Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Проблемы контроля и аудита эффективности бюджетных средств

Дата публикации: 2021-12-08 14:06:15
Статью разместил(а):
Раджаб Абдулхалек Юсиф Даннун

Проблемы контроля и аудита эффективности бюджетных средств

Problems of control and audit of the effectiveness of budget funds

Автор: Раджаб Абдулхалек Юсиф Даннун

ФГАОУ ВО «ВолГУ», Волгоград, Россия

e-mail: almoulaaa1977@gmail.com

Rajab Abdulhalek Yusif Dunnun

VolSU, Volgograd, Russia

e-mail: almoulaaa1977@gmail.com

Аннотация: В статье рассматриваются особенности контроля и аудита бюджетных средств в современных экономических условиях. Приведен анализ нормативно-правовых и методических основ, выявлены основные проблемы, оказывающие влияние на эффективность организационного механизма контроля и аудита бюджетных средств.

Abstract: The article discusses the features of control and audit of budgetary funds in modern economic conditions. An analysis of the regulatory and methodological foundations is given, the main problems that affect the effectiveness of the organizational mechanism for monitoring and auditing budget funds are identified.

Ключевые слова: контроль, аудит, бюджетные средства, проблемы, эффективность, расходы.

Keywords: control, audit, budget funds, problems, efficiency, costs.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

Введение.

Вопросы обеспечения эффективности бюджетных расходов относятся к числу приоритетных. Использование программно-целевого подхода к планированию бюджетных расходов определяет высокую ориентацию на эффективность данных расходов. Однако оценить данную эффективность на стадии распределения средств не представляется возможным, поскольку конечный эффект за расходами может быть получен только после их фактического инициирования.

Утвержденная в 2019 году Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах содержит перечень мер, предусматривающих создание новых и модернизацию действующих инструментов и механизмов повышения эффективности бюджетных расходов. Данные меры призваны устранять возможности нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств. Одним из приоритетных направлений является развитие систем внутреннего контроля и аудита, а также внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Действующие на сегодняшний день модели позволяют осуществлять контроль на разных этапах – от документального контроля до контроля фактов поставки товара в рамках реализуемого государственного контракта.

Вместе с тем актуальным на сегодняшний день является вопрос нормативного правового регулирования взаимодействия органов контроля, от решения которого будет зависеть будущее совершенствование методик контроля и аудита. Развитие доступа органов контроля к внутренней статистике министерств и ведомств, государственных и муниципальных учреждений, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления является одной из важных задач в целях улучшения процедур оценки эффективности бюджетных расходов. Кроме того, ближайшая задача заключается в развитии методологической базы оценки эффективности расходов, что осложняется текущими экономическими процессами и длительностью самих бюджетных процедур.

Повышение значимости социальных программ и необходимость обеспечения своевременной и качественной оценки эффективности бюджетных расходов повышает значимость темы исследования. Кроме того, существующая государственная отчетность, являющаяся главным предметом аудита и контроля, не позволяет на сегодняшний день дать объективную оценку эффективности использования бюджетных средств.

Вопросы совершенствования методических подходов к проведению контроля и аудита эффективности бюджетных средств уже ранее рассматривались в работах А.З. Ахмедова, У.И. Алиева, Ю.М. Воронина, С.Н. Рябухина, А.Н. Сауина, Л.К. Фатеева. Необходимость совершенствования подходов к оценке эффективности бюджетных расходов в программном формате рассматривает ряд авторов, в том числе: А.А. Ануфриева, А.И. Бороди, А.А. Татуев, Н.Н. Шаш, А.Х. Никитиной. Кроме того, вопросы совершенствования аудита и контроля эффективности расходов отражены в официальных документах Правительства РФ.

Анализ нормативно-правовой базы.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации на сегодняшний день регулируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Налоговым Кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О Счетной палате Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг», «О центральном банке Российской Федерации», положениями Министерства финансов Российской Федерации и т.д.

Объектом бюджетного контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды.

Организационно-методический инструментарий внешнего государственного аудита определяет стандарт СГА 104 «Аудит эффективности» [4], утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ. Согласно его положениям, «эффективность» трактуется как соотношение между достигнутыми результатами и затраченными на их достижение федеральными и иными ресурсами. С точки зрения аудита, эффективностью является не только получение конкретных продуктов или достижение конечных целей расходов в виде определенного социального эффекта, но и совокупность значимых изменений, которые возникают у выгодоприобретателя после использования таких продуктов. В соответствие с этим результаты от бюджетных расходов разделяются на непосредственные, полученные как итог соответствующих расходов, и конечные, вытекающие из использования продуктов, образуемых в результате использования расходов.

Новый методический подход к аудиту эффективности предопределяет разделение контрольных мероприятий на два этапа: текущий аудит бюджетных расходов и аудит эффективности. С одной стороны, это позволяет получить более точные результаты оценки эффективности расходов. С другой стороны, это увеличивает документарную нагрузку на государственный аппарат, что противоречит положениям современной административной реформы о сокращении числа административных и контрольных процедур.

В соответствие с пунктом 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ [1], разграничены обязанности Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и органов управления государственными внебюджетными фондами при постановке на учет и санкционирования денежных обязательств. В частности, данные органы реализуются внутренний государственный контроль по следующим направлениям:

- не превышением лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований;

- соответствия информации о денежном обязательстве учетным данным об этом обязательстве;

- соответствия информации, указанной в платежном документе для оплаты, информации о денежном обязательстве;

- наличие документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

В отношении целевых средств, зачисляемых на счета юридических лиц, органы федерального казначейства осуществляют контроль за эффективностью бюджетных расходов через установление степени соответствия принятых обязательств фактическим расходам экономического субъекта [3]. Для этого юридические лица ведут раздельный учет результатов финансово-хозяйственной детальности по каждому государственному (муниципальному) контракту. Такой порядок установлен Правительством РФ.

Совершенствование процедур контроля и аудита эффективности бюджетных расходов связано, в первую очередь, с развитием функциональных возможностей единой информационной системы в сфере закупок и системы межведомственного электронного взаимодействия. Данные аспекты установлены Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов на период 2019-2024 гг. [2] Обеспечение подконтрольности бюджетных расходов через совершенствование методик контроля и аудита установлено в качестве условия повышения эффективности бюджетных расходов.

Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить ряд проблем, которые могут отражаться на эффективности действующего механизма по контролю за бюджетными расходами. К таким проблемам можно отнести:

- отсутствие методического инструментария по контролю за эффективностью бюджетных расходов со стороны органов казначейства и органов внутреннего финансового контроля, в целом;

- высокая зависимость эффективности текущих методик контроля и аудита от степени развития информационной инфраструктуры;

- несовершенство организационного механизма контроля и аудита за эффективностью бюджетных расходов, ввиду отсутствия понимания конечного эффекта, который необходимо получить от совершенствования контроля и аудита;

- повышение информационной нагрузки на контроль и аудит, что снижает операционную эффективность.

Результаты и рекомендации.

Контроль и аудит в бюджетной сфере являются взаимодополняющими процедурами, порядок и масштаб реализации которых определяется статусом органов контроля. Финансовый аудит в бюджетной сфере реализуется Счетной палатой РФ, полномочия которой закреплены Конституцией РФ. Внутренний бюджетный контроль проводится Федеральным казначейством, санкционирующем выделение бюджетных средств. Оба органа контроля реализуют функции по оценке эффективности расходования бюджетных средств, руководствуясь результатами контрольных мероприятий.

Анализ результатов деятельности Счетной палаты РФ показал, что эффективность бюджетных расходов оценивается через анализ выполнения государственных программ. Одной из ведущих проблем контроля эффективности Счетная палата называет исключение из общей оценки показателей, по которым ответственным исполнителем госпрограмм не представлены фактические значения. Это приводит к снижению объективности результатов оценки эффективности таких расходов.

Второй важный недостаток связан с тем, что оценка эффективности исходит из уровня кассового исполнения федерального бюджета. При этом, не принимаются во внимание:

- показатели качества управления дебиторской задолженностью по расчетам по авансовым платежам;

- уровень ввода объектов капитального строительства;

- отсутствуют критерии определения весовых коэффициентов оценки эффективности государственных программ [5].

Установленные недостатки приводят к снижению качества результатов оценки эффективности бюджетных расходов, что неотъемлемо ведет к росту числа выявленных нарушений в бюджетно-финансовой сфере. В таблице 1 представлены нарушения, выявленные в результате аудита Счетной палате РФ в 2018-2020 гг.

Таблица 1. Нарушения, выявленные Счетной палатой РФ в бюджетно-финансовой сфере.

Вид нарушения

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Изменение (+/-)

Нарушение федеральных законов и постановлений Правительства при использовании средств федерального бюджета при оказании услуг населению

73,6

50,1

84,8

11,2

Неправильное отражение фактов хозяйственной жизни

308,1

15,4

97,8

-210,3

Нарушения при осуществлении государственных закупок

18,7

24,0

9,8

-8,9

Использование средств федерального бюджета на создание НИОКР, не давших ожидаемых результатов

0

0

24,2

24,2

Иные нарушения

25,8

48,6

122,0

96,2

Всего выявленных нарушений в бюджетно-финансовой сфере

426,2

138,1

338,6

-87,6

Источник: Счетная палата РФ.

 

Как показали результаты аудита, по-прежнему фиксируется большое число нарушений, связанных с неправильным отражением фактов хозяйственной жизни, что приводит к искажению сведений об эффективности расходования бюджетных средств. Также стабильно высоким является число нарушений, связанных с исполнением государственных услуг и иных нарушений. В 2020 году также были выявлены нарушения использования бюджетных средств на создание НИОКР, которые не дали требуемых результатов, сумма нарушений превысила 24 млрд. рублей.

По данным Федерального казначейства, по результатам контрольной деятельности наиболее распространенными видами нарушений, совершаемых главными распорядителями бюджетных средств, являются:

- нарушение обязательств по достижению показателей результативности при использовании средств;

- нарушение контрактных обязательств по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд;

- нарушение сроков формирования отчетов о расходах и отчетов о достижении установленных соглашением значений показателей результативности, а также предоставление отчетов в ГИИС «Электронный бюджет» с указанием недостоверной информации.

По результатам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проведенного Федеральным казначейством в 2020 году, было выявлено нарушений на общую сумму 1041,3 млрд. руб., что составляет 51 % от фактического объема проверенных средств.

Недостатки, выявленные в ходе контроля и аудита, позволяют опередить характерные проблемы, которые оказывают влияние на эффективность бюджетных расходов: ограниченность учетно-аналитического обеспечения; низкая эффективность оперативного контроля ввиду несоблюдения сроков предоставления отчетных данных об исполнении бюджетных расходов главными распорядителями бюджетных средств; отсутствие единой системы показателей, через которые можно оценить эффективность и результативность расходов. Наличие установленных проблем, вместе с недостатки нормативно-правового обеспечения приводит к снижению качество контрольных мероприятий в бюджетной сфере. В целях решения установленных проблем необходимо усовершенствовать учетно-аналитическое обеспечение и сформировать единый методический инструментарий оценки эффективности бюджетных расходов.

 

. . . . . . .