Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Сущность и теоретические основы контроля исполнения государственного бюджета Российской Федерации

Дата публикации: 2021-12-25 10:57:12
Статью разместил(а):
Муршеди Мустафа Энад Хаммат

Сущность и теоретические основы контроля исполнения государственного бюджета Российской Федерации

The essence and theoretical foundations of control over the execution of the state budget of the Russian Federation

Автор: Муршеди Мустафа Энад Хаммат

ФГАУ ВО “Волгоградский государственный университет”, Волгоград, Россия

e-mail: alsultani91@inbox.ru

Author: Murshedi Mustafa Enad Hammat

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: alsultani91@inbox.ru 

 

Аннотация: В статье рассмотрены понятие и сущность государственного бюджета, его функции. Рассмотрены основные органы финансового контроля исполнения государственного бюджета Российской Федерации и определены полномочия, в рамках которых производится контроль за исполнением бюджета Российской Федерации.

Annotation: The article examines the concept and essence of the state budget, its functions. The main bodies of financial control over the execution of the state budget of the Russian Federation are considered and the powers within which control over the execution of the budget of the Russian Federation is carried out are determined.

Ключевые слова: государственный бюджет, финансовый контроль.

Keywords: state budget, financial control.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, утверждаемый законодательными органами власти и имеющий силу закона.

По материальному содержанию государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности - основной инструмент перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций.

3а счет бюджетных средств финансируется оборона, государственное управление, национальная безопасности государства и правопорядок, здравоохранение, образование, культура, наука и т.д.

Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Несомненно, контролю за исполнением государственного бюджета Российской Федерации отводится большая роль.

Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Назначение государственного финансового контроля заключается в обеспечении эффективности процесса формирования и расходования бюджетных средств.

Финансовый контроль призван обеспечивать решение следующих задач:

· обеспечение правильности составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

· соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

· эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

· выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии бюджетных средств;

· реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

· улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Основным органом законодательной власти Российской Федерации парламентского контроля является Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата основана в 1995 году и действует на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации.

Одной из основных задач, стоящих перед счетной палатой, является регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Органы исполнительной власти, так же как и органы законодательной власти выполняют ряд функций, связанных с финансовым контролем исполнения бюджета.

Основным федеральным органом исполнительной власти, контролирующим процесс исполнения бюджета, является Федеральное казначейство. Одной из функций по осуществлению контроля за исполнением бюджета Российской Федерации является: контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств.

Еще одним органом, исполняющим контрольные функции в бюджетной системе Российской Федерации, является Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который функционирует в рамках Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Осуществляя финансовый контроль, Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику,  а так же стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также издаваемых и самим Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, за финансовый контроль в Российской Федерации отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку.

 

Литература:

Шестемиров А.А. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Особенности исполнения бюджета города Москвы: учебное пособие / А.А. Шестемиров; Моск. гор. ун-т упр. Правительства Москвы. – Москва: МГУУ Правительства Москвы, 2018 – 108 с.

 

. . . . . . .