Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Реализация детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на получение жилища

Дата публикации: 2022-05-25 09:24:22
Статью разместил(а):
Фирсов Виталий Сергеевич

Реализация детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на получение жилища

Realization of the right to housing by orphans and children left without parental care

 

Авторы:

Власова Елена Львовна

Канд. педаг. наук, доцент, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия

e-mail: vlasovael1963@gmail.com

Vlasova Elena Lvovna

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the East Siberian branch of the Russian state University of justice, Irkutsk, Russia

E-mail: vlasovael1963@gmail.com 

Фирсов Виталий Сергеевич

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия

e-mail: vitto.leet@mail.ru

Firsov Vitaly Sergeevich

East Siberian branch of the Russian state University of justice, Irkutsk, Russia

e-mail: vitto.leet@mail.ru

Пфейфер Феликс Евгеньевич

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия

e-mail: ways152@gmail.com

Pfeifer Felix Evgenievich

East Siberian branch Of the Russian state University of justice, Irkutsk, Russia

e-mail: ways152@gmail.com

Аннотация: В статье поднимается проблема практической реализации права на получение жилья специализированной категорией субъектов, такой как: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Автором исследования рассматриваются причины возникновения вышеупомянутой проблемы, делается анализ жилищного законодательства. Помимо всего прочего, в заключительной части статьи автором предлагаются пути решения сложившейся проблемы, которые в последующем при их должной интерпретации могут быть реализованы и практически применены.

Abstract: The article raises the problem of the practical implementation of the right to housing by a specialized category of subjects, such as: orphans and children left without parental care. The author of the study considers the causes of the aforementioned problem, makes an analysis of housing legislation. Among other things, in the final part of the article, the author proposes ways to solve the current problem, which subsequently, with their proper interpretation, can be implemented and practically applied.

Ключевые слова: право на жилище, дети-сироты, обеспечение жильем, оставшиеся без попечения родителей.

Key words: right to housing, orphans, providing housing left without parental care.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Выше приведена классическая формулировка одной из статей Конституции РФ, которая по своему смыслу несет трактовку обеспечения достойного уровня жизни абсолютно каждого человека и гражданина, находящегося на территории Российской Федерации. Термин «социальное государство», как правило, употребляется в контексте создания нормальных условий жизнедеятельности для определенных категорий людей, которые, так или иначе, являются уязвимыми в социальном плане. К данной категории можно отнести детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, о ком далее и пойдет речь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее – дети-сироты) – категория детей в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся, по тем или иным причинам, без законных представителей, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны представлять их законные интересы, а также действовать от их имени и в целях защиты их прав. Сама по себе дефиниция «дети-сироты» уже несет под собой некую негативную коннотацию в социальном плане, вызывающую определенный спектр проблем для обеспечения нормальной жизни таких детей в условиях нынешних реалий. Именно поэтому законодатель и правоприменитель на протяжении достаточного количества времени создают определенный «режим наибольшего благоприятствования» для вышеупомянутой категории лиц посредством введения в действующее законодательство своего рода льгот, облегчающих реализацию многих прав.

В данном аспекте исключением не стало и жилищное законодательство. Нормы множества нормативных правовых актов, в частности, Жилищного кодекса, направлены на реализацию положений статьи 40 Конституции РФ, которая прямо говорит о том, что каждый имеет право на жилище, а также на реализацию положений более специализированного законодательства такого, например, как: Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, проанализировав нормы Конституции, Жилищного кодекса, а также вышеупомянутого закона, целесообразно сделать вывод о том, что дети-сироты, являющиеся уязвимыми и необеспеченными в социальном плане, имеют полное право на получение бесплатного жилья от государства, в том числе и посредством предоставления жилья по договору социального найма.

Казалось бы, в идеальной концепции социального государства данное право должно соблюдаться без каких-либо претерпеваний, как со стороны государства, так и со стороны социально-уязвимой категории, но на практике представляется возможным увидеть абсолютно противоположную картину. На основании вышеизложенного, для более подробного рассмотрения заявленной проблематики, целесообразно будет обратить внимание на следующие причины, в ходе наличия которых у детей-сирот возникают сложности с получением жилья, которое положено им по закону.

Во-первых, наиболее очевидной причиной возникновения вышеупомянутой проблемы является недостаточное финансирование строительства жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная причина проявляется в том, что ежегодно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ выделяется несоизмеримо мало денежных средств по сравнению с тем, какое количество детей-сирот находится в том или ином субъекте РФ. Это, по сути своей, является самой сложно преодолимой проблемой, так как количество денежных средств, необходимых на постройку жилых помещений для детей-сирот, исчисляется в миллиардах, а квот на получение такого жилья с каждым годом становится всё меньше. Данный фактор зависит больше от экономического развития государства, а также от уровня жизни населения в целом, поэтому, чем ниже в государстве так называемая «черта бедности», тем сложнее реализовать данную социальную гарантию детям-сиротам.

Во-вторых, немаловажную роль играет постоянно увеличивающийся уровень детей-сирот, которые достигают возраста совершеннолетия, и, следовательно, становятся обладателями права на получение бесплатного жилья от государства. В данном аспекте необходимо дать следующий комментарий. Каждый год из, так называемых, детских домов и школ-интернатов выпускаются сотни тысяч детей-сирот – это бесконечный «конвейер», который необходимо обеспечить комфортабельным жильем. Трафик желающих получить такое жилье с каждым годом возрастает, очереди на получение квартир не уменьшаются, а всё новые и новые сироты подрастают и нуждаются в обеспечении социальных гарантий от государства.

В-третьих, причиной формирования данной проблемы является высокий уровень непригодности жилых помещений для нормальной жизнедеятельности. Это обусловлено двумя вышеупомянутыми причинами. Так как каждый год количество нуждающихся в бесплатном жилье детей-сирот не уменьшается, государство вынуждено увеличивать темпы строительства типовых квартир, домов или даже целых районов для того, чтобы обеспечить жильём, как можно больше совершеннолетних детей-сирот, так как в детских домах им жить не представляется возможным. Вынуждено избирая экстенсивный путь строительства жилья, который идет не в качество, а в количество, в последующем возникает проблема того, что в большинстве типовых застроек становится жить весьма проблематично. Кроме того, зачастую причиной непригодности того или иного жилья становится халатность строительного подрядчика, которому доверяется данная работа – это обусловлено, как раз таки, недостаточным финансированием строительства, так называемых, «целевых» жилых квартир и домов.

Четвертой, заключительной причиной в данном исследовании, но отнюдь не последней в рассматриваемой проблематике, можно выделить затруднительный механизм реализации права на бесплатное получение имущества через суд. В данном аспекте необходимо прокомментировать следующее. Когда ребенок-сирота достигает совершеннолетия, он встает в определенную очередь на получение жилья – в последующем, чтобы быстрее реализовать данную социальную гарантию, он имеет право обратиться в суд общей юрисдикции для ускорения процесса получения квартиры. Как показывают различные обзоры и анализы судебной практики, суды способствуют этому посредством вынесения соответствующих судебных решений, однако на практическом опыте – даже наличие судебного решения в пользу ребенка-сироты не гарантирует ему стопроцентной вероятности в том, что жилье в собственность он получит в ускоренном формате, а самое главное в качественном виде.

Таким образом, рассмотрев причины вышеупомянутой тематики с различных сторон, можно сделать конкретный вывод о том, проблема практической реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на получение жилища, безусловно, имеет место быть. В данной связи, считается необходимым предложить некоторые возможные пути решения, которые должным образом смогли бы сократить количество прецедентов неполучения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей жилого помещения.

Первое: думается, что может считаться необходимым, произвести реформирование большинства программ финансирования из бюджетных ассигнований, направленных на строительство жилых помещений, предназначенных для детей-сирот. Данная мера поспособствует надлежащему перераспределению денежных средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ, посредством которого увеличатся отчисления на постройку квартир, домов и жилых комплексов для детей-сирот.

Второе: организовывать дополнительное проведение ревизий жилых помещений, которые предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данная мера позволит представителям государства оценивать реальные возможности фактического проживания в построенных квартирах, что позволит говорить о значительном уровне сокращения непригодных жилых помещений.

Третье: может считаться необходимым, принять соответствующие меры по сокращению детей-сирот еще на первоначальном этапе, то есть создать льготные, улучшенные условия жизни для определенных категорий населения, которые в последующем по каким-то субъективным причинам могут оставить своего ребенка сиротой. Данная мера поспособствует сокращению численности неблагополучных и малообеспеченных семей, дети из которых зачастую и оказываются в детских домах или интернатах.

В заключение данного научного исследования необходимо отметить: на данный момент времени перед законодателем и правоприменителем стоит достаточно серьезная задача социального плана, а именно: принятие мер для решения проблематики упомянутой выше. Надлежащая практическая реализация мер по сокращению прецедентов неполучения детьми-сиротами законных жилых помещений поспособствует тенденции роста уровня жизни населения в целом, а также сокращению процента людей, которые на данный момент времени живут за чертой бедности.

 

. . . . . . .