Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Превентивные меры по предотвращению коррупции

Дата публикации: 2022-04-25 01:04:51
Статью разместил(а):
Хамза Аббас Олеиви

Превентивные меры по предотвращению коррупции

Preventive measures to prevent corruption

 

Автор: Хамза Аббас Олеиви Хамза

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

E-mail: abbasaliwe0@gmail.com

Hamza Abbas Oleivi Hamza

Volgograd State University, Volgograd, Russia

E-mail: abbasaliwe0@gmail.com

 

Аннотация: В данной статье автор рассматривает превентивные меры по предотвращению коррупции. Проведен анализ не только мер, установленных в Российской Федерации, но и рассмотрен и обобщен опыт зарубежных стран по борьбе с преступления коррупционной направленности.

Abstract: In this article the author considers preventive measures to prevent corruption. An analysis of not only the measures established in the Russian Federation was carried out, but also the experience of foreign countries in combating corruption-related crimes was considered and summarized.

Ключевые слова: коррупция, международные организации, антикоррупционные меры, государственные органы, правовой иммунитет.

Keywords: corruption, international organizations, anti-corruption measures, state bodies, legal immunity.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Актуальность темы статьи обозначена тем, что коррупция является антиобщественным явлением и ставит под угрозу само существование правового государства и соблюдение его принципов. Для борьбы с указанным явлением в Российской Федерации разработана определенная правовая база с целью противодействия коррупции. Для этого были ратифицированы многие международные конвенции, разработано федеральное законодательство, а также принимаются определенные концепции, стратегической целью которых является не только борьба с коррупцией, но и ее предупреждение.

Наиболее опасна коррупция в органах государственной власти. Для ее максимально возможного исключения необходимо использовать специальную программу превентивных мер, направленную на предупреждение появления данного явления на любых уровнях государственной власти. При этом данные меры должны быть максимально эффективными и с возможностью их реализации на практике.

Для формирования эффективного механизма мер, направленных на предупреждение коррупции, необходимо провести их дифференциацию по различным критериям. К данным критериям отнесем: субъект, объект, на который направлены меры, территорию, срок и т.д. Но данные меры по-своему характеру будут являться общими, а для боле эффективного предупреждения необходимы также и специальные виды мер. Это объясняется тем, что коррупция по своей сути является специфическим структурным институт.

Проведу дифференциацию превентивных мер против коррупции по следующим критериям: субъект, объект и характер воздействия.

На основании критерия субъект идет дифференциация мер на уровни: федеральный и местный. К сожалению, в связи с тем, что в настоящее время нельзя говорить о том, что для деятельности муниципальных органов созданы оптимальные условия и установлен высокий уровень благосостояния в регионах, нельзя говорить о том, антикоррупционные меры, применяемые на местном уровне достаточно эффективны.

Для устранения данной проблемы первоочередной целью является повышение благополучия регионов, разработка социальной политики в отношении государственных гражданских служащих, необходима максимально эффективная система мотивации и достойная оплата труда для исключения появления конфликта интересов у государственных служащих. Для этого необходимо, чтобы финансирование регионов было на необходимом уровне, что позволит обеспечить высокий уровень качества жизни.

Основным источником финансирования в данном случае являются налоговые поступления, которые формируются по остаточному принципу. Указанный способ формирования бюджета приводит к тому, что возникает его дефицит, что является предпосылкой для совершения коррупционных деяний со стороны служащих органов государственной власти [2].

Такие действия могут выражаться в принятии определённых законов на местном уровне, направленных на достижение личных целей. В данном случае, превентивной мерой для борьбы с коррупцией является более тщательная экспертиза нормативно-правовых актов, которые принимаются на местном уровне. Анализ практики показывает, что возникновение ошибок, недочетов и различных противоречий с законами, обладающими более высокой правовой силой, являются достаточно частыми явлениями для законодательства на местном уровне. Помимо ужесточения экспертизы указанных нормативно-правовых актов, также необходимым предоставляется установление более жесткого наказания государственным служащим, совершим данные деяния.

Также существенной проблемой является то, что не все правовые отношения в сфере государственной власти урегулированы законом или недостаточно урегулированы. Для конкретизации данной проблемы необходимо обратить внимание на то, что отсутствуют законодательно закрепленные правила по урегулированию конфликта интересов у государственных и муниципальных служащих. Если обратиться к Федеральному закону «О муниципальной службе Российской Федерации», то в нем нет достаточной регламентации по урегулированию данного вопроса [1].

Еще одной превентивной мерой по предупреждению коррупции является установление более строго отбора кадров при замещении вакантных должностей на государственную и муниципальную службу. Также необходимо привлекать общественных наблюдателей в данный процесс, а также для проверки текущей деятельности государственных и муниципальных служащих. При этом во избежание отрицательных последствий такого вмешательства со стороны общественности, необходимо точное законодательное регулирование их деятельности.

Причиной этому служит недопустимость вмешательства в деятельность органов государственной власти. То есть деятельность общественных наблюдателей должна носить контрольно-надзорный характер, при этом полномочия и задачи должны быть строго урегулированы законом, как и их ответственность за вмешательство с их стороны в деятельность органов государственной власти.

Основной упор при этом необходимо сделать именно на отбор кадров, так как контроль-надзорных органов над деятельностью государственных и муниципальных служащих достаточно. При этом цель общественных наблюдателей должна заключаться в том, чтобы обеспечить наиболее качественный отбор кадров на замещение должностей государственных служащих.

Следующей антикоррупционной превентивной мерой является просветительская правовая работа с населением. Необходимо повышать уровень правовой грамотности населения, что позволит исключить злоупотребление своими должностными обязанностями со стороны служащих органов государственной власти.

Вышерассмотренные меры являются общими превентивными мерами, направленными на предупреждение возникновения коррупции на уровне государственной власти. Для повышения эффективности данной борьбы необходимо применять помимо общих, также специальные меры.

К специальным мерам необходимо отнести меры, которые своей целью имеют предупреждение коррупции в строго определенной группе лиц, обладающих определёнными полномочиями, а следовательно, специальным статусом. К ним в первую очередь можно отнести сотрудников судебной системы, правоохранительных органов и т.д.

Антикоррупционные меры в отношении данных групп разработаны на государственном уровне. Но, к сожалению, как показывает практика данные меры недостаточно эффективны и уровень коррупционных преступлений достаточно высок.

Необходимо отметить то, что все меры, которые направлены на предупреждение коррупции должны быть системными, законными, координироваться государственными органами на различных уровнях, а также иметь определенную поддержку со стороны населения. То есть общественный контроль должен быть основным фактором при предупреждении коррупционных преступлений [4].

Также все меры должны быть своевременными. Нельзя допускать запоздалости механизма реализации антикоррупционных мер.

Коррупция является общемировой проблемой, что объясняет тот факт, что борьба с данным явлением находится в рамках сотрудничества между государствами на международном уровне. Анализируя опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией, можно отметить несколько эффективных мер, которые в определенных странах позволили снизить уровень рассматриваемого социального явления. Следовательно, необходимо некоторые меры перенести в отечественное законодательство.

Опыт по борьбе с коррупцией в Финляндии показывает то, что уровень коррупции в данной стране находится на достаточно низком уровне (является лидером в списке антикоррумпированных государств).

Превентивной мерой при этом служит принятая «Программа по борьбе с коррупционными преступлениями», в которой установлена специфическая ответственность за коррупционные преступления. В Финляндии отсутствует правовой иммунитет при обвинении в коррупции.

В данном случае перед законом все равны. Все государственные служащие несут материальную и уголовную ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности. При этом деятельность всех государственных органов максимально прозрачна. Необходимо отметить высокий уровень заработной платы государственных служащих, а также размер пенсии (66% от заработной платы государственного служащего).

Опыт Германии позволяет сделать вывод о том, что за преступления коррупционной направленности установлена усиленная уголовная ответственность, также отсутствует правовой иммунитет для должностных лиц при совершении деяний в рассматриваемой области [3]. В Сингапуре разработан национальный план по борьбе с данным явлением, а также за совершение коррупционных преступлений установлена смертная казнь или лишение свободы на достаточно длительный срок.

Таким образом, только применение общих и специальных мер в совокупности может обеспечить эффективную борьбу с коррупцией. Необходимо устранять все проблемные и коллизионные моменты в отечественном законодательстве для повышения эффективности механизма реализации превентивных мер, направленных на предупреждение коррупции. Современная антикоррупционная политика не должна сводиться только к борьбе со взяточничеством.

Литература:

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.

2. Брижак З.И. О мерах по предупреждению преступных проявлений коррупции / З.И. Брижак // Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России. – 2018. – № 1. – С. 403-408.

3. Головненков П.В. Превентивные и репрессивные меры по противодействию коррупции в федеративной республике Германия / П.В. Головненков // Союз криминалистов и криминологов. – 2018. – № 1. – С. 29-48.

4. Расторгуева К.С. Меры предупреждения коррупционной направленности в органах местного самоуправления / К.С. Расторгуева // Юридическая наука: история и современность. – 2020. – № 12. – С. 27-31.

. . . . . . .