Краткий обзор рынка угля как сегмента мировой транспортной системы
Краткий обзор рынка угля как сегмента мировой транспортной системы
A brief overview of the coal market as a segment of the global transport system
Авторы:
Волошин Евгений Николаевич
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: evgenii.voloshin@inbox.ru
Voloshin Evgenii
“Admiral Makarov SUMIS”, Saint-Petersburg, Russia.
e-mail: evgenii.voloshin@inbox.ru
Глазкова Виктория Владимировна
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: viktiryagls@icloud.com
Glazkova Viktoriia
“Admiral Makarov SUMIS”, Saint-Petersburg, Russia.
e-mail: viktiryagls@icloud.com
Аннотация: Цель данной статьи – ознакомить читателя с нынешней ситуацией в сферах добычи и экспорта угля, а также с общими проблемами российской сферы экспорта угля.
Abstract: The purpose of this article is to acquaint the reader with the current situation in the areas of coal production and export, as well as with the general problems of the Russian coal export sector.
Ключевые слова: уголь, рынок угля, перевозка угля, экспорт угля, добыча угля
Keywords: coal, coal market, coal transportation, coal export, coal mining.
Тематическая рубрика: Энергетика и ресурсосбережение.
Уголь является одним из наиболее важных источников энергии в мире. На его долю приходится 41% производимой в мире электроэнергии. Доступность угля среди иных видов ископаемого топлива делает этот ресурс ключевым в решении значимой проблемы XXI века: роста потребления энергии.
Анализ российского рынка угля.
Отечественный рынок угля в рамках 2020 года демонстрировал стабильную тенденцию сокращения экспорта. В 2020 году наибольшее сокращение фиксировалось по стоимостным показателям. Согласно данным исследования «Рынок угля в России: исследование и прогноз до 2024 года», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2020 году, суммарная стоимость экспорта угля отечественными производителями показывает падение практически в 35%. Ключевыми зарубежными покупателями отечественного угля традиционно остаются рынки АТР – Корея, Китай и Япония. Суммарно покупатели данных регионов обеспечивают порядка 41% экспортных потоков в оценке стоимостных показателей.
Относительно видовой структурности экспорта угля российского производства наблюдается традиционная стабильность. Так преобладающая доля экспорта угля исторически приходится на каменный уголь. В совокупной структурности экспортных отгрузок угля данный вид занимает порядка 97%, что исключительно обусловлено видовой структурой производства исходя из особенностей российской сырьевой базы.
ВЕДУЩИЕ УГЛЕДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ РФ в 2021г.:
|
Наименование компании: |
Млн. тонн. |
1. |
Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) |
101,2 |
2. |
ОАО УК "Кузбассразрезуголь" |
43,2 |
3. |
Компания ЕВРАЗ (ООО "Распадская угольная компания") |
20,65 |
4. |
ОАО ХК "СДС-Уголь" |
20,1 |
5. |
Компания ООО "А-Проперти" |
20,0 |
Россия уже входит в число мировых лидеров по добыче угля. При этом наше отставание от Китая, занимающего первую строчку в мировом угольном рейтинге, огромно. Однако все меняется, если посмотреть на роль России в мировом экспорте угля — здесь у нее уверенное третье место.
Роль России в международной торговле углем несопоставимо выше, чем в мировой добыче, поскольку угольная отрасль России стала экспортно-ориентированной.
Красноречивы следующие цифры: если общий объем добычи угля в России в 2001–2017 годах вырос на 49%, то объем экспорта — на 337%, с 41,5 млн до 181,4 млн тонн в год. При этом внутреннее потребление за те же годы, несмотря на общий рост экономики страны, находилось в районе 220–230 млн тонн в год.
Российский угольный экспорт.
Рис. 3. Структура экспорта российского угля по направлениям (По данным ОАО «РЖД»)
Как угольный экспортер, Российская Федерация не имеет тех преимуществ, которыми обладают ее основные конкуренты — прежде всего это расстояние от угледобывающих регионов до ближайших угольных терминалов в морских портах. Если в Австралии и Индонезии это расстояние измеряется десятками километров, то в России, где основной поток экспортируемого угля идет из Кузбасса, это расстояние составляет более 4000 км до портов Тихоокеанского побережья и практически столько же — до западных границ России. Такое положение приводит к значительному росту транспортной составляющей в цене российской угольной продукции. Кроме того, постоянный рост тарифов на железнодорожные перевозки экспортного угля существенно снижает его конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку ни один мировой угольный экспортер не осуществляет железнодорожные перевозки угля на такие огромные расстояния, как Россия.
Российский уголь сегодня поставляется в более чем 60 стран мира. Угольный экспорт является достаточно весомой статьей доходов страны, обеспечивая ежегодно около $10 млрд валютных поступлений. Несмотря на обострение конкуренции между странами-экспортерами угольной продукции, экспорт российского угля продолжает расти, по итогам 2020 года он составил 207 млн тонн.
Расчеты показывают, что при благоприятном развитии ситуации (отсутствие политических обострений со странами-импортерами, непредсказуемое изменение экономической ситуации, скачки валютных курсов и т. д.) объем российского угольного экспорта в соответствии с оптимистическим сценарием (с учетом потребности основных потребителей) может возрасти к 2030 году до уровня 240–250 млн тонн.
Таким образом, в целом перспективы развития отечественной угольной отрасли в обозримом будущем представляются весьма благоприятными. Этой оценке способствуют:
· наличие достаточного объема запасов угля в недрах;
· весьма высокая инвестиционная привлекательность предприятий угольной отрасли, о чем свидетельствует динамика роста инвестиций в их основной капитал за последние годы;
· устойчивая тенденция роста производственных мощностей на предприятиях угольной отрасли;
· наличие весьма перспективных международных рынков сбыта угля, и в первую очередь — в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Тем не менее, в промышленности наблюдается ряд проблем, имеющих системный характер. Решение данного перечня проблем требует задействование ресурсов не только угольной промышленности, но и смежных отраслей:
- высокие тарифы на железнодорожные перевозки угля, особенно на экспорт;
- низкая пропускная способность некоторых железных дорог стратегического значения (в том числе Байкало-Амурской магистрали);
- недостаточный объем мощностей угольных терминалов в морских портах;
- недостаточное количество полувагонов для перевозки угля (в основном вследствие высокой степени их износа), приводящее к дефициту железнодорожного подвижного состава;
- устаревание и износ путевого хозяйства при отсутствии достаточного объема финансовых средств для ремонта внутрирегиональных и ведомственных железных дорог;
- снижении инвестиционной привлекательности промышленности.
Таким образом, в целом перспективы развития отечественной угольной отрасли в обозримом будущем представляются весьма благоприятными. Этой оценке способствуют:
- наличие достаточного объема запасов угля в недрах;
- весьма высокая инвестиционная привлекательность предприятий угольной отрасли, о чем свидетельствует динамика роста инвестиций в их основной капитал за последние годы;
- устойчивая тенденция роста производственных мощностей на предприятиях угольной отрасли;
- наличие весьма перспективных международных рынков сбыта угля, и в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Новые тарифы на перевозку угля железнодорожным транспортом.
«Российские железные дороги» (РЖД) предлагают либерализацию тарифов на перевозку энергетического угля на экспорт с привязкой к цене на это сырье по примеру газа, который поставляется за рубеж по рыночным ценам.
Сейчас провоз угля по железной дороге тарифицируется согласно прейскуранту №10-01, в котором грузы сгруппированы в три тарифных класса. Перевозки угля остаются убыточными для РЖД: монополия оценивала убытки от таких перевозок за прошлый год в 54 млрд руб. Кроме того, на ряд направлений РЖД могут точечно выдавать скидки. Например, до октября 2020 года действовали скидки на экспортные перевозки угля и антрацита в направлении портов Северо-Запада.
Цены на энергетический уголь падают с весны 2019 года. Цены на энергетический уголь в Европе тогда упали в апреле на 40%, до $50 за тонну, и с тех пор восстановились только до уровня $60 за тонну. Источники в российских угольных компаниях говорили, что терпят убытки на западном направлении, а на восточном их сдерживают работы по модернизации БАМа и Транссиба, проводимые РЖД.