Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Сущность ассортиментной политики и ее влияние на систему управленческого учета организации

Дата публикации: 2021-12-08 13:59:34
Статью разместил(а):
Аль-гассар Аяд Энад тареш

Сущность ассортиментной политики и ее влияние на систему управленческого учета организации

The essence of the assortment policy and its impact on the management accounting system of the organization

Автор: Аль-гассар Аяд Энад тареш

ФГАОУ ВО «ВолГУ», Волгоград, Россия

e-mail: alzamlyayad27@gmail.com

Al-ghassar Ayad Enad taresh

VolSU, Volgograd, Russia

e-mail: alzamlyayad27@gmail.com

 

Аннотация: В статье рассмотрена сущность ассортиментной политики организации, ее влияние и роль в системе управленческого учета. От ассортиментной политики зависит ценовая политика и, как следствие, это оказывает влияние на стратегию организации, реализуемые в ее рамках цели и задачи.

Annotation: The article examines the essence of the assortment policy of the organization, its influence and role on the management accounting system. The pricing policy depends on the assortment policy and, as a result, it affects the strategy of the organization, the goals and objectives implemented within its framework.

Ключевые слова: ассортиментная политика, управленческий учет.

Keywords: assortment policy, management accounting.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

1. Введение.

Предприятия являются постоянными участниками хозяйственного оборота, на их деятельность оказывает влияние большое число факторов. Эти же факторы способны отразится на уровне спроса на реализуемую продукцию и, как следствие, отразится на одном из основных показателей – выручке предприятия. Планируя будущие продажи предприятия исходят из потенциала возможной рентабельности, как главного показателя прибыльности бизнеса. В условиях разнонаправленного рыночного спроса разные торговые наименования имеют разный уровень продаж, для поддержания которого нередко требуется снижать маржинальность.

Для достижения плановой рентабельности компании рассчитывают структуру ассортимента и реализуют политику по продвижению тех торговых наименований, выпуск и реализация которых вызывают наибольший экономический интерес. Установленный подход определяет суть ассортиментной политики организации. От ассортиментной политики зависит сохранение и увеличение занимаемой рыночной ниши. В данном контексте, чем лучше спланирован торговый ассортимент, тем быстрее обращаются запасы готовой продукции и вложенные средства переходят из формы товара в денежную форму.

Положения ассортиментной политики предприятия служат основой для формирования ценовой стратегии, а также определяют приоритеты стратегического развития компании на предстоящий период деятельности. С точки зрения управленческого учета это требует создания системы показателей для контроля за реализацией положений ассортиментной политики. Накапливаемые учетные данные в последующем могут использоваться для внесения корректировок в стратегию организации и изменение ассортиментной политики исходя из изменения рыночного спроса на те или иные виды готовой продукции.

Экономическая сущность ассортиментной политики рассматривается в исследованиях Ю.К. Твильдиане, А.В. Орлова, Ф.Н. Алексерова, Н.И. Герчиковой, Ш.В. Опельбаум, Л.А. Мищенко, В.А. Афансьева, В.И. Дарбияна, Л.А. Полонской, Р.Б. Ноздрева, А.Н. Асаул и других.

Рассматривая влияние ассортиментной политики на деятельность предприятия автор И.И. Сергеева [5] подчеркивает, что гибкость реализуемого ассортимента определяет возможности для быстрого реагирования на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства. С данной точки зрения, ассортиментную политику следует рассматривать намного шире, чем просто политику управления структурой выпускаемой продукции, но и с позиции планирования качества.

А.И. Мастеров [3] рассматривает вопросы применения возможностей маржинального дохода при планировании ассортиментной и ценовой политики. Для чего следует грамотно использовать возможности управленческого учета.

2. Методология.

Ассортиментная политика является одной из основных политик как производственных, так и торговых организаций. Она может разрабатываться, как отдельно от других видов политик, так и быть включена в состав стратегии развития организации. Масштаб и решаемые задачи ассортиментной политики напрямую зависят от стратегических целей и задач самой организации, наличия инвестиционной стратегии и определения приоритетов обновления и расширения производства.

Структура ассортиментной политики не является статичной, она может включать различные разделы и служить основой для разработки других политик организации. Для этого она предполагает сбор информации о характеристиках сегментов рынков, продукции, предпочтениях покупателей, уровне цен, макроэкономических направлениях, условиях внешнеэкономических связей со странами зарубежья.

На сегодняшний день сформировалось несколько общепринятых научных подходов к пониманию сущности ассортиментной политики. Обобщив точки зрения разных авторов были выделены следующие подходы:

1) ассортиментную политику следует рассматривать как целенаправленное формирование ассортимента с учетом развития общественных потребностей, что является своеобразной формой управления рынком;

2) ассортиментная политика является сводом правил и принципов, взглядов на будущее развитие ассортимента и принимаемой системе мер по реализации данной политики в сфере производства, обмена и потребления;

3) ассортиментная политика есть товарная политика, благодаря которой обеспечивается наибольшее удовлетворение спроса населения в выпускаемых товарах в условиях имеющейся материально технической базы, что способствует эффективности производства и экономичности расходования средств;

4) ассортиментная политика представляет собой деятельность предприятия по подбору изделий в номенклатурный набор, который обеспечивает экономическую стабильность предприятия.

На основе представленных определений можно заключить, что сущность ассортиментной политики вытекает из основных функций: наиболее эффективного использования имеющейся материально-производственной базы и обеспечения финансовой устойчивости организации за счет наилучшего удовлетворения имеющегося рыночного спроса. Связь между данными функциями можно описать как причинно-следственную, она формируется благодаря применяемым принципам, методам и подходам к планированию и выпуску товарного ассортимента.

Формируемый в соответствие с ассортиментной политикой торговый ассортимент представляет собой базовый набор товаров, объединенных по конкретному признаку: специализации, стоимости, репутации, имиджу и т.д. Главная цель его формирования заключается в создании такой структуры реализации, которая обеспечит предприятию требуемую прибыль на протяжении длительного времени.

В зависимости от целей ассортиментной политики, помимо получения требуемого уровня прибыли, также формирование ассортимента может быть направлено на закрытие потребностей конкретных клиентов. В соответствие с этим основные задачи ассортиментной политики состоят в следующем [4]:

- удовлетворении запросов потребителей;

- обеспечении оптимальной эксплуатации знаний, навыков и опыта в области технологий;

- оптимизации экономических результатов;

- привлечения новых клиентов путем масштабирования производственной программы;

- диверсификации направлений деятельности и развития бизнеса.

Формирование ассортимента происходит не случайным образом, создание оптимальной структуры выпускаемой продукции исходит из понимания основных рыночных тенденций и тех факторов, которые могут отразиться на изменении потребительского поведения. Управление ассортиментной политикой включает ряд связанных процессов – планирование, прогнозирование, мониторинг и контроль. Для того, чтобы выстроить эффективный управленческий процесс, важно сформировать качественную систему управленческого учета.

Система управленческого учета – это система управления предприятием, которая интегрирует в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняет их достижению единой цели [6].

Управленческий учет охватывает следующие виды информации: об управлении затратами, планировании и контроле; специальную информацию для подготовки решений высшего управленческого персонала [2]. В отличие от бухгалтерского учета управленческий учет ведется не только в стоимостных показателях, также в учете могут применяться нефинансовые методы оценки.

Важным направлением управленческого учета является работа с покупателями, которая включает учет и анализ поступающей от них информации и документов. В рамках данного направления менеджеры компании проводят анализ претензионной работы, глубины проникновения товаров на рынок, уровня спроса на новые продукты и услуг и т.д. Цели и задачи ассортиментной политики определяют структуру учетных данных по основным процессам движения товара, которые используются в дальнейшем для проведения анализа эффективности реализуемых мер.

3. Результаты.

Для того, чтобы оценить влияние ассортиментной политики на систему управленческого учета важно понимать основные задачи менеджмента на пути реализации данной политики. Это могут быть как стандартные задачи по сбору, обобщению и анализу учетных данных о производстве и реализации товарного ассортимента или расширенные функции, которые учитывают возможности изменения структуры товарного ассортимента исходя из изменения рыночных потребностей. Для торгово-производственных предприятий реализовать гибкую товарную политику проще, чем для промышленного предприятия со сложной производственной структурой. Несмотря на это, одной из главных задач управленческого учета является формирование набора учетных данных, последующий анализ которых позволит судить об эффективности реализуемой ассортиментной политики.

С точки зрения менеджмента эффективная ассортиментная политика должна включать [1]:

- определение реальных и ожидаемых потребностей в отдельных товарах;

- выделение основных показателей ассортимента и проведение анализа его рациональности;

- определение источников товарных ресурсов для оптимизации ассортимента;

- оценку материальных возможностей предприятия для оптимизации ассортимента;

- выбор основных направлений формирования ассортимента и управления ассортиментом в целом.

Решение задачи оптимизации торгового ассортимента, исходя из целей и задач ассортиментной политики обеспечивается за счет направленной работы по анализу рациональности ассортимента и изменению рыночных потребностей. С учетом данных аспектов можно выделить основные информационные данные, которые необходимо формировать менеджеру исходя из задач ассортиментной политики (таблица 1).

Таблица 1. Учетные данные, формируемые в целях проведения анализа эффективности ассортиментной политики организации.

Задачи ассортиментной политики

Учетные данные

Использование учетных данных

Оптимизация торгового ассортимента

Структура рыночного спроса на отдельные виды товаров;

динамика продаж по товарным группам;

средние цены реализации;

число претензий от покупателей по основным торговым наименованиям

Изменение структуры производства по видам выпускаемой продукции;

регулирование объемов товарных остатков;

Рост продаж товаров с более высокой добавленной стоимостью

Динамика среднерыночных цен на товары-аналоги;

структура потребительского спроса;

эффективность маркетинговых коммуникаций

Корректировка маркетинговой и ценовой стратегии

Общий рост прибыли предприятия

Структура продаж по видам и группам товаров;

рентабельность продаж по отдельным товарным группам;

материально-производственные затраты;

число претензий от клиентов

Изменение технологий производства в целях снижения себестоимости;

поиск поставщиков сырья и материалов с меньшими ценами

 

Как следует из приведенной таблицы, задачи ассортиментной политики определяют выбор критериев оценки и анализа эффективности реализуемой ассортиментной политики. Данные критерии используются для принятия управленческих решений, которые направлены на достижение целей и задач ассортиментной политики организации. При этом, учетные данные включают как финансовые, так и нефинансовые критерии, которые также используются для оценки центров финансовой ответственности. Для чего применяется ряд общепринятых правил [2]:

- оптимальным является число показателей от двух до шести;

- все учетные показатели должны быть взаимосвязаны;

- нефинансовые показатели следует устанавливать по тем центрам, где существует возможность их улучшения и контролироваться менеджером, который имеет полномочия принимать меры по их улучшению;

- процесс разработки альтернативных показателей должен быть перманентным.

Объективно оценить достижение запланированных результатов и провести анализ причин отклонений можно посредством системы управленческой отчетности.

Таким образом, для эффективности ассортиментной политики необходимо обеспечить полноту и своевременность накопления учетных данных в системе управленческого учета предприятия. Учитывая данный аспект можно говорить о высоком влиянии ассортиментной политики на структуру аналитического обеспечения управленческого процесса, информационные цели и приоритеты управленческого учета.

4. Заключение.

Эффективная ассортиментная политика является важным фактором обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятия. Для того, чтобы создать такую политику важно не только сформировать предпочтительную с точки зрения обеспечения наибольшей экономисткой эффективности предприятия структуру торгового ассортимента, но и урегулировать вопросы учетно-аналитического обеспечения. Полная, своевременная и качественная учетная информация по различным аспектам выпуска и реализации товарной номенклатуры создает информационную основу для принятия эффективных управленческих решений.

 

Литература:

1. Койкова Т.Л., Копытина Ю.А., Ральникова Е.Л. Товарный ассортимент как объект менеджмента // Концепт. 2017. № 10. С. 6.

2. Кузина А.Ф., Кесян С.В., Ленкова М.И. Система управленческого учета и управленческая отчетность в рамках коммерческой организации // Вестник академии знаний. 2017. № 3 (22). С. 97-108.

3. Мастеров А.И. Управленческий учет и анализ ассортиментной и ценовой политики как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 9 (351). С. 27-40.

4. Огнева С.Н. Принципы оптимальной ассортиментной политики // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. С. 106-111.

5. Сергеева И.И. Влияние ассортиментной политики на деятельность предприятия // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2013. № 1 (23). С. 194-196.

6. Тхамакова С.М. Анализ системы управленческого учета // Аграрный вестник Урала. 2019. № 1 (180). С. 72-80.

 

. . . . . . .