоставляет документы, содержащие в себе сведения врачебной или банковской тайне, или иные сведения, которые по разным причинам не этично предавать огласке). В отличие от той же банковской или врачебной тайны, нотариальная тайна – это профессиональная тайна и она является гарантом неприкосновенности частной жизни доверителя.

Таким образом, важность соблюдения нотариальной тайны нотариусом является важным пунктом при защите информации. Нотариус в своей деятельности не должен допустить утечку информации и завладение третьими лицами сведениями о частной жизни граждан, обратившихся к нотариусу. Так и будет реализовываться принцип неприкосновенности частной жизни граждан.

Ещё одним субъектом обеспечения безопасности является адвокатура. Адвокатура – это общественное объединение, которое формируется на добровольной основе из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Целью такого общественного объединения является охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, объективное и справедливое отправление правосудия, а также соблюдение и укрепление законности, представительство и защита интересов физических и юридических лиц в судах и органах государственной власти. 

Современный мир характеризуется различными глобальными проблемами, которые в той или иной мере также затрагивают Россию. Проблема обеспечения безопасности является наиболее актуальной в период распада советского союза. В условиях всеобщей разрухи, роста криминала и насформированности демократии и гражданского общества возникают частные охранные предприятия (так называемые ЧОПы). В настоящий момент рынок частных охранных предприятий продолжает расти. Услуги в них предоставляют как высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в системе ОВД РФ, ФСБ РФ, ВС РФ, так и не имеющие никакой профессиональной подготовки (охранники-сторожи).

При осуществлении своей деятельности охранные предприятия взаимодействуют с МВД, ФСБ, ФМС и иными государственными и негосударственными органами и организациями. Но они являются достаточно обособленными, так как это в первую очередь – сфера бизнеса, и это не позволяет присоединить частные охранные предприятия в структуру системы органов обеспечения безопасности государства.

И последний субъект, деятельность в области обеспечения безопасности которого мы бы хотели раскрыть – это детективные организации. Детективная организация – это организация, учрежденная для оказания детективной (сыскной) деятельности частными детективами, имеющими лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

Детективные организации призваны обеспечивать экономическую, информационную и личную безопасность физических и юридических лиц, а также оказывать помощь в доступе к правосудию в рамках заключенного с клиентом договора об оказании услуг.

Таким образом, частные охранные предприятия, частные детективные организации и иные негосударственные организации в современном мире обретают все более большую значимость в реализации правоохранительной функции государства. Деятельность указанных субъектов вошла в систему обеспечения национальной безопасности и постоянно доказывает, что способна оказать влияние на преступность и осуществлять борьбу не только с преступностью, но и с иными противоправными посягательствами ежедневно.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

2. Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Российская газета. 2014. №77.

3. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

4. Ильичев И.Е. Местное самоуправление в системе национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. №1. С. 27-33.

5. Телегин, В.В. Частные охранные организации в системе национальной безопасности России / В.В. Телегин // Власть. 2014. №4. С. 118-121.

6. Черенков А.Н. Общественные организации правоохранительной направленности в России (возникновение и развитие) / А.Н. Черенков // Административное и муниципальное право. 2020. №5. С. 60-73.

 

. . . . . . .