Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Влияние цифровой трансформации на развитие малого и среднего бизнеса в развитых странах

Дата публикации: 2021-12-24 00:04:37
Статью разместил(а):
Курди Лина Кадим Хасан

Влияние цифровой трансформации на развитие малого и среднего бизнеса в развитых странах

The impact of digital transformation on the development of small and medium-sized businesses in developed countries

 

Автор: Курди Лина Кадим Хасан

ФГАОУ ВО " Волгоградский государственный университет ", ‏Волгоград, Россия

e-mail: lenawh685@gmail.com

Kurdi Lina Kadhim Hasan

FAEI of "Volgograd State University", Volgograd, Russia

e-mail: lenawh685@gmail.com

 

Аннотация: Переход от традиционной экономики к цифровой, или так называемая цифровизация экономики, вызвал беспрецедентную экономическую революцию, так как существенно повлиял на бизнес компаний. В этой работе я рассуждаю о влиянии перехода на цифровую экономика на развитие малых и средних компаний в развивающихся странах.

Abstract: The transition from a traditional economy to a digital one, or the so-called digitalization of the economy, caused an unprecedented economic revolution, as it significantly influenced the business of companies. In this paper, we discussed the impact of the digital transition on the development of small and medium-sized companies in developing countries.

Ключевые слова: цифровизация экономики, развитие малого бизнеса, развитие среднего бизнеса.

Keywords: digitalization of the economy, small business development, vedium business development.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

С каждым годом в странах мира растет число пользователей интерактивных услуг, что также отражается на деятельности предприятий и их цифровой трансформации. Для малых и средних предприятий развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из главных направлений. Несмотря на это, уровень цифровизации малых и средних предприятий (МСП) по-прежнему ниже уровня крупного бизнеса. Наиболее распространенной формой участия является использование базовых программ, компьютеров с доступом в Интернет.

На сегодняшний день уровень цифровизации 19 крупнейших стран Европы оценивается в 73 %. Значительный прирост произошел с момента введения ограничений в 2020 году. Это подтолкнуло бизнес к принятию мер к развитию ИКТ. Как можно увидеть в таблице 1, отдельные страны Европы, обладающие более высоким уровнем валового внутреннего продукта на душу населения, имеют более высокие показатели по уровню развития ИКТ.

Таблица 1. Использование ИКТ предприятиями Европы.

Страна

ВВП на душу населения, евро (2020 г.)

% от общего числа предприятий, сотрудники которых используют ИКТ

2015

2019

2020

2021

Бельгия

33950

53

59

65

66

Германия

34210

52

59

59

100

Испания

22350

49

52

56

58

Франция

30310

53

62

61

63

Италия

24890

41

50

53

54

Нидерланды

40160

61

69

72

73

Австрия

35390

52

58

63

65

Швеция

42570

72

82

83

83

Норвегия

68590

67

72

82

83

Источник: Евростат.

В Норвегии и Швеции уровень оснащенности предприятий ИКТ достигает 83 %. В Германии данный показатель вырос до 100 %, что обусловлено тем, что в период пандемии 42 % предприятий перевели сотрудников на удаленный формат работы. Высокий уровень цифровой трансформации позволил предприятиям выйти на новый уровень производительности, что положительно сказалось на росте заработной платы и также усилило неравенство между оборотами предприятий.

Более высокий уровень цифровизации характерен для наукоемких отраслей, доля ИКТ в которых может достигать 90 %. Для большинства экономических секторов характерно применение нескольких ключевых технологий. Так, в секторе общественного питания такими являются: высокоскоростное соединение, наличие веб-сайта, облачные сервисы. Для оптовой торговли это: электронная коммерция, облачные сервисы для размещения баз данных и обучения специалистов по ИКТ. В розничной торговле это: электронная коммерция и облачные сервисы для управления отношениями с клиентами.

Опыт крупных компаний является примером для МСП, стремящихся улучшить свои условия и получить преимущества цифровой трансформации бизнеса в условиях ограничений и осложнения экономических процессов. К числу основных преимущество цифровой трансформации можно отнести:

1) снижение операционных издержек;

2) обеспечение более быстрого доступа к информации;

3) улучшение взаимодействия между персоналом, поставщиками и клиентами.

Для МСП это также дает возможность быстрее интегрироваться в глобальные рынки за счет сокращения затрат, связанных в том числе с транспортировкой, значительного расширения возможностей для продвижения своих товаров и услуг. Также это позволяет:

- получить доступ к ресурсам, в том числе к кредитным;

- каналам обучения и найма, включая государственные услуги, которые все чаще становятся доступными в режиме онлайн;

- доступ к инновационным активам;

- специализированным сервисам по сбору и обработке больших данных, что позволяет проводить анализ операций и определять пути для будущего повышения производительности.

Несмотря на это, цифровая трансформация МСП идет более медленными темпами, чем у крупного бизнеса, темпы цифровизации которого выросли в несколько раз за последнее десятилетие. К числу востребованных направлений можно отнести электронную коммерцию.

В развитых странах уровень электронной коммерции МСП разнится, также, как существуют отличия в развитии электронной торговли у малых предприятий и средних предприятий. Для того, чтобы оценить разницу были рассмотрены показатели по следующим развитым странам: Бельгии, Германии, Испании, Франции, Италии, Нидерландов, Австрии, Швеции, Норвегии. Как можно увидеть на рисунке 1, участие малого бизнеса по всем отобранным странам не превышает 24,3 %. В то время, как по средним предприятиям, данный уровень оказался более чем на 10 % выше.

901 01

Рис. 1. Доля предприятий, занимающихся электронной коммерцией, от общего числа предприятий по странам, % (2021)

Источник: Евростат.

Более высокая доля малого и среднего бизнеса, участвующего в электронной коммерции, характерна для таких стран, как Бельгия, Австрия и Швеция. При этом, доля сектора ИКТ в них не превышает 6-7 %.

Пандемия Covid-19 подтолкнута цифровую трансформацию предприятий МСП. Более высокий уровень цифровизации средних предприятий обусловлен представлениями о необходимости развития ИКТ. В то время, как микропредпряития с численностью сотрудников до 10 человек, больше сосредоточены на базовых цифровых технологиях. Это связано, как с невозможностями самих предприятий по наращиванию оборотов, так и форматом бизнеса. Из числа опрошенных предприятий МСП - 59 % определили, что не используют ИКТ по причине того, что данные технологии не подходят для их бизнеса. Также 64 % опрошенных МСП из стран Европы не развивают электронную коммерцию по причине того, что она не является приоритетной.

Несмотря на это, в 2020 году среди малых и микропредпяритий, в особенности, значительно выросло число цифровых стартапов. Что было связано с всеобщими ограничениями и переводом большого числа предприятий в формат удаленной работы.

Учитывая темпы развития ИКТ за период до 2019 года включительно, можно определить как менялись обороты МСП развитых стран Европы. Как можно увидеть в таблице 2, в странах с более высоким уровнем развития цифровых технологий обороты выросли вместе с ростом числа предприятий. С 2015 года произошло более чем трехкратное увеличение оборотов в Норвегии, что произошло также вследствие более быстрого освоения МСП цифровых технологий.

Таблица 2. Изменение оборота МСП развитых стран с 2015 года.

Страна

Число предприятий МСП

Оборот, млн. евро

Оборот, млн. евро на МСП

2015

2019

2015

2019

2015

2019

Прирост, %

Бельгия

31302

30728

395225

391214

12,63

12,73

0,83

Германия

411527

421720

2180203

2036558

5,30

4,83

-8,85

Испания

125000

152569

691994

763526

5,54

5,00

-9,60

Франция

139335

153408

1291359

981217

9,27

6,40

-30,99

Италия

182182

199049

1278591

1249755

7,02

6,28

-10,54

Нидерланды

48115

52421

657530

801019

13,67

15,28

11,82

Швеция

36047

38256

250961

274643

6,96

7,18

3,12

Норвегия

24859

26060

46025,7

240072

1,85

9,21

397,57

Источник: Евростат.

Несмотря на то, что по ряду развитых стран, таких как Германия, Испания, Франция, Италия, было отмечено снижение оборота МСП, их общая численность выросла. Это говорит о выходе на рынки большого числа небольших игроков, которые перетянули на себя часть продаж средних предприятий. Самые высокие темпы прироста числа МСП отмечены в Испании, что связано с особенностями отраслевой специализации экономики, в структуре которой на долю МСП, использующих цифровые технологии приходилось не более 52 % (2019).

Таким образом, несмотря на то, что цифровые технологии представляют большое число преимуществ для МСП развитых стран, их развитие связано с отраслевыми особенностями бизнеса.

Помимо того, что предприятиям необходимо получить доступ к ИКТ в рамках своих отраслей деятельности, также существуют структурные препятствия на пути внедрения цифровых технологий:

1) пробелы в навыках, которые не позволяют менеджерам и специалистам определять необходимые им цифровые решения и адаптировать к ним бизнес-модели и процессы;

2) затруднение доступа МСП к финансированию нематериальных цифровых инвестиций, которые не могут использоваться в качестве обеспечения по кредиту;

3) отсутствие необходимой инфраструктуры в отдельных регионах. Несмотря на то, что с 2011 развитые страны Европы значительно оторвались от остальных по темпам развития высокоскоростной широкополосной связи, в отдельных регионах вопрос доступа к технологиям по-прежнему актуален.

Ряд развитых стран стремятся решить данные проблемы через предоставление государственной финансовой поддержки и консультационных услуг. Подобные решения доступны в рамках Датской программы SME Digital или деятельности Австралийской консультационной службы по малому бизнесу. Также существует политика по модернизации цифровой инфраструктуры в Исландии, сетевые программы в Бельгии и Германии.

Для того, чтобы ускорить процесс цифровой трансформации МСП развитых стран необходимые комплексные решения, которые будут способствовать увеличению внутренней мощности МСП, а также обеспечению их доступа к стратегическим ресурсам. К таким решениям следует отнести: предоставление МСП технической поддержки, поощрение обучения и развития квалификации МСП, повышение цифровой безопасности МСП, поощрение бизнес-инноваций и т.д. (рисунок 2).

901 02

Рисунок 2. Решения для ускорения цифровой трансформации МСП.

Таким образом, цифровая трансформация оказывает положительное влияние на развитие МСП развитых страна. Опыт Норвегии, Швеции и Нидерландов подтверждает, что высокий уровень цифровизации способствует повышению оборотов предприятий, увеличивает численность МСП. Опыт Германии позволяет установить, что перевод сотрудников на удаленный формат работы может не сопровождаться развитием цифровых технологий. Кроме того, для большинства МСП характерен более низкий уровень интеграции внутренних процессов, в сравнении с крупными предприми. Причиной является тот факт, что малые предприятия не рассматривают внутреннюю интеграцию в качестве приоритетной области затрат.

В целях развития цифровой трансформации МСП необходимо стимулировать инновационную активность предприятий и обновление ИКТ, а также развивать поддержку в экономических отраслях с более низким уровнем цифровизации.

 

. . . . . . .