Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Влияние денежно-кредитной и фискальной политики на деятельность предприятий нефтегазового сектора

Дата публикации: 2022-01-28 18:50:59
Статью разместил(а):
Чяд Хасанин Алван

Влияние денежно-кредитной и фискальной политики на деятельность предприятий нефтегазового сектора

The impact of monetary and fiscal policy on the activities of enterprises in the oil and gas sector

 

Автор: Чяд Хасанин Алван

ФГАОУ ВО " Волгоградский государственный университет ", ‏Волгоград, Россия

E-mail: Em-201_396217@volsu.ru

CHYAD HASANAIN ALWAN 

Volgograd State University, Volgograd, Russia

E-mail: Em-201_396217@volsu.ru 

 

Аннотация: В настоящее време нефтегазовая отрасль является одной из самых значимых для экономики России. Данная отрасль обеспечивает успешное функционирование и развитие промышленности страны. Нефть и газ являются основной статьей экспорта и создают положительный торговый баланс. Нефтегазовые доходы обеспечат до 40 % доходов федерального бюджета и до 16 % ВВП. На основании этих фактов я представлю в данной работе исследование влияния денежно-кредитной и фискальной политики на деятельность нефтегазовых институтов.

Abstract: Currently, the oil and gas industry is one of the most significant for the Russian economy. This industry ensures the successful functioning and development of the country's industry. Oil and gas are the main export item and create a positive trade balance. Oil and gas revenues will provide up to 40% of federal budget revenues and up to 16% of GDP. Based on these facts, I will present in this paper a study of the impact of monetary and fiscal policy on the activities of oil and gas institutions.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, фискальная  политика, экономическая деятельность, нефтегазовые компании.

Keywords: monetary policy, fiscal policy, economic activity, Oil and gas companies.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Нефтегазовая отрасль Российской Федерации занимает одно из ключевых мест в экономике страны. Экспорт нефти и нефтепродуктов в общем показателе валютной выручки страны составляет 27 %. Роль нефтегазового сектора РФ как источника бюджетных поступлений с каждым годом увеличивается, потому что на экспорт идет 2/5 нефти, которая добывается в стране, а также 1/3 от произведены нефтепродуктов. Таким образом, успешное функционирование данной отрасли способствует обеспечению валютных и налоговых поступлений в бюджет.

Нефтегазовый комплекс является связующим звеном между экономическими регионами России. Такие крупнейшие и важнейшие по значению для данной отрасли предприятия, как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «АК Транснефть», действуют и распространяют фактическое влияние на территории всей Российской Федерации и тем самым способствуют созданию и поддержанию тесной экономической связи между различными регионами РФ. [1]

Стоит отметит, что нефтегазовый сектор российской экономике являться системообразующим звеном между экономикой РФ и мировой экономикой в целом. К примеру, доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны. Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в т.ч., дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы. Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

Из-за кризиса в нефтегазовой отрасли и действующих ограничений объём добычи нефти и газового конденсата в России сократился на 9%, до десятилетнего минимума.

935 01

Рис 1. Динамика добычи нефти в России, млн тонн [2] 

Открытое акционерное общество (ОАО) «Газпром» - один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти «Газпром» входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

Фискальная политика России является неотъемлемой частью экономической политики государства, которая способствует эффективному перераспределению поступающих в распоряжение государства ресурсов. Фискальная политика представляет собой совокупность бюджетной и налоговой политики, при её применении происходит воздействие на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета. Основными инструментами данной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

По 2020 г. ожидаемо упали доходы от НДПИ (с 5,971 трлн руб/год в 2019 г. до почти 3,819 трлн руб/год), от вывозных таможенных пошлин на нефть, природный газ, нефтепродукты (с 2,276 трлн руб/год в 2019 г. - до 1,131 трлн руб/год. Причины, можно сказать следующие:

- падение цен на нефть,

- снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК+,

- снижение объемов экспорта природного газа,

- пандемия коронавируса [2].

Нефтегазовая отрасль столкнулась с рыночными проблемами еще до начала пандемии. Однако пандемия превратилась в сценарий «быстрого продвижения вперед» для отрасли, когда то, что могло произойти, могло занять годы, вместо этого развернулось за считанные месяцы. Переход к новому энергетическому будущему может быть трудным и может потребовать от компаний сделать смелый выбор - и не все, вероятно, добьются успеха.

В 2020г. Госдумой был принят пакет законопроектов корректирующий введенную в России систему взимания налога на дополнительный доход (НДД), применяемого в основном в нефтегазовой отрасли. Основные положения поправок, следующие:

- с 01.01.2021г. убирают возможность для компаний устанавливать пониженную экспортную пошлину на нефть с новых месторождений с особыми физико-техническими характеристиками;

- убираются льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти, льготы для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений.

Налоговая политика в сфере ТЭК должна быть долгосрочной и стабильной, чтобы сохранить интерес инвесторов и поддержать развитие регионов. Изменение налогового режима для отрасли может негативно отразиться на социально-экономическом развитии регионов.

Предложения Минфина по изменению налогообложения в нефтяной отрасли приведут к снижению инвестиций в нефтяной отрасли, что лишит сырья нефтегазохимию, развитие которой хочет стимулировать правительство обратным акцизом.

Имеющуюся налоговую политику России можно характеризовать как фискальную, она не способствует привлечению российских и иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль. На протяжении длительного периода приоритетом стояло стабильное поступление налогов, а не экономически эффективное их взимание.

ОАО «Газпром» является одним из ключевых налогоплательщиков в России. Рост налоговой нагрузки для Группы ОАО «Газпром» в 2020 г. произошел преимущественно за счет увеличения НДПИ. За счет новых введений в фискальной политике государства рост налоговой нагрузки ОАО «Газпром» увеличится еще больше, начнется спад спроса на нефть, перестанут открывать новые месторождения.

Современная ситуация в мире характеризуется волнообразными изменениями в развитии коронавирусной ситуации. В связи с этим обостряются проблемы выхода из экономического кризиса, в частности, требуется гибкость и оперативность в проведении денежно-кредитной и финансовой политики, ориентировка на решение приоритетных задач, стоящих на данном этапе развития страны.

Денежно-кредитная политика представляет собой действия государственных учреждений на денежном и валютном рынке. Эти действия направлены на контроль обменного курса, на уровень инфляции, занятости, стабильности экономического роста.

На экономические процессы в России существенное влияние оказало распространение коронавирусной инфекции, которое привело к экономическому кризису. В данной ситуации Банком России объективно не могла проводиться жесткая денежно-кредитная политика. Ключевая ставка снизилась до уровня, близкого к темпу инфляции, достигнув минимального значения в июле 2020 г. ‒ 4,25%. Однако улучшение ситуации с коронавирусной инфекцией, которое наблюдалось весной 2021 г., было использовано Центральным Банком РФ для возвращения к рестриктивной денежно-кредитной политике с целью борьбы с инфляцией. В марте 2021 г. ключевая ставка была повышена до 4,5%, в апреле – до 5,0%, в июне – до 5,5%.

Принятые решения по ключевой ставке, не препятствуя устойчивому росту российской экономики, позволят вернуть годовую инфляцию до значений в диапазоне 4,0–4,5% в 2022 г. В 2023 г. и в дальнейшем при развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом и по мере возвращения бюджетной политики к параметрам бюджетного правила денежно-кредитная политика будет способствовать поддержанию инфляции вблизи 4% [1]. 

Экономика России во многом зависит от динамики мировых цен на нефть. Если цены растут, растут доходы нефтяных компаний. Падение цены на нефть снижает приток валюты в страну, уменьшается и курс рубля, активизируя инфляцию уже по другому механизму развития, замедляет рост ВВП. Таким образом, регулирование инфляции является приоритетной задачей для правительства и Центрального Банка при любом сценарии изменения мировых цен на нефть.

На фоне неблагоприятных для России международных отношений, выразившихся в санкциях и политическом давлении со стороны западноевропейских стран и США, цена на нефть превращается в инструмент геополитики и передела сфер влияния между потребителями и производителями нефти.

Курс рубля зависит от цены на нефть, потому как для России экспорт нефти — это критически важная статья дохода. В 2019 году российский бюджет получил от продажи нефти и газа 39% всех доходов, а в 2015-м — 43%. В 2020 году из-за локдауна и падения спроса на нефть эта доля сократилась до 28%. Но если посчитать не только деньги, полученные за углеводороды, но и объём других доходов, связанных с этим сектором, — например, налоги и страховые взносы нефтегазовых компаний, — то получится больше половины бюджета. 

Чем дешевле нефть, тем меньше долларов за неё получит российский бюджет. Из-за этого за один доллар приходится отдавать больше рублей. К тому же, когда нефть дешевеет, начинает действовать психологический фактор: инвесторы продают акции российских компаний и меняют рубли на доллары и евро, предполагая, что падение цен на нефть неизбежно приведёт к падению рубля. В итоге валюты в России становится мало и она превращается в дефицитный товар. Курсы доллара и евро к рублю взлетают. 

Для России сложившаяся на нефтяном рынке ситуация означает радикальное сокращение доходов от экспорта – как выручки компаний, так и бюджетных поступлений. Проведенные расчеты демонстрируют, что даже в самом оптимистичном сценарии доходы от экспорта нефти снизятся в два с половиной раза по сравнению с докризисным сценарием, однако, вполне возможны и более негативные сценарии с падением доходов бюджета в 4-10 раз в 2020 г. Пессимистический сценарий, подразумевающий снижение мирового спроса на 11 млн барр./сут. и несоблюдение квот на добычу, может привести российскую нефтяную отрасль к порогу безубыточности для действующих проектов и практически лишить бюджет поступлений от НДПИ и экспортной пошлины.

Влияние происходящих изменений в конъюнктуре мировых газовых рынков на российский экспорт газа уже заметно. В марте в России, по данным ЦДУ ТЭК, было добыто 59,4 млрд куб. м газа, что на 12,3% меньше, чем в том же месяце прошлого года. В апреле объем добычи составил 55,14 млрд куб. м, снизившись на 14,3% относительно того же месяца прошлого года. По сравнению январем-апрелем прошлого года добыча снизилась на восемь процентов и составила 240,55 млрд куб. м. Экспорт ОАО «Газпром» в Европу год к году снижается с января на порядка 20% и находится сейчас на минимальных значениях с 2015 г., поэтому можно предполагать, что основная часть этого сокращения добычи обусловлена именно снижением экспорта.

Таким образом, за счет влияния коронавирусной инфекции на экономику страны в целом наблюдаются негативное влияние денежно- кредитной и фискальной политики на деятельность предприятий нефтегазового сектора, в частности ОАО «Газпром» как одной из ведущих компаний страны.  В частности за счет внесенных поправок в законодательство, падения курса рубля, падения спроса на нефть и вследствие чего и добычи, доходы компании упали. Тем не менее в ближайшее время на сальдо счета текущих операций России будут существенно влиять изменения цен на нефть, снижение мирового спроса на основные российские экспортные товары, ограничения на экспорт нефти в рамках соглашения ОПЕК+, снижение цен на неуглеводородный экспорт, снижение курса национальной валюты, временный запрет на поездки. Ожидается также снижение спроса на импорт из-за снижения реального располагаемого дохода и снижения курса рубля. Все эти факторы будут способствовать снижению уровня ВВП по итогам 2021 г. на 6% согласно прогнозу Всемирного банка. 

 

Список литературы:

1. Шабанова Д.Н. К вопросу анализа рынков нефтегазовых проектов / Д.Н. Шабанова, А.В. Александрова, В.В. Нелина. - Текст: непосредственный // Научные труды КубГТУ. - 2020. - № 1. - С. 394-399.

2. Затолокин И.А. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса/ И.А. Затолкин // Вестник НГИЭИ. 2020. -№ 3(46). -С. 45-48. 

3. Андрюшин С.А. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях дефляционных рисков/ С.А. Андрюшин, И.С. Букина // Вестник Института экономики Российской Академии наук. -2020.- №5.- С. 108-124.

 

. . . . . . .