Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Оценка эффективности бюджетов организации

Дата публикации: 2021-12-07 13:57:17
Статью разместил(а):
Султан Ибрахим Махмуд Султан

Оценка эффективности бюджетов организации

Evaluating the effectiveness of the organization's budgets

Автор: Султан Ибрахим Махмуд Султан

ФГАОУ ВО «ВолГУ», Волгоград, Россия

e-mail: Dktredktre@gmail.com

Sultan Ibrahim Mahmud Sultan

VolSU, Volgograd, Russia

e-mail: Dktredktre@gmail.com

 

Аннотация: В статье рассматриваются организационные и методические аспекты проведения оценки эффективности бюджетов. В результате обобщения различных методик были выделены те из них, применение которых является наиболее целесообразным в современных экономических условиях.

Abstract: The article discusses the organizational and methodological aspects of assessing the effectiveness of budgets. As a result of generalization of various methods, those of them were identified, the use of which is most appropriate in modern economic conditions.

Ключевые слова: оценка эффективности, бюджеты, предприятие.

Keywords: assessment efficiency, budgets, enterprise.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

1. Введение.

В современных экономических условиях, когда на результаты деятельности организаций оказывает большое число сторонних факторов, и имеет место неопределенность внешней среды, особенно важно подобрать эффективную методику экономической оценки бюджетов. Являясь главным элементом системы экономического планирования бюджет позволяет решать основные задачи деятельности организации.

Наиболее распространенными являются методики оценки, которые предполагают сравнение плановых и фактических значений показателей. Тем самым делаются выводы об общей эффективности систем планирования и бюджетирования. Для получения полноценных представлений этого недостаточно, поскольку данный подход не учитывает влияние бюджетов на эффективность процессов. Для большинства экономических субъектов по-прежнему характерна такая модель работы его структурных единиц, при которой фактические результаты «подгоняются» под бюджетные.

Вопросы оценки эффективности системы бюджетирования коммерческих организаций уже рассматривались ранее в научных трудах А.С. Абдуллаевой, Е.Ю. Дроловой, Е.Р. Мухиной, С.В. Полищук и других. Чаще всего авторы рассматривают эффективность бюджетов в контексте управления государственными финансами и бюджетами муниципальных образований, в то время как эффективность бюджетов коммерческих организаций оценивается исходя из эффективности системы планирования.

Недостаточное использование механизмов стратегического управления при планировании финансовых ресурсов приводит к низкой эффективности систем внутрифирменного бюджетирования. К таком выводу в своем исследовании пришел А.А. Колосков. Это определяет высокую значимость применения процессно-ориентированного бюджетирования и проведения последующей оценки исходя из достижения стратегических целей организации. Т.А. Левченко рассматривает возможность управления эффективностью предприятия на основе бюджетирования, для чего разрабатывает методические положения по оценке менеджмента организации на основе бюджетирования.

Таким образом, изучение методических основ оценки бюджетов организации является важным аспектом обеспечения эффективности менеджмента.

2. Методология.

Анализ научной литературы позволил выявить несколько основных подходов к проведению оценки эффективности бюджетов:

- проведение оценки с позиции влияния показателей исполнения бюджета на отдельные экономические результаты организации;

- определение степени отклонения фактических значений от плановых;

- определение уровня влияния тех или иных факторов на исполнение бюджетов.

Использование каждого из подходов связано с видом бюджета и значимостью его показателей для достижения стратегических целей организации. Больший масштаб оценки характерен для бюджета продаж и бюджета производства, из которого повышенное внимание уделяется бюджету затрат материальных ресурсов. В таблице 1 представлены основные аналитические процедуры для отдельных бюджетов предприятий.

Таблица 1. Аналитические процедуры для оценки эффективности бюджетов предприятия [7].

Тип бюджета

Аналитические процедуры

Бюджет продаж

оценка влияния различных факторов (таких, как объем непоставленных товаров покупателям) на объемы реализованной продукции;

определение эффективности маркетинговой деятельности;

изменение конъюнктуры и емкости рынка;

степень использования производственно-технологической базы;

анализ ценовой политики (особенности формования прибыли);

анализ безубыточности

Бюджет производства

анализ структуры выпускаемого ассортимента;

оценка плана изменения запасов готовой продукции;

оценка критического объема производства;

анализ динамики объемов производства в соответствие с изменениями ресурсов (труд и капитал);

соотношение объемов производства и реализации

Бюджет затрат на труд

оценка изменения бюджета на оплату труда основных производственных рабочих;

оценка уровня затрат времени на изготовление единицы продукции (производительности труда)

Бюджет доходов и расходов

оценка структуры себестоимости продукции;

оценка формирования, изменения и распределения прибыли;

оценка рентабельности отдельных направлений экономисткой деятельности;

определение отклонений нормативов и лимитов расходов

 

Оценка бюджетов применяется в целях установления значимых отклонений в показателях. Которые могут быть как количественными, так и качественными. Путем оценки изменения последних делаются выводы об эффективности принимаемых решений в рамках реализуемых управленческих процессов.

Разнообразие применяемых показателей определяет потребность формирования методики оценки с выделением ключевых показателей эффективности. Это позволит значительно упростить процедуру оценки и подготовит методическую базу для автоматизации системы планирования и бюджетирования.

3. Результаты.

Перед проведением оценки бюджетов коммерческих организаций необходимо определить эффективность бюджетирования и степень соответствия бюджетного процесса общепринятым принципам. А.А. Абдуллаева установила, что к таким принципам относятся [2]:

- приоритетность распределения ресурсов в пользу более выгодных направлений;

- соответствие бюджетных процедур установленным правилам и закрепленным формам документов;

- непротиворечивость показателей в различных бюджетных формах;

- связь оперативного и стратегического планирования, что позволяет формировать бюджетные показатели с ориентацией на достижение долгосрочных целей компании;

- обеспечение эффективности системы бюджетирования, что выражается в наиболее эффективном перераспределении ресурсов компании для достижения наибольшего эффекта.

Учет приведенных принципов и обеспечение их соблюдения при формовании бюджетов является базовым условием обеспечения эффективности бюджетного планирования. Последующая оценка должна отражать качество системы бюджетирования с точки зрения точности бюджетов и степени их соответствия стратегическим целям развития компании. Так, если стратегическая цель исходит из увеличения прибыльности бизнеса, то в качестве итогового показателя оценки должен применяться показатель изменения уровня затрат на единицу реализуемой продукции. Исходя из него происходит формирование нормативов по затратам структурных подразделений предприятия, формируются оперативные и финансовые бюджеты.

В отличие от системы бюджетирования в целом, оценка эффективности бюджетов производится исходя из степени достижения тех или иных значений показателей, относимых к конкретному бюджету. Для проведения оценки бюджетов можно использовать следующий порядок:

1) Оценка качества бюджетов с позиции достижения плановых значений. В данном случае принимается во внимание изменение не только фактических значений, но и относительных показателей экономической эффективности. К ним относятся показатели платежеспособности и рентабельности деятельности [4];

2) Оценка степени исполнения основных нормативов и лимитов по бюджетным расходам. Для того, чтобы оценить данные изменения следует не придерживаться жесткой позиции в отношении изменения лимитов и нормативов;

3) Оценка своевременности обеспечения бюджетных обязательств. Данный показатель можно оценить путем соотнесения ритмичности исполнения расходов и определения частоты переноса исполнения обязательств;

4) Определение интегрального показателя бюджетной устойчивости. Данный показатель широко используется при проведении оценки бюджетов в системе государственных финансов, но также может использоваться при проведении оценки коммерческих предприятий.

Выбор в пользу данной структуры оценки обусловлен необходимостью учета количественных и качественных показателей, а также факторов, оказавших на них влияние. Также необходимо учитывать эффективность самого управленческого механизма за исполнением бюджетов. По мнению В.Е. Хруцкого, для оценки исполнения бюджета следует использовать контроллинг, который включает всю структуру формальных и неформальных процедур, предназначенных для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами структурных подразделений и компании в целом в течение всего бюджетного периода [1]. Внедрение контроллинга в систему бюджетного управления позволяет повысить исполнительную дисциплину и улучшит общий бюджетный процесс [6].

4. Рекомендации.

Для того, чтобы оценить эффективность бюджетов организации необходимо учитывать различные факторы, сгладить влияние которых возможно путем построения эффективной системы планирования и контроля. Тем самым будут созданы условия для повышения точности оценки. Обеспечить реализацию данных условий без комплексной автоматизации процессов достаточно сложно. Также, как и обеспечить проведение оперативной оценки за исполнением плановых бюджетов.

Результаты проведенного исследования позволили установить, что существующие методики оценки рассматривают различные виды бюджетов, для чего используются различные количественные и качественные показатели. Для того, чтобы повысить эффективность проводимой оценки необходимо сформировать такой алгоритм, который будет учитывать связь между отдельными параметрами разных бюджетов. Для этого рекомендуется:

- выделить ключевые показатели эффективности по каждому из видов бюджетов и установить их взаимосвязь;

- увеличить возможности интегральной оценки бюджетов, что позволит автоматизировать процесс;

- развивать практику использования лимитов и нормативов при оценке эффективности бюджетов.

 

Литература:

1. Хруцкий В.Е.  Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов: практическое пособие. - М : Издательство Юрайт, 2019. - 205 с.

2. Абдуллаева А.С. Оценка эффективности системы бюджетирования в коммерческой организации // Казанский экономический вестник. 2018. № 1 (33). С. 5-9.

3. Габдуллина Г.К., Зиннурова Ф.М. Методика анализа и оценки исполнения бюджетов предприятия // Современное общество и власть. 2017. № 2(12). С. 158-162

4. Дементиенко М.А. Оценка эффективности финансового планирования на предприятиях // Вестник евразийской науки. 2017. № 2. С. 97-104.

5. Иззука Т.Б., Хамидова Р.Э. Операционный бюджет производственной организации и анализ его исполнения // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89).

6. Колибаба В.И., Кукукина И.Г., Морозова А.А. Система бюджетирования и финансовый контроллинг в электроэнергетике // Известия высших учебных заведений. Сери: экономика, финансы и управление производством. 2021. № 1 (47). С. 30-42.

7. Разиньков П.И. Методика оценки эффективности бюджетирования на предприятии // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 208-213.

8. Хамбулатова З.Р. Аналитический метод в системе планирования и бюджетирования предприятия // Вестник Чеченского государственного университета. 2019. Т. 35. № 3. С. 116-119.

 

. . . . . . .