Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Риско-ориентированный подход при транспортировке нефтепродуктов

Дата публикации: 2021-11-19 13:57:04
Статью разместил(а):
Булгаков Денис Сергеевич

Риско-ориентированный подход при транспортировке нефтепродуктов

Risk-based approach in the transportation of petroleum products

 

Автор: Булгаков Денис Сергеевич

ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет", г. Киров, Россия

e-mail: bulgakov_denis@bk.ru

Bulgakov Denis Sergeevich

Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: bulgakov_denis@bk.ru

 

Аннотация: в статье раскрыты основы риско-ориентированного подхода при транспортировке нефтепродуктов.

Abstract: The article reveals the basics of a risk-based approach to the transportation of petroleum products.

Ключевые слова: безопасность труда, система управления охраной труда, профилактика рисков, управление профессиональными рисками. 

Keywords: labor safety, labor protection management system, risk prevention, occupational risk management. 

Тематическая рубрика: Энергетика и ресурсосбережение.

 

В техническом значении нефтепродукты – это продукты переработки нефти, использующиеся в различных видах хозяйственной деятельности: автомобильные и авиационные бензины, реактивные, тракторные, осветительные керосины, дизельные и котельные топлива, мазуты, растворители, смазочные масла, гудроны, нефтяные битумы.

Россия занимает первое место в мировом масштабе по объёмам добычи нефти (13% мировой добычи)

В соответствии с данными Росстата и Федеральной таможенной службы РФ экспорт нефтепродуктов в 2019 году составил около 138 млн. тонн. В структуре экспорта нефтепродуктов из России основная доля приходится на мазут (42,6 %), дизельное топливо (26,2 %). На долю бензина приходилось всего 2,6 %. Данный факт свидетельствует о том, что экспорт мазута для его дальнейшей переработки за пределами Российской Федерации остаётся более выгодным, несмотря на увеличение пошлины на тёмные нефтепродукты до 66,0 %. Экспорт дизельного топлива остается практически неизменным в последние годы и составляет 36,1 млн. тонн.

Аварийность и травматизм в промышленности – трагическая и теневая сторона эксплуатации опасных производственных объектов. Наиболее опасными видами грузов  при транспортировке являются нефть и нефтепродукты (нефть, бензин, керосин, мазут), перевозимые различными видами транспорта.

Транспортировка нефтеналивных грузов считается экологически опасной и сопряжена с риском возникновения аварий. Последствиями аварийных происшествий при перевозке нефтепродуктов могут являться проливы разного масштаба, а при неблагоприятном развитии событий – взрывы и пожары, которые приводят к большому материальному ущербу, загрязнению территории и поражению токсичными веществами большого количества людей.

Среди основных причин аварий на объектах нефтегазодобычи можно выделить отказ и разгерметизацию технических устройств, ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства опасных работ, и нарушение требований промышленной безопасности.

Согласно Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании» количественная мера безопасности в чрезвычайных ситуациях – аварийный риск. Поэтому анализ и оценка рисков при транспортировке нефтепродуктов позволяет разрабатывать различные организационно-технические мероприятия по предупреждению и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Понятие риска очень широкое, неоднозначное и имеет достаточно значительное количество определений. Риск можно трактовать как потенциальную, численно измеримую возможность потери. Самое краткое определение гласит, что риск – вероятность наступления неблагоприятного события.

Риски предприятия являются уникальной формой риска, характеризующейся в первую очередь особенностями предприятия как субъекта принятия решения. В случае с предприятием, риски выступаю в роле характеристик события, выражающего неопределенность исхода и обязательность существования неблагоприятных последствий.

Риск транспортного предприятия – это объективная невозможность, неспособность и (или) неумение транспортной организации избежать либо минимизировать угрозы своему бизнесу, уменьшив неопределенность во внешней и внутренней среде, с помощью принципа опережающего отражения.

Можно выделить следующие группы рисков, наиболее характерные для транспортного предприятия:

1. Транспортные риски. Данные риски порождаются неопределенностью и многовариантностью внешней и внутренней среды предприятия, в первую очередь непредсказуемостью спроса и динамикой потребительских предпочтений. В рамках данной группы выделяют следующие подгруппы:

a) коммерческие риски (срывы поставок, ненадлежащее состояние грузов, нарушение сроков со стороны заказчика);

b) риски хищения и порчи грузов;

c) экологические риски при транспортировке груза, нанёсшего ущерб окружающей среде;

d) технически риски (выход из строя транспортного средства, повлекшего срыв сроков доставки груза);

e) кадровые риски (халатность персонала).

2. Экологические риски. Под данными рисками понимается вероятность наступления административной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, в том числе загрязнение земельных, водных, воздушных и лесных ресурсов, нанесение вреда сельскому хозяйству и биосфере, и вероятность наступления гражданско-правовой ответственности за нанесение ущерба жизни и здоровью третьих лиц, загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами, нарушение уровня шума, травмированные и гибель людей и животных в транспортных происшествиях.

3. Эксплуатационные риски. Данные риски, связанны с ненадлежащим обеспечением технического состояния транспортного средства. Для уменьшения этого вида рисков необходимо добиваться соблюдения графика периодического технического обслуживания и ремонта, учет срока эксплуатации транспортного средства, соответствия его параметров эксплуатационному назначению.

4. Предпринимательские риски. Данные риски подразумевают увеличение транспортных издержек. Показателями эффективности предпринимательской деятельности транспортного предприятия служат коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава по отдельным типам грузов, коэффициент использования пробега, коэффициент выпуска и коэффициент технической готовности парка, грузооборот на тонну грузоподъемности, затраты транспортной деятельности, отнесенные к общему грузообороту, затраты на единицу транспортных средств, доход от перевозок к общему грузообороту, доход на единицу транспортных средств.

Анализ аварийности при транспортировке нефти показывает, что преобладающими видами аварий на объектах нефтегазодобычи являются: открытые фонтаны и выбросы; взрывы и пожары. Не снижается динамика аварийности с разрушением технических устройств, в результате разрушения которых погибает в среднем 2-3 человека. Аналогичные последствия вызывают термическое воздействие и падение с высоты. Между аварийностью и производственным травматизмом со смертельным исходом существует прямая зависимость. Среди основных причин аварий на объектах нефтегазодобычи можно выделить отказ и разгерметизацию технических устройств, ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства опасных работ и нарушение требований промышленной безопасности.

Основными направлениями работы по совершенствованию надзора за объектами транспортирования опасных веществ являются:

- повышение эффективности воздействия территориальных органов на службы производственного контроля на подконтрольных объектах транспортирования опасных веществ, в том числе повышение качества анализа функционирования на объектах производственного контроля;

- контроль за ходом выполнения инвестиционных программ по модернизации и (или) реконструкции объектов, разработанных с учетом вопросов безопасности;

- контроль за разработкой, проектированием, производством и эксплуатацией транспорта, перевозимого нефтепродукты, с целью обеспечения вопросов безопасности.

 

Литература:

1. Козлитин A.M. Количественный анализ риска возможных разливов нефти и нефтепродуктов / A.M. Козлитин, А.И. Попов, П.А. Козлитин // Управление промышленной и экологической безопасностью производственных объектов на основе риска: Междунар. науч. сб. Саратов: СГТУ, 2005. С. 135-161.

 

. . . . . . .