Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Организация бюджетного процесса

Дата публикации: 2022-02-25 15:59:36
Статью разместил(а):
Аль-Майяхи Хайдер Нури Махди

Организация бюджетного процесса

Organization of the budget process

Автор: Аль-Майяхи Хайдер Нури Махди

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

e-mail: hayder.noore.1983@gmail.com

Al Mayahi Haider Nouri Mahdi

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: hayder.noore.1983@gmail.com

Аннотация: Бюджетный процесс является важным инструментом обеспечения стабильности бюджетной системы страны. В статье рассмотрены правовые и организационные основы механизма бюджетного процесса, особенности его ведения на уровне субъектов Российской Федерации. Также выделено место и роль информационных технологий в обеспечении устойчивости бюджетной системы и общей эффективности бюджетирования, как важного условия повышения качества управления государственными финансами.

Annotation: The budget process is an important tool for ensuring the stability of the country's budget system. The article considers the legal and organizational foundations of the mechanism of the budget process, the features of its conduct at the level of the constituent entities of the Russian Federation. The place and role of information technologies in ensuring the sustainability of the budget system and the overall efficiency of budgeting as an important condition for improving the quality of public finance management are also highlighted.

Ключевые слова: бюджетный процесс, бюджетирование.

Keywords: budget process, budgeting.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Бюджетный процесс является одним из самых важных направлений финансовой деятельности любого государства и особой деятельностью его участников по организации порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению, исполнению, контролю за их исполнением, а также осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, которая регламентирована нормами права, предписывающими его порядок и правила осуществления.

В настоящий момент в механизме организации бюджетного процесса в Российской Федерации можно выделить ряд отрицательных моментов. Недостатки организации бюджетного процесса и бюджетного законодательства негативно влияют на финансовую обеспеченность государства в целом, его регионов, муниципальных образований, и в конечном итоге приводят к невыполнению государством стоящих перед ним задач и функций.

Организация бюджетного процесса на региональном уровне приобретает особую важность, потому как именно из бюджетов субъектов РФ должно обеспечиваться финансирование расходов на развитие экономики (в том числе поддержка агропромышленного комплекса) и значительной части социально-направленных расходов территорий.

В зависимости от задач бюджетного процесса, в современной практике выделяют стадии бюджетного процесса [1]:

1) разработка и составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление, рассмотрение и утверждение отчетов по итогам рассмотрения бюджета [6].

Бюджет находится в постоянном развитии, движении, последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс при этом необходимо подчеркнуть, что последовательность стадий не носит чисто механический характер, а регулируется нормами бюджетного процесса.

Основополагающим документом, заложившим основы бюджетного процесса, в том числе регионального, является Бюджетный кодекс Российской Федерации [1]. Им устанавливаются общие принципы бюджетного устройства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение всех субъектов бюджетного процесса.

Рассматривая федеральное законодательство, регулирующее бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации, необходимо выделить его из статьи 2 БК РФ, убрав из определения бюджетного законодательства региональные законы и муниципальные правовые акты.

Бюджетное законодательство состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иные федеральные законы регулирующие бюджетные правоотношения. Таким образом, бюджетное законодательство в соответствии с БК РФ не включает в себя подзаконные акты (регулирующие, в частности, бюджетный процесс), принимаемые Президентом Российской Федерации, правительством Российской Федерации и соответственно ведомствами, а относит их (в соответствии с 3 статьей БК РФ) к нормативным правовым актам, регулирующие бюджетные правоотношения.

Таким образом к Федеральному законодательству регулирующему бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации (например: федеральный закон Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

К подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня, регулирующим бюджетный процесс относятся Указы Президента Российской Федерации (например: Указ Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»), Постановления Правительства Российской Федерации (например: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»), приказы министерства финансов Российской Федерации (например: приказ министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2014 года №163н «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса».

В условиях наблюдаемого экономического кризиса, вызванного пандемией, особую роль в системе государственного управления на всех уровнях, играет бюджетное планирование. Эффективность и рациональность данного процесса в значительной степени способствует установлению приоритетов в поддержании тех или иных отраслей экономики, выполнению социальных обязательств перед населением.

Как известно, бюджет представляет собой план доходов и расходов. Каждый житель нашей страны является участником формирования этого плана с одной стороны как налогоплательщик, наполняя доходы бюджета, с другой – он получает часть расходов как потребитель общественных услуг. Для реализации своих функций государству необходимо аккумулировать доходы и оптимальным образом их распределять, направляя финансирование на предоставление услуг населению в различных сферах.

Приоритетность направлений финансирования определяется в первую очередь обязанностью государства обеспечить возможность получения качественного образования населением, в оказании гражданам достойной медицинской помощи, в обеспечении потребности россиян в культурном развитии, доступном спорте, в оказании социальной поддержки наименее защищенным слоям населения, в поддержании правопорядка и конечно в защите государственных интересов на международной арене.

При этом можно выделить несколько основных функций бюджета [7]:

- распределительная. С ее помощью осуществляет формирование и распределение финансовых средств с учетом особенностей территориального деления и выстроенной иерархии уровней государственного управления.

- контрольная. Предполагает наличие возможности и обязанности осуществления контроля со стороны государства за полнотой и своевременностью поступления доходов и правильностью использования средств бюджетного финансирования.

- стимулирующая. Обеспечивает влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов посредством оптимизации системы налогообложения, бюджетных трансфертов.

- информационная. Заключается в том, что бюджетные показатели (состав, структура, динамика доходов и расходов бюджета) позволяют оценить реальное состояние экономики государства, выделить наиболее проблемные сферы реализуемой экономической и социальной политики.

Рассмотрим структуру бюджетной системы на примере Белгородской области. Она включает в себя несколько уровней бюджетного устройства: консолидированный бюджет области и муниципальный бюджет, непосредственно областной бюджет, бюджеты муниципальных районов (13) и городских округов (9), бюджеты сельских (174) и городских (16) поселений.

Консолидированный бюджет Белгородской области – это областной бюджет и бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области, консолидированный муниципальный бюджет, состоящий из бюджетов муниципальных районов и городских округов, и бюджетов сельских и городских поселений, сведенных в единую форму.

Ежегодное формирование и исполнение бюджета представляет собой бюджетный процесс, который включает в себя следующие этапы:

- составление проекта бюджета очередного года (органы исполнительной власти);

- рассмотрение проекта бюджета очередного года (законодательные, представительные органы власти);

- утверждение бюджета очередного года (законодательные, представительные органы власти);

- исполнение бюджета в текущем году (органы исполнительной власти; Правительство, местная администрация, финансовые органы);

- формирование отчета об исполнении бюджета предыдущего года (органы исполнительной власти);

- утверждение отчета об исполнении бюджета предыдущего года (законодательные, представительные органы власти).

Бюджет доходов и расходов является одним из основных инструментов, с помощью которого осуществляется измерение финансовых ресурсов, обеспечивается финансовая устойчивость и суммируются результаты всей деятельности, чтобы руководство могло направлять эти результаты в те направления, которые обеспечивают более высокие доходы.

Данный бюджет – это практический способ мобилизации всех финансовых, человеческих и материальных ресурсов, как в организации в целом, так и в различных видах деятельности, продуктах, группах продуктов, услугах или функциональных подразделениях. Для этого содержание, структура и основа бюджета региона должны быть ориентированы на доходы, расходы и полученные результаты в каждом подразделении.

Микробюджеты расходов, начиная от подразделений, лабораторий, функциональных отделов и заканчивая рабочими группами, позволяют обеспечить выделение областей и мест, в которые необходимо вмешаться с помощью технических, экономических или организационных мер, чтобы добиться превосходных результатов или скорректировать некоторые дисфункции.

Бюджеты по модулям (направлениям деятельности): коммерческим, экономическим, производственным, управленческим; по функциональным службам: закупкам, ценообразованию, бухгалтерскому учету и т. д., а также по производственным подразделениям составляются руководителями этих видов деятельности [2]. Общий бюджет региона или генеральный бюджет суммирует финансовые прогнозы всех бюджетов и планов. В нем описываются финансовые планы для всех функций цепочки создания стоимости. Генеральный бюджет как план на предстоящий год, также называют статическим бюджетом, бюджетным планом или бюджетом планирования, поскольку он реализуется только для одного уровня предполагаемой деятельности.

Составление и утверждение областного бюджета – сложный и многоуровневый процесс, основанный на правовых нормах. Формирование, рассмотрение и утверждение областного бюджета происходит ежегодно.

Закон об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период утверждается депутатами областной Думы, подписывается Губернатором Белгородской области и официально публикуется.

Таким образом, процедура формирования бюджета в регионе соответствует требованиям законодательства в этой сфере и направлена, в первую очередь, на выполнение социальных обязательств.

С целью повышения эффективности бюджетного планирования департаментом финансов и бюджетной политики области разрабатываются программы проектного управления, многие из которых уже реализованы, а их эффективность подтверждена соответствующими экономическими показателями. Основными направлениями совершенствования бюджетного процесса в настоящее время являются внедрение централизованной автоматизированной платформы управления финансами, а также разработка комплекса регламентов по межбюджетным трансфертам, обусловленная значительными изменениями в бюджетном законодательстве.

Развитие информационных систем, технологий и интернета в большей части привело к глобализации практически всех информационных процессов, что в свою очередь послужило толчком для внедрения цифровых технологий в государственное управление [4].

В настоящее время происходит активное внедрение цифровых технологий во всех сферах государственной деятельности: экономики, науки, образования, социальной сферы.

Внедрение цифровых технологий нацелено, прежде всего, на создание и развитие инфраструктуры электронного правительства и национальной системы управления данными, целями которых являются, первое это обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных и муниципальных органов власти и второе это прием обращений, запросов и иных документов заявителей, представляемых для получения государственных и муниципальных услуг, а также мониторинга и обеспечения безопасности взаимодействия информационных систем органов и организаций.

К примеру, в Ханты-Мансийский автономный округ – Югре наряду с другими субъектами Российской Федерации, также активно внедряют информационные технологии в деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением и осуществлению учета, а также рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Внедрение информационных систем и технологий в бюджетный процесс позволяет снизить издержки на корректировку процессов при различных внешних и внутренних изменениях функций и обязанностей участников бюджетного процесса в случае изменения бюджетного и иного законодательства, что в свою очередь придает гибкость в управление бюджетным процессом.

Так же работа информационных систем четко регламентирована и должна соответствовать бюджетному процессу в соответствии с текущим законодательством, в связи, с чем решается проблема с открытостью процесса. С внедрением и использованием новых информационных систем в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с каждым годом повышается уровень финансового планирования и исполнения бюджета, а также происходит повышение управленческих решений в целом, оставаясь при этом доступным инструментов, как для рядовых специалистов, так и для руководящего состава.

Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в 2020 году в очередной раз сохранил место с высоким качеством управления региональными финансами среди субъектов Российской Федерации.

С появлением новых Web-технологий предназначенных для автоматизации деятельности финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре начались и по настоящее время ведутся работы по переводу информационных систем работающих на архитектуре клиент-сервер (толстый клиент) на Web-технологии работающие на терминальной архитектуре (тонкий клиент), с возможностью одновременного подключения неограниченного числа пользователей на условиях простой неисключительной лицензии, с целью [5]:

- создание единого информационного пространства в рамках бюджетного процесса для специалистов финансового органа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, главных распорядителей (распорядителей), получателей средств окружного бюджета и не участников бюджетного процесса, а также специалистов финансовых органов муниципальных образований и муниципальных учреждений;

- использование Web-технологий при автоматизации процессов планирования, исполнения, контроля окружного и местных бюджетов, а также формирование финансовой отчетности;

- обеспечение расширенной функциональности систем в части выполнения операций в рамках планирования, исполнения, контроля окружного и местных бюджетов.

Внедрение Web-технологий в бюджетный процесс позволяет организовать исполнение бюджета в рамках среднесрочного финансового планирования в соответствии с действующим бюджетным законодательством, обеспечивает создание системы управленческого бюджетного учета и отчетности финансового органа, поддерживает различные варианты кассового обслуживания исполнения бюджета в органах Федерального казначейства. Функциональность удовлетворяет требованиям действующего законодательства РФ, а также быстро адаптируется к его изменениям.

Многие правительства, предприятия и некоммерческие организации признали растущую важность бюджетирования с применением ИТ. В опросе Interactive Data Corporation (IDC), проведенном среди 600 организаций по всему миру, респонденты указали «затраты/бюджеты/финансовые проблемы» в качестве первоочередных потребностей для предприятий, которые используют в своей работе ИТ.

Эффективные процессы бюджетирования помогают организации улучшить качество обслуживания и снизить затраты. ИТ-учет помогает организации отслеживать расходы в соответствии с бюджетными целями и предотвращать дефицит и убытки бюджета. ИТ-учет также предоставляет информацию с данными для оценки данной услуги, называемой оценкой услуг в ITIL. Определяя истинную стоимость и преимущества услуг, организация может провести анализ оценки услуг и оптимизировать свои инвестиции в услуги с наивысшей стоимостью.

Процесс составления бюджета с использованием ИТ позволяет организации максимизировать инвестиции в ИТ путем оценки своего портфеля проектов на основе общей финансовой методологии. Процесс составления бюджета, также имеет решающее значение для любых усилий по экономии средств, поскольку он помогает определить области экономии средств путем сравнения годовых бюджетов.

Эффективное бюджетирование с помощью информационных технологий определяет все будущие расходы, связанные с конкретной услугой, операцией или клиентом за определенный период времени. Бюджетирование ИТ расходов сочетает в себе предыдущие обязательства, такие как регулярное обслуживание оборудования или программного обеспечения, и новые расходы, такие как дополнительный персонал для определения ресурсов для данной услуги или вида деятельности.

Чтобы связать эти электронные данные рекомендуется использовать финансовые знания в рамках своей собственной организации или обратиться к бухгалтерскому персоналу организации в целом для разработки списка ИТ-ресурсов для всей организации. Вместе они должны:

1. Установить общий формат сбора информации об ИТ-ресурсах. Формализовать организационную структуру обмена информацией между бизнес-подразделениями, бухгалтерией и ИТ-отделом.

2. Уточнить роли и обязанности по сбору и ведению информации о клиентах и услугах.

3. Автоматизировать сбор ИТ-ресурсов везде, где это возможно.

Дополнительной передовой практикой является интеграция информации с помощью приложения, которое объединяет информацию об активах, их использовании и учете в каждой отдельно взятой организации.

 

Литература:

1. Алексеева Е.С., Андреев О.А. Тенденции бюджетного процесса в Российской Федерации / Вопросы современной юриспруденции. 2019. № 56. С. 77-84.

2. Арсаханова З.А. Источники формирования доходной части консолидированного бюджета: налоговые и неналоговые доходы //Вестник Чеченского государственного университета, 2018. Выпуск 2. С. 65-68.

3. Галухин А.В. Устойчивость как базовый принцип ответственной бюджетной политики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 2 (32). C. 225.

4. Шим Дж. К. Основы бюджетирования и больше. Справочник по составлению бюджетов. Пер. с англ. / под общ. ред. В. А. Плотникова. – Москва: Вершина, 2017. – 368 c.

 

. . . . . . .