Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Эволюция и особенности применения управленческого учёта в государственном секторе экономики

Дата публикации: 2021-12-13 22:50:21
Статью разместил(а):
Шогенцукова Залина Хасановна

Эволюция и особенности применения управленческого учёта в государственном секторе экономики

Evolution and features of the application of management accounting in the public sector of the economy

 

Авторы:

Шогенцукова Залина Хасановна 

Кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ), Нальчик, Россия

e-mail: zsh27@yandex.ru  

Shogentsukova Zalina Khasanovna

Candidate of economic Sciences, associate Professor, Kabardino-Balkar state University named after H. M. Berbekov (KBSU), Nalchik, Russia

Шхагапсоев Ислам Русланович

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик, Россия

Shkhagapsoev Islam Ruslanovich

Kabardino-Balkar state University named after H. M. Berbekov, Nalchik, Russia

 

Аннотация: Статья посвящена исследованию эволюции развития и особенности применения управленческого учета в государственном секторе экономики. Систематизированы и рассмотрены основные этапы возникновения и развития управленческого учета как самостоятельной подсистемы бухгалтерского учета. Система управленческого учета в государственном секторе экономики имеет свои специфические особенности, обусловленные самой сферой применения.

Abstract: The article is devoted to the study of the evolution of development and features of the application of management accounting in the public sector of the economy. The main stages of the emergence and development of management accounting as an independent accounting subsystem are systematized and considered. The management accounting system in the public sector of the economy has its own specific features due to the very scope of application.

Ключевые слова: бюджетный учет, государственный сектор, управленческий учет, бюджетирование, бюджетная система, сметное планирование.

Keywords: budget accounting, public sector, management accounting, budgeting, budget system, budget planning.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Управленческий учет в государственном секторе экономики представляет собой подсистему бухгалтерского (бюджетного) учета обеспечивающий сбор, подготовку, регистрацию, систематизацию и анализ информации необходимой для принятия управленческий решений, а также позволяющей повысить эффективность использования бюджетных средств и общей системы управления в учреждениях государственного сектора экономики.  Впервые понятие «управленческий учет» как самостоятельная подсистема бухгалтерского учета возникла в 1972 года в США, Американская ассоциация бухгалтеров выделила ее как отдельную область знаний для подготовки специалистов с присвоением им квалификации «бухгалтер-аналитик». Обособление в отдельную подсистему бухгалтерского учета сопровождалось изменением на организационном и методологическом уровне всей системы бухгалтерского учета.

Системы бухгалтерского учета исторически перестаивалось и проходила свой путь эволюционного развития, обусловленного развитием самой системы управления. В каждой стране мира формировалось свое представление о системе управления и системе бухгалтерского учета как «основного языка» - формирующей необходимую информацию, для того уровня развития экономики и общества сформированной в конкретной стране.

К системе бухгалтерского учета и ее подсистем в зависимости от различных категорий факторов (экономических, политических, общественно-исторических, культурных и т.д.) формируется свой круг требований, которые должны быть решены в рамках регистрации, систематизации и обобщения информации. В зависимости от уровня экономического развития, степени унификации системы государственного управления, социально-общественного строя меняются и предпосылки возникновения управленческого учета, путем их обобщения можно выделить следующие предпосылки возникновения управленческого учета в разных странах (рис.1):

 

Рисунок 1. Предпосылки возникновения управленческого учета в разных странах

 

Постепенное развитие производственных мощностей, расширение приемов и механизмов учета затрат, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); активизации внедрения на практике достижений научно-технического развития приводящее к модернизации системы управления требует унификации учетных процедур не только на тактическом уровне, но и выработки стратегических подходов к формированию и применения информации, в том числе и через систему управленческого учета. Необходимым становится планирование и прогнозирования производственной, хозяйственной и иной деятельности компаний.   Систематизируя различные исследования можно выделить следующие этапы эволюции возникновения и развития управленческого учета (рис. 2)

 

Рисунок 2. Эволюция возникновения и развития управленческого учета

 

На первоначальных этапах своего возникновения и развития приемы управленческого учета применялись преимущественно производственными коммерческими компаниями, но тенденции развития государственного сектора активизировали практику применения управленческого учета и в данной сфере экономических отношений. Как справедливо отмечает К. Друри, «управленческий учет – это представление руководителям организации информации, на основе которой они могут обоснованно принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих операций» [1].

По мнению Л.С. Кабир [1],  В.Т. Чая и Н.И. Чупахина [3]  на первых двух этапах эволюции становления управленческого учета возникают и формируются классические и традиционные приемы управленческого учета: калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг); контроль и механизмы планирования, которые стали концептуальной основой данной подсистемы бухгалтерского учета. Современная концепция управленческого учета формируется на последних этапах, происходит усложнение технологии производства, применяются новые методы нормирования затрат, в частности трудовых расходов. Нормирование затрат обуславливает необходимость определения стандартов, норм расходов и проведения оперативного анализа отклонений фактических данных от сметных (нормативных).

Впервые в 1645 году в России начали применять местные и общие сметы расходов, но при этом еще не были сформированы унифицированные нормы их составления. Происходило обобщение затрат на уровне государства, но не осуществлялся анализ и контроль по ним, что приводило к возникновению дефицита бюджета. Начиная с 1802 года (с образования Министерства финансов) в РФ стали формироваться росписи доходов и расходов государственных ведомств что привело к первым попыткам соотношения доходов и расходов, представителей государственного сектора. Все это привело к заражению механизмов государственного контроля за бюджетными средствами.

В 1859 году в России была создана Комиссия для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии и открыты в 1864 году новые местные учреждения государственного контроля: контрольные палаты. Данные приемы схоже с механизмами управленческого учета на начальных этапах эволюционного развития и возникновения как самостоятельной подсистемы бухгалтерского учета в государственном секторе экономики. Набольшая активизация применения управленческого учета в государственном секторе наблюдается в последние десятилетие как важнейший элемент общей системы становления и развития бюджетного учета в России и за рубежом. Отправной точкой развития управленческого учета в государственных учреждениях стало принятие в 2004-2006 гг. Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.

Главная цель применения приемов управленческого учета в государственном секторе РФ это достижение эффективности и проверка целевого назначения использования бюджетных расходов государственными (муниципальными) учреждениями и иными представителями госсектора.

В отличие от коммерческих компаний, в государственном секторе экономики применение управленческого учета позволяет:

- подготовка информации необходимой для принятие управленческих решений не только для руководства учреждений, но и для вышестоящих государственных органов, осуществляющих контрольные функции;

- не оптимизацию затрат, а обеспечение рациональности расходования бюджетных средств;

- обеспечить рост экономической самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений;

- прогнозирование тенденций развития деятельности учреждений бюджетной сферы;

- выявлять слабые (неэффективные) сферы деятельности и т.д.

Таким образом, управленческий учет в государственном секторе выступает важнейшим элементом, общей системы бухгалтерского (бюджетного) учета. Грамотное применение управленческого учета дает возможность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и эффективностью расходования бюджетных средств различных учреждений государственного сектора экономики.

Основой активизации применения управленческого учета в государственном секторе является формирование специальной информационной базы, требующая подготовки: 

1. Локальных нормативных актов и документов, раскрывающих принципы применения управленческого учета в государственном секторе.

2. Порядка расчета и распределения затрат в части федеральных и ведомственных целевых программ, согласно бюджетной смете.

3. Приемов, способов, механизмов и учетных процедур, способствующих интеграции управленческого и бюджетного учета.

Кроме того, система управленческого учета в организациях сектора государственного управления имеет определённую модульную структуру [2]:

 

Рисунок 3. Основные модули структуры системы управленческого учета в организациях государственного сектора

 

Бюджетное планирование, т.е. формирование бюджетов и мониторинг их исполнения позволяет последить взаимосвязь Доклада о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД), федеральных целевых и ведомственных программ и Обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС).

Расчета и распределения затрат на выполнение различных программ выступает существенной частью системы управленческого учета в учреждениях государственного сектора экономики, способной решить задачи повышения эффективности финансового управления и применения подходов по бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

 

Список литературы:

1. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: учебник /пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005. 645с. 

2. Дмитренко С.А. Формирование, цель и функции модуля стратегического управленческого учета в государственных корпорациях Российской Федерации //Экономика. Бизнес. Банки. 2015. №1 (10). С. 119-124.

3. Кабир Л.С. Характеристика внедряемых механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результаты // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2008. № 2.

4. Кот Е.М., Сабурова Л.В. Развитие мировой практики управленческого учета в бюджетной и коммерческой сферах экономики //Аграрный вестник Урала. 2016. № 2 (144). С. 76-79.

5. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Аналитическое обоснование становления и развития системы управленческого учета // Экономический анализ. Теория и практика. 2007. № 18.

6. Хасуева А.А., Романова С.В., Марьянова С.А. Развитие методики бюджетного учета в учреждениях высшего образования /В сборнике: ЭКОНОМИКА И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА. Сборник научных статей. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Пенза, 2018. С. 31-35.

 

. . . . . . .