Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Система бюджетного контроля в Российской Федерации

Дата публикации: 2022-03-02 15:54:01
Статью разместил(а):
Мустафа Али Исам Махмуд

Система бюджетного контроля в Российской Федерации 

The system of budget control in the Russian Federation

Автор: Мустафа Али Исам Махмуд

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия

e-mail: aesam7206@gmail.com

Mustafa Ali Isam Mahmoud

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: aesam7206@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации системы бюджетного контроля в Российской Федерации. Рассмотрены принципы контрольной деятельности, участники системы контроля, их функции и полномочия. Результаты исследования послужили основой для формирования рекомендаций в целях повышения эффективности механизма бюджетного контроля.

Annotation: The article considers the features of the organization of the budget control system in the Russian Federation. The principles of control activity, participants of the control system, their functions and powers are considered. The results of the study served as the basis for the formation of recommendations in order to improve the efficiency of the budget control mechanism.

Ключевые слова: бюджет, контроль, Российская Федерация, контрольно-счетные органы.

Keywords: budget, control, Russian Federation, control and accounting bodies.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Бюджетный контроль является основной формой государственного финансового контроля, который реализуется в бюджетной системе Российской Федерации. Предметом контроля выступают государственные и муниципальные финансы, составляющие бюджетную систему страны. В соответствие с бюджетным законодательством РФ, к бюджетам бюджетной системе отнесены федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов. Вместе с бюджетными средствами предметом контроля является имущество, относимое к государственной и муниципальной собственности. Данное имущество помимо того, что имеет свою балансовую стоимость, также является источником доходов соответствующих бюджетов.

Экономический смысл построения системы бюджетного контроля в РФ заключается в создании единой контрольной среды, с помощью которой поддерживается баланс в развитии всех элементов системы и обеспечивается согласованность процессов управления средствами бюджета. Под развитием элементов системы, в данном случае, подразумевается повышение эффективности управления государственными финансами, снижение числа нарушений, обеспечение качественной обратной связи между уровнями государственного, регионального и муниципального управления. Отсюда, можно говорить о том, что именно благодаря системе бюджетного контроля поддерживается необходимое единство в управлении государственными финансами.

Благодаря системе бюджетного контроля обеспечивается единообразие и законность контроля во всей бюджетной системе РФ, создаются условия для обеспечения сопоставимости показателей экономичности и эффективности использования бюджетных ресурсов на разных уровнях государственного управления.

Несмотря на то, что на современном этапе реализовано большое число реформ, обновлена нормативная правовая база и уточнен правовой статус органов бюджетного контроля, по-прежнему нерешенными остаются проблемы эффективного функционирования системы бюджетного контроля. Данные проблемы связаны с отсутствие адекватных мер, принимаемых в отношении нарушителей бюджетного законодательства. Вторая важная проблема связана с трансформацией информационных систем органов власти, что приводит к потере актуальности действующих методик контроля. Для решения установленных проблем необходима направленная работа по обновлению организационно-методического и учетно-аналитического обеспечения бюджетного контроля.

Современная система бюджетного контроля включает большое число разнообразных участников, связанных между собой единым бюджетным процессом. Правовую основу формирования бюджетной системы страны составляет Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и иные законы, и подзаконные нормативные акты Счетной палаты РФ и Федерального казначейства, уточняющие порядок проведения контроля в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетный контроль в РФ подразделяется на внешний и внутренний, реализуемые, соответственно, на разных уровнях бюджетного устройства. Внешний контроль проводится Счетной палатой РФ посредством осуществления системных мер, в рамках которых производится сбор и анализ информации об исполнении бюджета страны. Федеральное казначейство и его территориальные органы осуществляют внутренний контроль, а реализуется он в рамках ведомственного контроля за полнотой, своевременностью, целесообразностью и эффективностью расходования бюджетных средств.

Бюджетный контроль на уровне субъектов РФ реализуется территориальными органами бюджетного контроля, на уровне муниципалитетов данная функция возложена на отдельные структурные подразделения органов местного самоуправления. Таковыми являются департаменты и управления муниципальной собственности.

Системный характер бюджетного контроля проявляется в иерархическом распределении процедур контроля между ведомствами, министерствами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом, вышестоящая структура проводит документарные проверки и запрашивает сведения о реализуемых мероприятиях по контролю и их результатах. Обработанные данные поступают в укрупненном виде в органы федерального казначейства, что является подтверждением целевого и эффективного расходования бюджетных средств.

При проведении бюджетного контроля государственного и муниципального имущества устанавливается не только факт его целевого использования, но и его фактическое наличие, точность списания, правильность ведения учетных данных об имуществе. Органы бюджетного контроля наделены полномочиями не только проверять бухгалтерские и иные документы, но и запрашивать дополнительные сведения и разъяснения по вопросам, возникающим в ходе контроля.

Практическая реализация бюджетного контроля осуществляется с использованием методов контроля, которые включают обоснованные и адаптированные приемы, средства и конкретно-определенные способы, используемые при реализации функций контроля. Статьей 267.1 Бюджетного кодекса РФ установлены следующие методы бюджетного контроля: проверка, ревизия и обследование. Поправки, внесенные федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 199-ФЗ исключили из общего перечня методов контроля такие методы, как наблюдение, анализ и финансово-экономическая экспертиза.

Проверка предполагает документальное и фактическое изучение законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности учета и отчетности, принадлежащей субъекту контроля. В зависимости от способа проведения проверки они могут быть камеральными и выездными, а также встречными, проводимыми в целях установления и подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

Ревизия предполагает комплексную проверку объекта контроля на основании документального и фактического изучения законности его финансово-хозяйственной деятельности.

Обследование включает анализ и оценку состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

Законом о Счетной палате РФ закреплены специальные методы контроля за органом внешнего бюджетного контроля – анализ и мониторинг.

От правильного выбора применяемых методов бюджетного контроля зависит достижение конечного результата и эффективность контроля.

Систему органов бюджетного контроля образуют федеральные органы, реализующие функции по контролю на уровне РФ, территориальные и контрольно-счетные органы субъектов РФ, контрольные органы муниципальных образований (таблица 1). На каждом уровне реализуются свои контрольные функции, соотносимые с контролем за исполнением бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Таблица 1. Система органов бюджетного контроля РФ.

Уровни

Органы контроля

Контрольная система

Российской Федерации

Счетная палата РФ

Внешний государственный контроль и аудит

Федеральное казначейство

Внутренний бюджетный контроль с применением риск-ориентированного подхода;

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций

Субъектов РФ

Территориальный орган Федерального казначейства

Контрольно-счетный орган субъекта РФ

Выявление фактов незаконного и неэффективного использование региональных средств;

Экспертное заключение к проектам законов;

Проведение внешних проверок годового отчета

Муниципальных образований

Контрольно-счетный орган муниципального образования

Контроль законности и эффективности использования средств муниципального образования

Бюджетные полномочия Счетной палаты РФ установлены статьей 282 Бюджетного кодекса. Полномочия Федерального казначейства по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере установлены в соответствие с полномочиями, закрепленными статьей 166.1 Бюджетного кодекса РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Деятельность контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований основывается на соблюдении общепринятых принципов, определяющих приоритетность законности, независимости, объективности, эффективности, открытости и гласности. Данные органы действуют независимо и отдельно от деятельности органов региональной власти и местных органов. Постоянно действующими сотрудниками контрольно-счетных органов являются: председатель, аппарат контрольно-счетного органа, аудиторы.

Контрольно-счетный орган субъекта РФ проводит контроль законности и эффективности расходования бюджетных средств региона и средств территориальных внебюджетных фондов. Также в соответствие с федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ в его полномочия входит:

- экспертное заключение к региональным законам;

- проведение внешних проверок годового отчета об исполнении регионального бюджета, местных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов, проводимая в пределах компетенции;

- осуществление аудита государственных закупок;

- оценка законности и эффективности процессов по формованию государственного имущества, в также деятельности по управлению данным имуществом;

- определение обоснованности предоставления налоговых льгот и других региональных преференций, а также кредитов, предоставляемых за счет средств регионального бюджета;

- анализ и мониторинг бюджетного процесса в регионе и другие.

Функции контрольно-счетного органа муниципального образования являются аналогичными и реализуются в отношении местных бюджетов. В отличие от федеральных органов контроля, территориальные контрольно-счетные органы также наделены полномочиями на проведение внешнего контроля в отношении органов региональной власти и государственных органов, а также органов местного самоуправления. Внешний контроль, при этом, проводится, в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

Соблюдение принципов бюджетного контроля и взаимодействие органов контроля осуществляется в рамках Единого информационного контура контрольно-счетных органов. На локальном уровне основным информационным источником являются статистическая информация – публикуемые статистические сборники и пресс-выпуски для средств массовой информации.

Единая информационная система построена на основе программного комплекса «Финансовый бюджетный контроль», который создает информационное пространство между органами финансового контроля, главными распорядителями, администраторами бюджетных средств, финансовыми органами и органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по осуществлению финансового контроля [5]. Программный комплекс интегрирован с другими системами электронного бюджета, что позволяет получить:

1) объективные данные по факторам риска, с представленной возможностью замены выездной проверки на камеральную благодаря прямому доступу к первичной информации;

2) документы у объектов контроля, подписанные квалифицированной электронной подписью, сто сокращает время и затраты на подготовку и проведение проверки;

3) информацию о результатах контроля, реализованного на уровне ведомств, с установлением факторов риска.

Таким образом, современная система бюджетного контроля в РФ ориентирована на постоянное развитие информационно-аналитических систем органов контроля. Данный подход также должен учитывать развитие методической базы внутреннего и внешнего контроля.

Система бюджетного контроля в Российской Федерации охватывает деятельность органов контроля на всех уровнях бюджетной системы. В данном аспекте особенно важно обеспечить единообразный подход к реализации контрольного процесса. Это позволит повысить качество учетно-аналитического обеспечения и позволит формировать оперативные данные о результатах применяемых методов контроля, что необходимо для распространения риск-ориентированного подхода к контролю в бюджетно-финансовой сфере.

 

Литература:

Информатизация деятельности в сфере финансового контроля: курс лекций / А.Л. Анисимов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. - 120 с.

 

. . . . . . .