Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения

Дата публикации: 2021-06-14 07:58:58
Статью разместил(а):
Алабдали Хайдар Мохаммед Камил

Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения

Program budget: objectives, classification and construction principles

Автор: Алабдали Хайдар Мохаммед Камил

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия.

E-mail: hayderalabdly005@gmail.com

Alabdali Haydar Mohammed Kamil

Volgograd State University, Volgograd, Russia

E-mail: hayderalabdly005@gmail.com

Аннотация: В последние годы больше внимания уделяется процессу перехода от стандартного бюджетирования к программному бюджетированию. Планирование счетается довольно распространенной практикой в ряде развитых стран. Швеция, Франция и США и другие сувременные страны уже давно приняли программные бюджеты. В чем причина этой необходимости? Использование программного бюджета позволяет ответить на главный вопрос - на что и зачем расходуются бюджетные средства, какие цели преследуются при распределении этих средств. Также стоит отметить, что программный бюджет должен формироваться с учетом специфики страны, а именно общества и менталитета, потому что если слишком формально подойти к этому процессу, это будет негативно вляние на эффективности расходовании бюджеты. Поэтому на данном этапе важно максимально четко определить программно-целевые принципы бюджетного планирования, которые являются основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов, достижения устойчивого развития страны, а также обеспечения устойчивости государственных финансов, которых являются частью новых бюджетных правил по ограничению дефицита федерального бюджета.

Abstract: In recent years, more attention has been paid to the process of transition from standard budgeting to program budgeting. Planning itself is a fairly common practice in a number of developed countries. Sweden, France, United States, and other modern countries have long adopted program budgets. What is the reason for this need? The use of the program budget allows us to answer the main question - what and why budget funds are spent, what goals are pursued in the distribution of these funds. It is also worth noting that the program budget should be formed taking into account the specifics of the country, namely society, and mentality, because if you approach this process too formally, this will have a negative effect on the efficiency of the budget spending. Therefore, at this stage, it is important to define as clearly as possible the programmatic and target principles of budget planning, which are the main tool for increasing the efficiency of budget expenditures, achieving sustainable development of the country, as well as ensuring the sustainability of public finances, which are part of the new budgetary rules to limit the federal budget deficit.

Ключевые слова: программный бюджет, бюджетирование, денежные потоки, цели программного бюджета, классификация программного бюджета, принципы построения программного бюджета.

Keywords: program budget, budgeting, cash flows, objectives of the program budget, classification of the program budget, principles of constructing the program budget.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Программный бюджет (Program Budget) [1] - это бюджет, подготовленный специально для проекта или программы. Этот тип бюджета включает в себя расходы и доходы, связанные с одним конкретным проектом. Никакие доходы или расходы каких-либо других проектов не смешиваются с этим конкретным проектом. Бизнес имеет множество различных проектов, запущенных одновременно. Поэтому становится очень важным определить цели и задачи каждого отдельного проекта вместе с его бюджетом. Бюджет программы выделяет ресурсы на проект, что помогает контролировать выполнение проекта и дает возможность  подотчетность.

Программный бюджет - это структура, с помощью которой бизнес распределяет свои ресурсы между различными подразделениями и видами деятельности и управляет денежными потоками организации. Существует много типов бюджетов. Во-первых, давайте установим понимание определения бюджета p-программы.

1. Преимущества и недостатки программного бюджета [2,3]:

Преимущества программного бюджета:

• помогает определить приоритетность проектов и так же в планировании и управлении предоставлением услуг в будущем. Он контролирует распределение ресурсов на проект и определяет, как они используются для достижения целей организации.

• Программный бюджет помогает определить области, в которых можно добиться снижения затрат и экономии и помогает определить области, где требуется более высокий уровень средств. Это и дает возможность подотчетность в организации. Поскольку каждый проект имеет свой соответствующий бюджет, можно провести оценку эффективности и установить четкую подотчетность.

Помимо преимуществ, есть и некоторые недостатки программных бюджетов.

• Бюджет программы требует много информации и может занять много времени, чтобы определить точные необходимые финансовые ресурсы. Кроме того, в течение года, когда необходимо внести какие-либо изменения в требуемые ресурсы, становится очень трудно достичь сбалансированного бюджета.

• Иногда перекрытие приводит к нескольким изменениям в бюджете. Например, муниципальный департамент может включить в бюджет расходы на ремонт электросетей, что может произойти, а может и не произойти. Это приводит к составлению бюджета двойных расходов.

• Если бюджет программы неверен, это может привести к увеличению расходов.

• Бюджет программы иногда затрудняет оценку эффективности проекта. Особенно, когда несколько уровней администраторов управляют проектом, где выяснение фактической производительности определенного администратора может стать сложной задачей.

2. Цель программного бюджета:

Целью программного бюджета является повышение социально-экономической эффективности бюджетных расходов. В то же время ключевыми преимуществами программного бюджета являются повышение финансовой устойчивости и эффективности деятельности отраслевых департаментов, более тесная связь между бюджетом и стратегическими целями развития, а также связь между расходами и результатами деятельности, отделов, выполняющих функции или оказывающих услуги в пределах своих полномочий [3].

Общая цель составления программного бюджета состоит в том, чтобы относиться расходы с производительностью агентств, выполняющих функции или предоставляющих услуги в рамках своих полномочий. Использование программного обеспечения также позволяет укомплектованным персоналом и уполномоченным отделам департамента работать эффективно, результативно и экономично. Общую цель можно разбить на четыре области формирования структуры программы:

1) Планирование и бюджетирование. Цель состоит в том, чтобы связать приоритеты, бюджетные ассигнования и полномочия на расходование средств.

2) Расчет стоимости (калькуляция). Цель состоит в том, чтобы обеспечить адекватную основу для распределения затрат  на производство и предоставление услуг и стандартизировать (при необходимости) калькуляцию затрат конкретных разделов программы для различных типов затрат.

3) Управление. Задача - создать в отделе управленческое звено, члены которого могли бы эффективно управлять финансовыми и другими ресурсами, как можно скорее достичь поставленной правительством цели.

4) Автономность и ответственность. Цель состоит в том, чтобы установить пределы ответственности руководителя программы • за исполнение бюджета и достижение результатов с низкими затратами за счет повышения прозрачности и подотчетности.

3. Классификация программного бюджета:

Основная задача программной классификации - улучшить качество процесса планирования, бюджетирования, бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Классификация программного обеспечения служит для целей информационно-аналитического обеспечения макро фискального, функционального и программного анализа; повышение социально-экономической эффективности государственных расходов, а также установление уровней ответственности и управления всеми уполномоченными ABF (Administrator of Budgetary Funds) распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета).

Программная классификация бюджета (Programmatic Budget Classification) разработана исходя из потребностей отдельной бюджетной системы. Система отличается степенью четкой  детализации и организационной направленностью. Она тесно связана с организационной структурой ABF, тем самым способствуя установлению ответственности за результаты реализации программ и ее компонентов (подпрограмм и проектов), сформированных на основе функциональной классификации; в свою очередь, экономическая классификация расходов служит источником информации о ресурсах, потребляемых в рамках программ.

Структура программной классификации (и иерархия) бюджета - это набор категорий, в которые бюджет делится, чтобы поддерживать эффективное и действенное планирование и использование ресурсов. В категории настроены так, что все общественные услуги и виды деятельности с общим результатом сгруппированы вместе - также над организационной структурой. Программная классификация позволяет идентифицировать государственные финансовые операции, связанные с определенным набором действий, направленных на достижение определенного набора государственных целей, независимо от ведомственной «принадлежности» деятельности. Это позволяет вам сообщать о расходах по всем организационные звенья исполнительной власти [5].

Таким образом, внедрение программной классификации - неотъемлемая часть перехода к программному бюджету, требующая одновременного реформирования принципов управленческого учета. При этом сохраняются «старые предыдущие» классификации - функциональная, ведомственная, экономическая. Они полезны для анализа доходов и расходов, презентации и составления бюджета. Ведь не программная классификация, а функциональная с ее секторами - это первый уровень затрат на сортировку. Обществу и парламенту важно знать, на какие функции правительство собирается тратить свои доходы. За функционалом классификация обычно следует за группировкой расходов по отделам. И последний уровень детализации затрат - это классификация программного обеспечения. А по экономической характеристике программ расходы делятся на текущие и капитальные, бюджетные и внебюджетные, на собственные нужды и трансферты [5,6].

777 01

Рис 1. Классификация программного бюджета

Вывод: Программные бюджеты является важной части любой крупной организации в наши дни. Они обеспечивают основу для правильного распределения ресурсов компании на проект. Он не только дает возможность  подотчетность, но и обеспечивает эффективность и действенность организации. Это помогает разделить деятельность по различным подпрограммам для конкретного проекта. Вывод: Хотя в программном бюджете есть много недостатков, положительные стороны перевешивают недостатки, поскольку эти бюджеты помогают достичь целей и задач работы на необходимом уровне.

 

Список литературы:

1. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система. 2 изд. М.: Юрайт, 2011. 778 с.

2. Кудрин А.Л. Бюджетная политика и глобализация.  М.: АБиК, 2008. 112 с.

3. Лавров А.М. Организация бюджетного процесса: межстрановое сравнение. Справочник / Под ред. О.К. Ястребовой. М.: Минфин России, 2009. 228 с.

4. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас, 2009. 716 с.

5. Diamond J. From Program Budgeting to Performance Budgeting: The Challenge for Emerging Market Economies // IMF Working Paper WP/03/169. 2003.

6. Jacobs D., Hélis J. L., Bouley D. Budget Classification. Technical Notes and Manuals // International Monetary Fund. 2009.