Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Предпосылки и особенности применения МСФО в процессе реформирования российской системы бухгалтерского учёта

Дата публикации: 2021-06-16 20:45:59
Статью разместил(а):
Шогенцукова Залина Хасановна

Предпосылки и особенности применения МСФО в процессе реформирования российской системы бухгалтерского учёта

The prerequisites and features of IFRS in the process of reforming the Russian accounting system

 

Авторы:

Шогенцукова Залина Хасановна

Кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ), г. Нальчик, Россия

e-mail: zsh27@yandex.ru

Shogentsukova Zalina Khasanovna

Candidate of economic Sciences, associate Professor, Kabardino-Balkar state University named after H. M. Berbekov (KBSU), Nalchik, Russia

e-mail: zsh27@yandex.ru

Озрокова Милана Аслановна

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия

Ozrokova Milana Aclanovna

Kabardino-Balkar state University named after H. M. Berbekov, Nalchik, Russia

Тхагалижокова Лиана Руслановна

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия

Thagalojokova Liana Ruslanovna

Kabardino-Balkar state University named after H. M. Berbekov, Nalchik, Russia.

 

Аннотация: В статье проведено исследование основных предпосылок и особенностей применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в процессе реформирования российской системы бухгалтерского учета.  Систематизированы основные этапы реформирования, а также предпосылки внедрения МСФО в российской практике ведения учета и формировании отчетности. Рассмотрение особенностей раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСФО является особо актуальным в условиях расширения различных подходов интеграции деятельности экономических субъектов, а также в рамках реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. 

Abstract: The article studies the main prerequisites and features of the application of international financial reporting standards (IFRS) in the process of reforming the Russian accounting system. The main stages of reforming, as well as the prerequisites for the implementation of IFRS in the Russian practice of accounting and reporting are systematized. Consideration of the features of information disclosure in financial statements in accordance with IFRS is especially relevant in the context of expanding various approaches to integrating the activities of economic entities, as well as within the framework of reforming the Russian accounting system in accordance with IFRS.

Ключевые слова: финансовая отчетность, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), консолидированная отчетность, Положения по бухгалтерскому учету, реформирование бухгалтерского учета.

Keywords: financial reporting, international financial reporting standards (IFRS), consolidated reporting, accounting regulations, accounting reform.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Переход экономики России от командно-административной к рыночному формату экономических отношений обусловило необходимость внесения изменений в основные инструменты, формирования информации, в том числе и в системе бухгалтерского учета, как основного источника информации о деятельности экономических субъектов в стране. В начале 90-х годов после больших дискуссий среди научного сообщества и на уровне законодательства, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) были взяты как основа совершенствования, в рамках процесса реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Впервые о необходимости изменения, в системе регулирования бухгалтерского учета России, было озвучено на семинаре по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 г. в Москве. В рамках семинара были рассмотрены вопросы, посвященные основным несоответствиям российской и международной практики учета, определены пути адаптации и интеграции системы учета России в международную учетную практику.

Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной Программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1. «Курс на международные стандарты» был взят в  Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. №283, в которой была объявлено, что «цель реформирования системы бухгалтерского учета состоит в приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».

Основным документом, регулирующим бухгалтерский учет в России, является новый ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., действующий с 2013 года и который заменил старый закон. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также он направлен на создание правового механизма регулирования учета.

Одним из важнейших стимулов применения МСФО в России является совершенствования механизма формирования финансовой отчетности, т.е. такой отчетности, которая понятна и прозрачна для «любого» подготовленной пользователя.  В то время как многие документы, принятые и принимаемые Правительством РФ, в том числе «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», указывает на необходимость повышения информативности хозяйственной деятельности предприятий, причем не, только отдельных крупных предприятий или каких-то избранных участков, а абсолютно всех хозяйствующих субъектов.

В России была создана уникальная система учета и отчетности, которая полностью соответствовала предъявляемым к ней требованиям. В условиях плановой экономики и централизованного руководства сформировалась национальная система учета, отличительными чертами которой являлись:

- государственное регулирование учета в стране, осуществлявшееся путем принятия нормативных документов, обязательных к применению;

- полная стандартизация и унификация учетных процедур и учетных документов;

- единая система бухгалтерской отчетности [4].

Основная цель учета заключалась в обеспечении сохранности и рационального использования государственной собственности. На протяжении всех лет социалистического хозяйства учет в стране непрестанно развивался и совершенствовался «эволюционным» путем: разрабатывались и внедрялись его новые формы, пересматривались и корректировались планы счетов, изменялись формы бухгалтерской отчетности, внедрялись механизация и автоматизация учета. Тем те менее, несмотря на явные достоинства данной системы учета, в новых условиях хозяйствования старая система учета требовала изменений в соответствии с международными требованиями. Важным моментом является также необходимость учета национальных особенностей системы учета и отчетности, и страны в целом. [1]

По нашему мнению,  движение отечественной нормативной базы по бухгалтерскому учету в сторону методологических концепций МСФО за последнее время прослеживается со всей очевидностью [3]. С 1992 г. в Российской Федерации в рамках приобщения к процессу международной стандартизации осуществляется процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. «МСФО были выбраны как база совершенствования и развития российской системы бухгалтерского учета и отчетности в целях приближения отечественной экономики к тенденциям международной интеграции и расширения взаимоотношений» [6]. Как отмечает П.С. Безруких, «…в России, СССР, а затем в Российской Федерации на протяжении длительного времени сложились свои традиции в постановке бухгалтерского учета, содержании отчетности» [2]. Кроме того, как утверждают А.Ю. Стаханов [5], М. Шурыгин [7], «в бухгалтерском учете дореволюционной России использовались принципы, соответствующие современным международным стандартам».

Одной из самых сложных моментов внедрения МСФО в учетную практику РФ, состоит в расхождении «объекта» регулирования в двух системах: российской системы бухгалтерского учета и МСФО. Объектом регулирования в рамках российской системы выступает вся система ведения учета и формирования отчетности, в то время как в МСФО – основой акцент сделано на процедуру составления и представления отчетности.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы его ведения». При этом про финансовую отчетность нет упоминания, в то время как стандарты в рамках МСФО преимущественно посвящены методологии составления и раскрытию информацию в отчетности, полезной и прозрачной для пользователей. Таким образом, российская система бухгалтерского учета направлена на детализацию учетных процедур, а система МСФО – на отражение информации в финансовой отчетности.

На первоначальных этапах в период с 1998 по 2011 гг. МСФО в системе бухгалтерского учета России выполняли функцию основы совершенствования и внесения изменений, но они не имели юридического и правового статуса как документа в системе нормативно-правовых документов, регулирующих бухгалтерский учета в РФ. Начиная с 2010 года для МСФО в системе регулирования бухгалтерского учета, появляются предпосылки изменения их статуса. В соответствии с положениями ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» появляются нормы признания МСФО на территории Российской Федерации, как документов по регулированию бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. В соответствии с частью 2 данного федерального закона «организации составляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, (не ранее чем с отчетности за 2015 год), котором МСФО признаны для применения на территории РФ».

В 2011 году «предпосылки» признания МСФО как части документов, по регулированию бухгалтерского учета нашли свое закрепление в учетной системе России.  Принятое 25 февраля 2011 года Постановление Правительства РФ № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» детализировало ряд требований Закона и установило процедуру признания МСФО в России. 

Основными источниками информации опубликования МСФО с 16 февраля 2012 года выступает первая публикация текста МСФО в журнале «Бухгалтерский учет» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Министерства финансов РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 

В соответствии с п. 7 Положения по признанию МСФО для применения в РФ, «документ МСФО, вступает в силу на территории РФ поэтапно:

На первом этапе документ МСФО вступает в силу на территории РФ для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования;

На втором этапе документ МСФО вступает в силу на территории Российской Федерации для обязательного применения в сроки, определенные в этом документе.

Кроме того, сама процедура признания МСФО на территории России имеет определенный порядок:

1. Получение (на основе заключенного договора) Министерством финансов РФ от Фонда МСФО перевода на русский язык стандартов и разъяснений, входящих в состав МСФО, по мере их утверждения Советом по МСФО;

2. Экспертизу полученных стандартов и разъяснений предмет их применимости на территории Российской Федерации, осуществляемую негосударственным экспертным органом;

3. Принятие Министерством финансов РФ по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации решения о введении стандарта или разъяснения, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации;

4. Опубликование стандарта или разъяснения на русском языке для всеобщего пользования.

Длительное время «обязательность» применения положений МСФО на территории РФ была относительной, каждая российская организация сама определяла варианты и возможности применения МСФО в своей деятельности. Только в начале 2011 г. с принятием постановления Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» МСФО получили определенный статус в системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.

Как отмечает Л.З. Шнейдман, «официальное введение МСФО на территории России не приведет к отказу от отчетов по национальным стандартам бухгалтерского учета …» [8]. В этих условиях необходимым является рассмотрение особенностей формирования, как всего комплекта финансовой отчетности, в рамках МСФО, так и отдельных ее компонентов, путем применения различных способов их формирования.

В настоящее время МСФО входит в состав системы документов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ.  Сами «документы МСФО» состоят из: Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS); Международных стандартов финансовой отчетности (IAS); разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международных стандартов финансовой отчетности (КРМФО).

Одним из последствий процесса реформирования бухгалтерского учета РФ в соответствии с МСФО стало разработка и утверждения набора национальных учетных стандартов, т.е. Положения по бухгалтерскому учету, которые стали своеобразными прототипами международных стандартов. С 2017 года Министерство финансов РФ проводит глобальную работу по внесению изменений в методологию, т.е.  разработку «федеральных стандартов бухгалтерского учета» в период с 2018 по 2020 гг.  18 апреля 2018 г. Приказом МФ РФ была утверждена «Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета» № 83н. В настоящее время в системе бухгалтерского учета России приняты и действуют 24 Положения бухгалтерского учета.

 

Список литературы:

1. Бабаев Ю.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник. М.: Проспект, 2007. – 347 с. 

2. Безруких П.С. О переходе российских организаций на международные стандарты //Бухгалтерский учет. 2001. № 5. с. 57. 

3. Ларионов А.Д. Проблемы унификации учета основных фондов в странах социалистического содружества // Международный симпозиум на тему: «Интеграция системы бухгалтерского учета в странах - членах Совета Экономической Взаимо­помощи. Проблемы». Август-сентябрь 1986 г. - Свиштов, 1986.  

4. Международные стандарты финансовой отчетности 2012. М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2012. 

5. Стаханов А.Ю. Бухгалтерский баланс. Международные и российские стандарты. М.: Бизнес-Информ, 1999. 160 c

6. Шогенцукова З.Х., Гедгафова И.Ю., Шибзухова Р.А. Возможные последствия применения положений МСФО при определении себестоимости продукции (работ, услуг) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. 

7. Шурыгин М. Этапы реформирования//Аудит и налогообложение. 1998. № 4. 

8. Шнейдман Л.З. Принятие в России норм МСФО: материалы пресс-конференции.

 

. . . . . . .