Осуществление прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела
Осуществление прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела
Implementation of the prosecutor's supervision at the stage of initiating a criminal case
Автор: Ткачев Антон Юрьевич
Уральский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Челябинск, Россия.
e-mail: tkachev.antosha@mail.ru
Tkachev Anton Yurievich
Ural branch of the Russian state University of justice, Chelyabinsk, Russia.
e-mail: tkachev.antosha@mail.ru
Аннотация: При выполнении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного дознания и следствия в стадии возбуждения рассматриваемого дела особое внимание прокурора обязано уделяться обоснованности и законности решения об отказе в возбуждении рассматриваемого дела. Это понятно, так как общественную и процессуальную значимость данного решения переоценить трудно – с момента принятия последнего прекращается любая деятельность правоохранительных органов по проверке сообщения о преступлении и не просто прекращается, а является противозаконной, что нарушает конституционные свободы и права граждан.
Abstract: when supervising the procedural activities of the bodies of preliminary inquiry and investigation at the stage of initiation of the case under consideration, special attention of the Prosecutor must be paid to the validity and legality of the decision to refuse to initiate the case under consideration. This is understandable, since the public and procedural significance of this decision is difficult to overestimate – since the adoption of the latter, any activity of law enforcement agencies to verify reports of a crime stops and not just stops, but is illegal, which violates the constitutional freedoms and rights of citizens.
Ключевые слова: прокурорский надзор, уголовный процесс, возбуждение уголовного дела.
Keywords: Prosecutor's supervision, criminal process, initiation of criminal case.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
До принятия ФЗ от 28 .2.2010 года N 404-ФЗ у прокурора было право, которое закреплялось в части 6 ст. 148 УПК РФ, при признании отказа следователя, руководителя органа в возбуждении рассматриваемого дела необоснованным либо незаконным выносить мотивированное постановление о направлении указанных материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления, которое связано с отказом в возбуждении рассматриваемого дела, если же признаются постановления органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении рассматриваемого дела необоснованным либо незаконным - отменить его и направить указанное постановление начальнику органа дознания со своими дополнениями, устанавливая срок исполнения последних.
ФЗ от 28.12.2010 г. N 404-ФЗ восстановил право отмены прокурором признанных им необоснованными или незаконным и постановлений руководителя следственного органа, следователя об отказе в возбуждении рассматриваемого дела в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении.
Средствами надзора, которые имеются у прокурора, нужно не допустить принятия рассматриваемое решения без собирания достаточных фактических данных, которые указывают на отсутствие основания для возбуждения рассматриваемого дела, а также на наличие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.
Задача прокурора состоит в том, чтобы отреагировать своевременно на принятие преждевременного решения об отказе в возбуждении рассматриваемого дела, которое является наиболее распространенным в условиях поверхностного подхода либо нежелания должностного лица при проведении доследственной проверки.
Формы реагирования и полномочия прокурора на выявленные нарушения законности в ходе принятия решения об отказе в возбуждении рассматриваемого дела различались существенно до принятия ФЗ от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ в зависимости от того, кем последнее вынесено - руководителем следственного органа, дознавателем или следователем, органом дознания, если не упускать из виду, что необоснованное или незаконное постановление обоих о возбуждении рассматриваемого дела прокурор отменить мог на равных основаниях и с равным правом [1, c. 351].
В обоих случаях после изменений в УПК РФ, которые внесены ФЗ от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ, полномочия прокурора достаточно сильно урезаны. В том числе это проявляется и в лишении прокурора права отмены своим постановлением необоснованного либо незаконного постановления руководителя следственного органа, дознавателя, следователя, органа дознания об отказе в возбуждении рассматриваемого дела с одновременным его возбуждением. Не наделен такой компетенцией был до внесения в УПК РФ изменений ФЗ от 2 декабря 2008 года N 226-ФЗ и руководитель следственного органа.
По отношению к дознавателям, органам дознания, как указывалось, прокурор наделен более широкими полномочиями. В связи с частью 6 ст. 148 УПК РФ он имеет право непосредственно своим постановлением отменить вынесенное последним незаконное или необоснованное постановление об отказе в возбуждении рассматриваемого дела и направить последний начальнику органа дознания со своими указаниями, определяя срок исполнения последних.
Рассмотрение положений УПК РФ после внесенных в него изменений ФЗ от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ говорит о расширении законодателем полномочий прокурора в стадии возбуждения рассматриваемого дела: прокурор наделен императивным правом отмены признанных последним незаконным и или необоснованными постановлений следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении рассматриваемого дела и такое же право сохранено в отношении аналогичного процессуального решения, принятого органом дознания, дознавателем.
С иной стороны, введение строгих сроков проверки прокурором обоснованности и законности процессуальных решений об отказе в возбуждении рассматриваемого дела достаточно оправданным не представляется, поскольку в практике срок, который исчисляется 5 сутками с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении, является достаточно усеченным. При больших объемах, которые применяются дознавателями, органами дознания, следователями разных органов решений об отказе в возбуждении рассматриваемого дела небольшой численный состав горрайпрокуратур укладывается с трудом в такой срок и обеспечивает в полном объеме качественную проверку обоснованности и законности процессуальных решений.
Наиболее оптимальный способ решения данной проблемы - внесение изменений в УПК РФ, которые не ограничивают прокурора временными границами, и более того наделение его правом требовать устранения нарушений ФЗ в стадии возбуждения рассматриваемого дела. Исходя из практики, данный срок как минимум увеличить следует вдвое либо ограничить его 1 месяцем.
В практике встает касательно указаний прокурора начальнику органа дознания, которые закреплены в части 6 ст. 148 УПК РФ. Как следует их расценить - как подлежащие безусловному исполнению либо же нет? В УПК РФ на данный счет не сказано ничего. Только в части 4 ст. 41 установлено, что указания начальника органа дознания и прокурора, данные в связи с УПК РФ, для дознавателя обязательны [1, c. 384].
Преодоление прокурорами данных созданных искусственных препятствий не способствует повышению уровня законности, эффективной и своевременной защите законных интересов и прав организаций и лиц, которые потерпели от преступлений, а приводит к напрасной трате времени.
Список литературы:
1. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 608 с.
2. Воскобойник И.О. Некоторые проблемы уголовно-процессуальной регламентации производства изъятий предметов и документов до возбуждения такого дела // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. N 2 (40).
3. Уголовный процесс: Учеб. / Под ред. В.П. Божьева. М., 2012. С. 289 – 291.