Налоговый контроль: проблемы и пути решения

Дата публикации: 2021-03-18 12:00:00
Статью разместил(а):
Фоминых Виктория Евгеньевна

Налоговый контроль: проблемы и пути решения

Tax control: problems and solutions

Авторы:

Благинина Юлия Николаевна

Российский государственный университет правосудия, Челябинск, Россия.

e-mail: blaginina.yulya@mail.ru

Blaginina Yulia Nikolaevna

Russian state University of justice, Chelyabinsk, Russia.

e-mail: blaginina.yulya@mail.ru

Фоминых Виктория Евгеньевна

Российский государственный университет правосудия, Челябинск, Россия.

e-mail: 79080529066@yandex.ru

Fominykh Victoria Evgenievna

Russian state University of justice, Chelyabinsk, Russia.

e-mail: 79080529066@yandex.ru 

 

Аннотация: в данной статье отмечены актуальные вопросы, связанные с организацией и ведением налогового контроля, эффективность проведения его мероприятий. Перечислены важные проблемы, стоящие сегодня перед контрольными органами Федеральной налоговой службы России и предложены пути решения проблем налогового контроля.

Abstract: this article highlights topical issues related to the organization and conduct of tax control, the effectiveness of its activities. The important problems facing the control bodies of the Federal Tax Service of Russia are listed and ways of solving the problems of tax control are proposed. 

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая политика.

Keywords: tax control, tax policy, efficiency, audits. 

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

  

Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования.

Важнейшим инструментом, посредством которого государство осуществляет надзор за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов, является налоговый контроль, легальное определение которого дано в п. 1 ст. 82 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В соответствии с указанной нормой налоговым контролем признаётся деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Актуальность темы обусловлена значимостью налогового контроля для финансовой системы Российского государства и наличием проблем в сфере правового регулирования налогового контроля, требующих разрешения. Значение налогового контроля состоит в следующем:

1. Обеспечивает поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней.

2. Способствует укреплению налоговой дисциплины и финансового правопорядка.

3. Выполняет охранительную функцию, в результате чего происходит привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и превентивную функцию, которая способствует предупреждению новых налоговых правонарушений [3].

Налоговый контроль был разработан для того, чтобы выполнять своевременную полную уплату налогов и сборов, профилактику правонарушений в налоговой системе, а также обеспечение контроля за доходами государства и каналами его расходования. Результатом налогового контроля является пресечение правонарушений и привлечение к ответственности виновных лиц. Для достижения данного результата разработаны несколько способов налогового контроля [1]:

- налоговые проверки (камеральные и выездные);

 - ведение отчетности о налоговой деятельности;

- проверки данных учета.

Именно налоговые проверки по своей эффективности и значимости занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налоговых органов.

Необходимость осуществления налогового контроля объясняется следующими причинами, а именно: систематическим недополучением налоговых платежей в бюджеты различных уровней, нестабильностью самого налогового законодательства, нежеланием отдельных налогоплательщиков своевременно уплачивать в полном объеме налоговые платежи, нестабильностью социально-экономического развития государства и т.д. [2]

Однако система налогового контроля в стране, по-прежнему, имеет ряд существенных недостатков:

1. Ввиду внедрения инновационных мероприятий налогового контроля, таких, например, как налоговых мониторинг, становится актуальной проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации налоговых кадров, способных представлять налогоплательщику квалифицированное мотивированное мнение в связи со сложностью проверяемых сделок и операций.

2. Фискальная направленность налогового контроля. Во время проведения налоговых проверок большое внимание уделяется выявлению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Получается, что основной целью налогового контроля является поиск нарушений, начисление штрафов и возмещение ущерба, принесенного государству. Все это приводит к злоупотреблению полномочиями и к целенаправленному возложению уплаты штрафа на невиновное лицо. По факту же основной целью налоговых проверок должно выступать стимулирование и регулирование налоговой деятельность, для развития и увеличения экономического роста предприятия, а также решения ряда социальных проблем. В перспективе такое развитие налогового контроля может стать одним из основных стимулов государственного регулирования.

3. Другой не менее важной проблемой в системе налогового контроля является отсутствие четкой комплексной стандартной процедуры организации налогово-контрольных проверок, а также единой системы критериев, для определения правонарушений. В настоящий момент существует проблема увеличения налоговых споров, рассматриваемых арбитражным судом, по поводу недобросовестной и некачественной проверки, производимой налоговым инспектором. На данный момент проверка несет субъективный характер, так как нет четко определенных норм, по которым можно было бы понять, насколько качественно она была произведена. Из-за этого у предпринимателей сразу появляется недоверие к налоговым работникам.

4. Еще одной проблемой, существующей в системе налогового контроля, является низкий уровень налоговой культуры субъектов. Налогообложение во всем мире тесно связанно с осведомленностью людей о налоговой деятельности, а также их пониманием о том, как устроена налоговая система. В современной России пока был и остается низкий уровень данной культуры. У граждан нет четкого понимания для чего им необходимо платить налоги и куда государство расходует эти средства. Поэтому на данный момент является актуальным вопрос о различных способах повышения налоговой культуры граждан, так как она является важным элементом Налоговой системы Российской Федерации и играет не последнюю роль в влиянии на развитие экономики страны.

5. Проблемой является постоянное изменение налогового законодательства. В него довольно часто вносятся какие-то поправки и изменения, что довольно отрицательно сказывается на стабильности налоговой системы и, в частности, налогового контроля.

В совокупности, совершенствование каждого из элементов улучшит организацию налоговых проверок в целом.

Для решения проблем налогового контроля можно предложить следующие рекомендации [5]:

- дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной основы налогового администрирования;

- применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- уточнение показателей оценки деятельности налоговых органов, использование их для объективного учета результатов деятельности налоговых органов и эффективного распределения нагрузки в процессе планирования контрольной работы;

- определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы и установить закрытый перечень таких документов;

- внедрение комплекса мероприятий по снижению задолженности, предполагающих усилия не только налоговых, но и федеральных, и региональных органов законодательной власти;

 - усиление взаимодействия налоговых органов с другими организационными структурами на основе разработки совместных методических указаний по осуществлению контрольных мероприятий [4].

Важное значение имеет организация эффективного механизма взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами и другими органами власти и управления при осуществлении налогового контроля.

Кроме того, предлагаем ввести соответствующую систему поощрений для сохранения качественного состава инспекций и повышение мотиваций сотрудников. Решение данных проблем является необходимым и важным этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков.

Таким образом, на современном этапе развития существования налогового контроля присутствует еще множество недочетов и проблем, решение которых является значимым и необходимым этапом для достижения цели объективной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступление денежных средств в государственный бюджет с соблюдением всех прав и интересов налогоплательщиков. Устранение данных проблем должно происходить в комплексе, с учетом всей специфики российских условий. Улучшение налоговой системы РФ поможет ускорить процесс развития страны.

 

Литература:

1. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Салимханов З.А., Аминов А.Д. Организация налогового контроля в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и возможные пути их устранения // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 8. – С. 291- 295.

2. Карепина О.И. Развитие внутреннего государственного финансового контроля в России//Аудиторские ведомости. 2018. № 2. С. 54-57.

3. Каитова Д. Х. Актуальные проблемы налогового контроля в Российской Федерации / Д. Х. Каитова. // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 106-107.

4. Федюнин А.Н. Актуальные проблемы законодательства в сфере налогового контроля//Наука и современность: проблемы и решения.-2019-С. 146-151.

5. Шнайдерман А.В., Субботин Д.В. Проблемы организации налогового контроля в РФ и направления их решения // MODERN SCIENCE. – 2020. – №12-4. – С. 180-182.