Налоговый режим для самозанятых цели, плюсы и минусы, проблемы его практической реализации

Дата публикации: 2021-05-15 08:24:06
Статью разместил(а):
Семёнова Дарья Евгеньевна

Налоговый режим для самозанятых цели, плюсы и минусы, проблемы его практической реализации

Tax regime for self-employed purposes, pros and cons, problems of its practical implementation

Авторы:

Семёнова Дарья Евгеньевна

УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Челябинск, Россия

e-mail: dashas48@mail.ru

Semyonova Daria Evgenievna

Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia

e-mail: dashas48@mail.ru

Мещеряков Иван Сергеевич

УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Челябинск, Россия

e-mail: imesheryakov99@gmail.com

Meshcheryakov Ivan Sergeevich

Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia

e-mail: imesheryakov99@gmail.com

Научный руководитель: Степанова Марина Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Челябинск, Россия

e-mail: mns017@mail.ru

Stepanova Marina Nikolaevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines

Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia

e-mail: mns017@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена анализу специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Авторами посредством рассмотрения позиций и мнений, выраженных в научных работах, и, кроме того, посредством обзора налогового законодательства Российской Федерации были определены причины и цели введения специального налогового режима для самозанятых. Помимо этого, путем анализа федерального закона «о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» авторы определили преимущества и недостатки налогового режима для самозанятых лиц, а также выделили, требующие разрешения, основные актуальные проблемы его практической реализации.

Abstract: This article is devoted to the analysis of the special tax regime «Tax on professional income». The authors, by considering the positions and opinions expressed in scientific works, and, in addition, by reviewing the tax legislation of the Russian Federation, determined the reasons and goals for the introduction of a special tax regime for the self-employed. In addition, by analyzing the federal law «on conducting an experiment to establish a special tax regime» Tax on professional income», the authors identified the advantages and disadvantages of the tax regime for self-employed persons, and also highlighted the main urgent problems of its practical implementation that require resolution.

Ключевые слова: самозанятые, специальный налоговый режим, налог на профессиональный доход, налоговые платежи.

Keywords: self-employed, special tax regime, tax on professional income, tax payments.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право

 

За последнее десятилетие в Российской Федерации наблюдается рост числа граждан, занимающихся профессиональным предоставлением услуг и выполнением работ без официально определенного статуса. Так, граждане, осуществляя какую-либо деятельность, получают прибыль, однако не осуществляют никаких налоговых отчислений, следствием чего и являются финансовые потери бюджетов. Так, например, Е.С. Пронина и В.С. Чариков в своей научной статье указывают, что бюджеты разных уровней в Российской Федерации теряют около 100 миллиардов рублей [1, с. 569], а И.В. Воронин и В.П. Сыркина отмечают, что один только Пенсионный Фонд России ежегодно недополучает 500 миллиардов рублей [2, с. 458].

15 ноября 2018 года был принят Государственной Думой, а уже 23 ноября был одобрен Советом Федерации проект федерального закона «о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Согласно положениям статьи 1 данного закона, с 1 января 2019 года рассматриваемый нами налоговый режим начал свое действие в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан, а с 1 января 2020 года уже и в Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан и в остальных субъектах Российской Федерации с 1 июля 2020 года.

Введение нового налогового режима посредством принятия федерального закона N 422-ФЗ уже принесло желаемые результаты. Так, М. Мишустин рассказал журналистам, что с 1 января по 23 декабря 2019 года бюджет получил более миллиарда рублей налоговых отчислений самозанятых лиц из Москвы, Подмосковья, Калужской области и Татарстана с суммарного дохода в 40,4 миллиарда рублей.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению и анализу положений федерального закона «о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», было бы целесообразно обратить внимание на причины и цели введения специального налогового режима для самозанятых.

Итак, очевидно, основной причиной введения налогового режима для самозанятых стал рост числа граждан в теневом секторе экономики, нелегализовано осуществляющих какую-либо деятельность или оказывающих услуги без совершения налоговых платежей. Стоит также отметить и еще одну немаловажную причину, сущность которой заключается в том, что большое число лиц, осуществляющих какую-либо деятельность, приносящую им доход, не сообщают никаких сведений о себе и об осуществляемой деятельности, в связи с чем невозможно объективно оценить уровень безработицы в стране, а также реальный уровень доходов населения и уровень развития определенных направлений хозяйственной деятельности.

Основываясь на причинах возможно выделить следующие основные цели введения специального налогового режима для самозанятых:

- легализация доходов от деятельности лиц, осуществляемой без работодателя и найма работников по трудовым договорам;

- получение доходов от налоговых платежей самозанятых лиц;

- получение сведений о лицах и об осуществляемой данными лицами деятельности.

Согласно части 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на профессиональный доход или, как его называют по-другому, налоговый режим для самозанятых является специальным налоговым режимом, деятельность которого регулируется Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Так, положениями статьи 4 данного федерального закона закрепляется, что налогоплательщиками налога на профессиональный доход являются физические лица, а также и индивидуальные предприниматели, которые перешли на специальный налоговый режим в установленном законом порядке. Однако, лица, которые осуществляют реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке, перепродажу товаров и имущественных прав, кроме продажи имущества, использовавшегося данными лицами для личных, домашних и иных подобных нужд, лица, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, а также лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях и другие лица, указанные в пункте 2 статьи 4 рассматриваемого федерального закона, не могут применять налоговый режим для самозанятых.

Объектом налогообложения выступают те доходы, которые были получены самозанятым лицом в результате реализации товаров, проведения работ и оказания услуг или осуществления имущественных прав. Не облагаются налогом на профессиональный доход доходы, полученные в ходе трудовых отношений, доходы от продажи недвижимого имущества, транспортных средств от передачи имущественных прав на недвижимое имущество, но кроме аренды и найма жилых помещений, а также доходы государственных и муниципальных служащих, доходы от уступки или переуступки прав требований, доходы, полученные в натуральной форме и иные виды доходов, которые закреплены в статье 6 федерального закона N 422-ФЗ.

Стоит отметить, что для физических лиц устанавливается налоговая ставка в размере 4 процента в отношении доходов, полученных в результате реализации товаров, проведения работ и оказания услуг или осуществления имущественных прав, а для юридических лиц налоговая ставка равна 6 процентам.

Для перехода на налоговый режим для самозанятых лицу необходимо совершить ряд определенных действий, установленных положениями статьи 5 федерального закона N 422-ФЗ.  Итак, для перехода на специальный налоговый режим физическому лицу или индивидуальному предпринимателю потребуется встать на учет в налоговый орган посредством подачи в мобильном приложении «Мой налог» заявления о постановке на учет, а также сведений из паспорта и фотографий физического лица. В законе закрепляется то, что для граждан Российской Федерации, которые воспользовались доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется. Кроме того, лица могут уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

После получения налоговым органом заявления о постановке на учет и всех необходимых сведений начинается проверка представленной документации и выявление противоречий. В случае, если какие-либо противоречия будут выявлены, налоговый орган через приложение «Мой налог» уведомляет лицо об отказе в постановке на учет и указывает причины данного отказа. Однако, если никаких противоречий выявлено не будет, то налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет об этом физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог». Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика будет являться та дата, когда в налоговый орган было направлено соответствующее заявление.

Анализируя положения федерального закона «о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» следует обратить внимание и на еще один ряд особенностей. Так, например, физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.

Также стоит упомянуть и о том, что индивидуальные предприниматели, которые применяют  специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

Статьей 12 федерального закона N 422-ФЗ закрепляется возможность осуществления налогового вычета. Так, лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном 12 статьей.

Стоит отметить и то, что налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

В результате анализа положений федерального закона возможно выделить следующие преимущества специального налогового режима для самозанятых:

1) Легализация деятельности и получения дохода от данной деятельности без риска привлечения к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

2) Простота постановки на учет и снятия с учета, простота взаимодействия с налоговыми органами через приложение «Мой налог», которое позволяет подать документы для регистрации в налоговом органе используя мобильный телефон. Также данное мобильное приложение дает возможность легко и быстро сформировать чек и направить его потребителю. Кроме того, существует возможность уполномочивания кредитной организации на представление в налоговый орган необходимых сведений или документации для постановки либо снятия с учета.

3) Низкие налоговые ставки равные 4 процентам для физических лиц и 6 для индивидуальных предпринимателей.

4) Возможность использования налогового вычета, закрепленная в статье 12 федерального закона N 422-ФЗ.

5) Отсутствие необходимости сдавать в налоговый орган отчетные документы, налоговую декларацию.

6) Возможность оплаты налога частями. Стоит отметить и то, что налогоплательщик может уполномочить операторов электронных площадок или кредитную организацию, которые взаимодействуют с налоговыми органами, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в установленном законом порядке. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

Несмотря на ряд существенных преимуществ специальный налоговый режим для самозанятых имеет и определенные недостатки:

1) Лицо должно контролировать величину годового дохода, которая не должна превышать 2,4 миллиона рублей. Если же данный предел был превышен, то лицо автоматически снимается с регистрации и теряет статус плательщика налога на профессиональный доход.

2) Ограниченность видов деятельности, закрепленная в статье 4 федерального закона N 422-ФЗ.

3) Большие суммы штрафов за нарушения, которые были совершены самозанятым лицом в ходе осуществления им деятельности. Так, согласно положениям статьи 129.13 Налогового кодекса, Нарушение налогоплательщиком установленных Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" порядка и (или) сроков передачи в налоговый орган сведений о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы такого расчета. Те же деяния, совершенные повторно в течение шести месяцев, влекут взыскание штрафа в размере суммы такого расчета.

Помимо недостатков также существует и немало проблем, требующих внимания специалистов. Так, многие специалисты и ученые-юристы, в частности В.В. Тарков и Л.И. Дмитриченко, утверждают, что существует угроза перетока существенной части индивидуальных предпринимателей на режим для самозанятых, в связи с чем существенно снизятся доходы от налоговых платежей федерального бюджета и региональных бюджетов [3, с. 96].

Кроме того, также остается неразрешенным вопрос пенсионного обеспечения самозанятых лиц, на который обращают внимание Е.С. Пронина и В.С. Чариков в своей научной статье [1, с. 570].

Однако многие затрагиваемые проблемы преувеличены и не актуальны. Например, Е.С. Пронина и В.С. Чариков утверждают, что весомая доля населения, занимающегося определенной деятельностью без работодателя и привлечения работников, не обладает необходимыми знаниями и навыками, которые бы позволили им пользоваться гаджетами и различными программами, и, собственно, поэтому не смогут принять участия в эксперименте и получить статус плательщика налога на профессиональный доход [1, с. 570].

Основываясь на сведениях, представленных Росстатом, согласно которым около 70 процентов россиян используют смартфон в повседневной жизни, а среди граждан старше 55 лет более 50 процентов выходит в интернет, используя смартфоны и планшетные компьютеры. Мы не согласны с данной позицией и полагаем, что авторы сильно преувеличивают относительно доли населения, которая не сможет получить статус плательщика налога на профессиональный доход.

Помимо данной проблемы часто поднимают еще и такую проблему как нежелание граждан заниматься бумажной волокитой и сталкиваться с неудовлетворительной работой налоговых органов [4, с. 1782]. Данная проблема, по нашему мнению, утратила свою актуальность, так как мобильное приложение «Мой налог» и возможность уполномочивания кредитной организации существенно упростили процедуру постановки или снятия с учета, а также и процесс взаимодействия с налоговым органом. 

Таким образом, специальный налоговый режим для самозанятых, введенный посредством принятия федерального закона «о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», начавшего свое действие с 1 января 2019 года, на сегодняшний день успешно функционирует во всех регионах Российской Федерации. Данный режим был введен в целях борьбы с разрастанием теневой экономики, легализации доходов и деятельности лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги не имея, при этом, работодателя и работников, а также, безусловно, в целях увеличения доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Специальный налоговый режим для самозанятых лиц обладает рядом преимуществ, однако, несмотря на это, существует достаточно недостатков и проблем так и неразрешенных по настоящее время.

 

Список литературы:

  1. Пронина Е.С., Чариков В.С. Налогообложение самозанятых: проблемы и перспективы применения в РФ // Наука XXI века: актуальные направления развития. — № 1. — 2020. — С. 568-571.
  2. Воронин И.В., Сыркина В.П. К вопросу об особенностях правового регулирования статуса самозанятых граждан в России // Вопросы российской юстиции. — 2019. — № 1. — С. 456-460.
  3. Тарков В.В., Дмитриченко Л.И. Налог для самозанятых: особенности в России // Финансовый и банковский менеджмент: опыт и проблемы. — 2018. — С. 93-96.
  4. Мастеров А.И. Проблемы налогообложения самозанятых граждан в России  и  пути  их решения //  Финансы  и  кредит. — 2018. — Т. 24, № 8. — С. 1781 — 1798.