Организация финансового планирования и контроля в зарубежных странах

Дата публикации: 2021-12-22 16:08:33
Статью разместил(а):
Аль-Гхарбави Исраа Радхи Шлака

Организация финансового планирования и контроля в зарубежных странах

Organization of financial planning and control in foreign countries

 

Автор: Аль-Гхарбави Исраа Радхи Шлака

ФГАОУ ВО " Волгоградский государственный университет ", ‏Волгоград, Россия

e-mail: radhiisraa@gmail.com

Israa Radhi Shlaka Al.Gharbawi

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: radhiisraa@gmail.com

 

Аннотация: Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять социально-экономическое регулирование, является бюджет. В статье рассмотрены этапы финансового планирования и прогнозирования бюджета в зарубежных странах, а так же, структура Иракского федерального бюджета, проанализированы доходы и расходы Иракского федерального бюджета.

Abstract: One of the most important mechanisms allowing the state to carry out socio-economic regulation is the budget. The article examines the stages of financial planning and budget forecasting in foreign countries, as well as the structure of the Iraqi federal budget, analyzes the revenues and expenditures of the Iraqi federal budget.

Ключевые слова: бюджет, этапы финансового планирования, прогнозирования бюджета, структура иракского федерального бюджета.

Keywords: Budget, stages of financial planning, budget forecasting, structure of the Iraqi federal budget.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования национальной экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели «затраты - выпуск», линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок. Первые планы на макроэкономическом уровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

Каждая страна, с учетом специфики национальной экономики, использует определенные подходы в прогнозировании и планировании экономических и социально значимых процессов, постоянно совершенствуя эти модели, применительно к изменяющимся условиям как внутри страны, так и на мировой экономической авансцене.

В мировой практике планирования бюджет представляет собой план финансовой деятельности органов государственной власти (в масштабах страны, региона, отдельного муниципалитета) на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов. Почти во всех странах бюджет составляется на год. Вместе с тем, последние 30 лет в странах с развитой экономикой активно идет процесс перехода к более долгосрочному бюджетному планированию, основанному на формулировании финансовой и экономической стратегии развития территории, взаимной увязки годичного бюджета с многолетними финансовыми планами и прогнозами. На сегодняшний день эта практика получила уже достаточно широкое распространение во всем мире, по существу становясь общепризнанным стандартом в области управления общественными финансами.

В организации функционирования национальных финансовых систем финансовый контроль всегда играл и играет значительную роль. Любое государство осуществляет воздействие на социально-экономические процессы прежде всего посредством финансовой и бюджетной политики, регламентации кредитных отношений, регулирования финансового рынка и системы государственной собственности. Воздействуя на социально-экономические процессы через финансы и бюджет и выделяя для удовлетворения общественных потребностей значительные средства, оно должно уделять внимание их эффективному использованию. Достигается это на основе действенного государственного финансового контроля потоков, перераспределяемых через бюджеты всех уровней финансовых ресурсов, составляющих от 1/3 до 2/3 объема валового внутреннего продукта. В настоящее время через национальные бюджетные системы перераспределяется значительная доля ВВП. В частности, в Китае – 21%, в США – 35%, в России – 28% (за вычетом 10%, направляемых в Резервный фонд), в странах ЕС – 45%, в Швеции – 62% .

В мировой практике основными условиями эффективности организации государственного финансового контроля считаются следующие.

1. Обеспечение доступа к любой значимой информации. Поскольку органам государственного финансового контроля необходима качественная информация о реальном состоянии или действии контролируемого объекта, соответствующие сотрудники указанных органов наделены правами получения даже информации закрытого характера (если это продиктовано интересами дела), беспрепятственного вхождения в любые помещения, изъятия документов, опечатывания объектов.

2. Постоянство, периодичность и комплексность. Постоянное функционирование органов государственного финансового контроля позволяет предупреждать потери финансовых ресурсов, их нецелевое использование. Постоянство финансового контроля предполагает непрерывность его осуществления, преемственность и периодичность контрольных мероприятий.

3. Соответствие механизмов государственного финансового контроля возможностям реализации требования приоритетности, в соответствии с которым в первую очередь проверяются наиболее важные объекты с наибольшей отдачей с точки зрения обеспечения экономии государственных средств.

4. Возможность адаптации системы финансового контроля к решению новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования государства.

 5. Согласованность и взаимодействие контрольных органов.

6. Экономическая эффективность системы государственного финансового контроля.

7. Регламентация контрольной деятельности, начиная от планирования и заканчивая реализацией предложений по результатам контроля, включающая в себя также стандартизацию процессов и документации, поскольку без регламентации и применения типовых решений система органов государственного финансового контроля не сможет работать слаженно во всех ее звеньях.

Рассмотрим процесс финансового планирования и прогнозирования на примере Республики Ирак.

На начальном этапе бюджетного процесса формируется проект бюджета. Соответствующие полномочия практически повсеместно закрепляются за правительством (ст. 140 конституции Кувейта, ст. 127 конституции Сирии, ст. 3 основного закона Израиля «О государственной экономике» и т.д.).

На второй стадии бюджетного процесса, после завершения подготовки проекта бюджета он поступает на обсуждение и утверждение в парламент. Вотирование бюджета парламентом осуществляется не во всех рассматриваемых странах.

Так, в Ираке в дооккупационный период голосование по бюджету осуществлялось в чрезвычайном органе государственной власти - Совете революционного командования. Представительный же орган - Национальный совет - лишался права утверждения финансовых законов.

После рассмотрения проекта бюджета в Федеральном национальном собрании он представляется Советом министров на утверждение главе федерации (так в ОАЭ официально именуется пост главы государства). Последний передает проект бюджета в Высший совет федерации, являющийся верховным органом власти ОАЭ, в состав которого входят представители всех субъектов федерации. Только после одобрения Высшим советом проект бюджета становится законом. На заключительном этапе бюджетного процесса принимается отчет об исполнении бюджета. Конституционное законодательство содержит, как правило, только самые общие положения, касающиеся государственного финансового контроля, отсылая по этим вопросам к специально принимаемым органическим законам.

Итоговый отчет об исполнении бюджета оформляется в виде закона, принимаемого по той же процедуре, что и закон о бюджете. В некоторых странах (например, в Иране) формой окончательного контроля является сводный отчет Счетной палаты, который доводится до сведения общественности.

Иракский федеральный бюджетный год начинается с 1 января, а заканчивается 31 декабря.

Иракские бюджеты – это традиционные бюджеты, структура которых основана на понимании того, что государственные расходы классифицируются в административном порядке, то есть государственные расходы распределяются между департаментами и министерствами, бюджеты которых поступают в государственный бюджет в форме ассигнований или ежегодных ассигнований.

Иракские бюджеты можно охарактеризовать как распределительные бюджеты, основная задача которых заключается в распределении доходов от иракской нефти между традиционными воротами обмена, не приводя к качественным или структурным изменениям в структуре иракской экономики. И что вызывает беспокойство в этом бюджете - это его большой дефицит, который финансируется главным образом за счет заимствований, что может привести к тяжелым последствиям для экономики Ирака.

Основным источником иракских государственных доходов являются доходы от продажи нефти, которые составляют 92,5% бюджета 2019 года. Это означает, что оценки государственных доходов увязываются с оценками ожидаемых объемов экспорта своей сырой нефти в дополнение к оценкам цен на нефть, среднемировые факторы которых характеризуются колебаниями, иногда серьезными, что требует осторожности при оценке всех накладных расходов (особенно текущих операционных расходов), доходов в целом. Преобладание доходов от нефти над государственными доходами и низкий вклад не связанной с нефтью деятельности отражают характер большого и постоянного дисбаланса, из-за которого страдали иракские бюджеты в течение нескольких десятилетий, что, в свою очередь, указывает на хрупкость иракской экономики и ее растущую зависимость от сырьевых товаров нефти. Ниже на рис.1 показена таблицу 1 - Структура иракского федерального бюджета.

899 01

Рис.1 Структура иракского федерального бюджета.

В 2014 ВВП иракского федерального бюджета составил 234,7 млрд. долл. Этот показатель в 2015-2017 гг. снижается до 175,2 млрд. долл., потом еще раз повышается за счет повышения цены на нефть. Доходы иракского федерального бюджета в 2015-2017 гг. колебались, в общем за счет колебания цены на нефть. В 2014 показатель расходов иракского федерального бюджета составил 102,798 млрд. долл., потом они снижаются до 67,643 млрд. долл., в 2017 на 34%, потом показатель в 2019 остановился на отметке 96,115 млрд. долл.

Во всех годах в иракском федеральном бюджете наблюдается большая разница между нефтегазовыми доходами и не нефтегазовыми доходами. Это означает, что у Ирака нефтяная экономика. На основе этого можем сделать вывод: если в перспективе цена на нефть в мировой экономике сильно падает, то из-за этого случится дефолт, разрушающий экономику Ирака. В таблице 2 показано, что в 2016 году, доход иракского федерального бюджета составил 46.9536 млрд. долл. из-за падения цены на нефть. Ниже на рис.2 показена таблица 2 - Доходы и расходы иракского федерального бюджета.

899 02

Рис.2. Доходы и расходы иракского федерального бюджета.

Расходы в 2014 году составили 102,7986 млрд. долл., а в 2015-2018 гг. они сильно снижаются. В 2015 году расходы снизились до 77,1218 млрд. долл., в 2016 - до 71,3064 млрд. долл., в 2017 - до 67,643 млрд. долл., в 2018 - до 71,744 млрд. долл. В 2019 году этот показатель по сравнению с предыдущими годами кроме 2014 года увеличивается до 96,115 млрд. долл.

Расходы занимают большой вес в расходах иракского федерального бюджета на текущие расходы, они постоянно повышаются с 58% в 2014 г. до 88% в 2019 г. Такой большой объём текущих расходов в иракском бюджете, очень негативно влияет на будущую иракскую экономику, потому что из-за текущих расходов правительство Ирака сокращало инвестиционные расходы как показано в таблице 2 в 2019 до 12% из всего расходов. Помимо этого год за годом население Ирака увеличивается и, если правительство не планирует инвестировать в другие сектора экономики, то большие проблемы ожидают Ирак в будущем (например, рост безработицы).

Расходы по заработной плате непрерывно увеличиваются и это свидетельствует о том, что большинство людей работают в государственном секторе. Расходы по закупкам товаров и оплате услуг за эти годы сильно не менялись. Расходы по выплате процентов по госдолгу резко увеличиваются. Это означает, что иракское правительство покрывает дефицит бюджета долгами и сумма их превышает сумму доходов. Прочие и инвестиционные расходы уменьшаются за счет увеличения расходов по текущим расходам, заработной плате, выплатам процентов.

Таким образом, анализ показателей иракского федерального бюджета с 2014 по 2019 гг. приводит нас к выводу об обязательности наращивания ненефтяных доходов Ирака в будущем, развития других экономических отраслей, а также отдельных сфер в стране. Например, сферы здравоохранения и образования нуждаются в более значительном бюджетном финансировании. Бюджет Ирака еще составляется традиционным способом, и Министерство финансов еще не перешло к использованию современных методов составления бюджета. В стране с высоким уровнем коррупции, в таких условиях и с большим объемом текущих расходов, общий бюджет становится источником коррупции по всей стране. Также необходимо отметить, что год за годом доля долгов Ирака увеличивается, и это негативно влияет на будущую иракскую экономику и переводит груз долга на будущие поколения.

Заключение.

Поставленная цель производственной практики, научно-исследовательской работы – научиться навыкам осуществления, оформления, представления на публичное обсуждение результатов самостоятельного научного исследования по запланированной тематике выпускной квалификационной работы, в том числе обладающих элементами научной новизны – достигнута, что подтверждается следующими результатами:

1) Была выбрана тема «Организация финансового планирования и контроля в зарубежных странах», объект и предмет научного исследования отражен во введении.

2) Проведено научное исследование по выбранной теме, в результате которого подготовлена статья для публикации в журнале научных публикаций «Скиф. Вопросы студенческой науки». Форма участия: публикация статья. К отчету прилагается справка о принятии статьи в печать от организаторов указанного научного мероприятия.

3) Отчет по практике подготовлен и предоставлен на кафедру в установленные сроки и в соответствии с предъявляемыми требованиями отчет о прохождении практики.