Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Особенности организации бухгалтерского учета в государственном секторе в условиях реформирования

Дата публикации: 2020-11-25 17:07:13
Статью разместил(а):
Шогенцукова Залина Хасановна

Особенности организации бухгалтерского учета в государственном секторе в условиях реформирования

Features of public sector accounting in the context of budget accounting reform

 

Авторы: Шогенцукова Залина Хасановна

Кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ), г. Нальчик, Россия.

e-mail: zsh27@yandex.ru

Shogentsukova Zalina Khasanovna

Candidate of economic Sciences, associate Professor, Kabardino-Balkar state University named after H. M. Berbekov, Nalchik, Russia.

e-mail: zsh27@yandex.ru

Настуева Лейля Салиховна

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия.

Nastueva Leila Salikhovna

Kabardino-Balkar state University named after H. M. Berbekov, Nalchik, Russia.

Балаева Альбина Алимовна

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия.

Balaeva Albina Alimovna

Kabardino-Balkar state University named after H. M. Berbekov, Nalchik, Russia.

 

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей организации бухгалтерского учета в государственном секторе в условиях реформирования бюджетного учета. Рассмотрены тенденции и изменения в системе регулирования бюджетного учета, особенности системы нормативно-правового регулирования организации бухгалтерского учета в государственном секторе экономики Российской Федерации.

Abstract: The article is devoted to the study of the peculiarities of the organization of accounting in the public sector in the context of budget accounting reform. Trends and changes in the system of regulation of budget accounting, peculiarities of the system of regulatory regulation of the organization of accounting in the public sector of the economy of the Russian Federation are considered.

Ключевые слова: бюджетный учет, государственный сектор, международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора, бюджетная система.

Keywords: budget accounting, public sector, international public sector financial reporting standards, budget system.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Начиная с 1998 года в российской системе бухгалтерского учета происходят существенные преобразования, обусловленные переходом от одного экономического формата развития – централизованной командно-административной экономики к новой рыночной экономике. Все эти преобразования осуществляются в процессе реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности МСФО (IAS) – универсальный набор стандартов «применимых в любой системе и в любой стране». МСФО – это продукт процесса международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности, осуществляемой на международном уровне. В начале 90-х годов в России шли большие дискуссии об основе реформирования отечественной системы бухгалтерского учета, что взять за базу преобразований. В связи с тем, что российская система имеет свои специфические исторические, социально-экономические и иные особенности, вариант полного перехода на какую-то иную учетную систему, по нашему мнению, невозможно. Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности возможно путем модификации, т.е. сочетания «старых» традиционных учетных процедур, сложившихся исторически с инновационными «новыми» подходами в сборе, регистрации, формировании и представлении информации в отчетности.

Согласно принятой в 1998 г. Постановления Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» основой реформирования были утверждены международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Основные направления развития и осуществления реформирования системы бухгалтерского учета в России приведены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. Среди участников процесса реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России наиболее активным является государственный сектор экономики. В процессе реформирования бухгалтерского учета в области государственного сектора особое внимание уделено постепенному сближению коммерческого и бюджетного учета, активизация процессов расширения возможности коммертизации деятельности организаций в бюджетной сфере, а также применения специальных вариантов МСФО для государственного сектора – международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС – IPSAS).

Процесс реформирования осуществляется и в сфере государственного сектора, но со своими специфическими особенностями. Путем систематизации различных исследований можно условно выделить следующие этапы реформирования бюджетного учета:

1. Первичный (начальный) этап, охватывающий период с 1993 по 2003 гг.;

Первичный этап реформирования, можно охарактеризовать формированием и утверждением нормативно-правовой базы и законодательных основы государственных финансов и бюджетного учета, включающие Бюджетный Кодекс РФ, федеральный закон «О бухгалтерском учете» и иные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность организаций государственного сектора.  

2. Переходный (второй) этап с 2004 по 2010 гг.;

На данном переходном этапе закладываются основы постепенного перехода и повышения ориентации на управление результатами в системе управления государственными финансами, и снижение повышенного приоритетного внимания на управление бюджетными затратами как это было ранее.  В системе бухгалтерского учета появляется важнейший учетный инструментарий «Единый план счетов бухгалтерского учета в государственном секторе», с помощью которого формируется и отражается информация с учетом бюджетной классификации доходов и расходов бюджетов на счетах бухгалтерского учета согласно единого Плана счетов бухгалтерского учета государственного сектора. Данный план счетов дает возможность собирать и отражать информацию на счетах бухгалтерского учета при организации учета затрат по функциям, с учетом бюджетной классификации при классификации и группировки доходов, расходов, а также определении источников дефицита бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. Постепенно протекает процесс сближения бюджетного учета и принципов бюджетного планирования РФ в таких направлениях как ориентированность на различные группы пользователей информации; различные методы учета (кассовый для бюджетного планирования и метод начисления для бюджетного учета); владельцев процессов (Минфин и Казначейство России).

3. Третий (текущий) этап, включающий период с 2011 года по настоящее время.

На данном этапе наблюдаются существенные изменения в сфере бюджетного учета, которые связаны с введением начиная с 2011 года новых форм финансирования участников бюджетного процесса (по смете доходов и расходов или субсидирование на выполнение государственного (муниципального) задания), а также утверждения новых организационно-правовых форм субъектов государственного сектора (казанные, бюджетные и автономные учреждения). Данные преобразования обусловили изменения в системе нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в сфере государственного (общественного) сектора: начиная с 2015 года принятие новых приказов Министерства финансов России, регламентирующие утверждение план разработки и внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета. В системе бюджетного учета наблюдается активизация внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), которые нашли отражение в плане разработки и внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета для субъектов государственного сектора.

На практике часто встречаются такие понятия как государственный сектор, общественный сектор. Некоторые авторы рассматривают их как синонимы. Понятие «общественный сектор» применяется в рамках активизации применения в российской практике бюджетного учета МСФО ОС, понятие же «государственный сектор» применяется в нормативно-правовых документах России и используется Минфином РФ. При этом определение термина «общественный сектор» в стандартах МСФО ОС не приводится, это понятие раскрывается через перечисление относимых к нему институциональных единиц (национальные органы государственного и регионального управления, местные органы власти и их подразделения). По мнению большинства исследований «система МСФО ОС предназначена для государственного подсектора экономики, субъекты которого предоставляют чистые, смешанные и социально значимые блага».

Не однозначна и трактовка Минфин России при определении термина «государственный сектор». Согласно нормативно-правовым документам РФ по отношению к органам статистики государственных финансов применяется термин «сектор государственного управления» как составная часть «государственного сектора». При этом в состав органов статистики входят не только органы государственной (муниципальной) власти, внебюджетных страховых фондов, государственных (муниципальных) учреждений, отделений Академии Наук РФ, но и финансовые и нефинансовые государственные корпорации. В системе нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета Министерство финансов РФ применяет преимущественно понятие «государственный сектор».

Согласно федеральному закону «О бухгалтерском учете» приведены перечень организаций государственного сектора, как шаг приближения к МСФО ОС в процессе реформирования российской системы бухгалтерского учета. Кроме того, полный состав субъектов бухгалтерского учета в части государственного сектора приведены в Едином плане счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (Приказ Минфина России №157н). Схожая информация приведена и в федеральном стандарте «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», применяемая с 1 января 2016 г.

В части системы нормативно-правового регулирования организации бухгалтерского учета в сфере государственного сектора можно выделить следующие уровни системы документов регламентирующий бюджетный учета на территории Российской Федерации:

1-й уровень: законодательный – Бюджетный кодекс РФ, закон «О бухгалтерском учете» №402–ФЗ, иные Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, связанные с БУ; Данный уровень включает законодательные и иные основополагающие документы, нормативные акты, соответствующего статуса.

2-й уровень: нормативный – Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (Приказ Минфина РФ №64н); Единый план счетов государственных учреждений (Приказ Минфина РФ №157н), План счетов бюджетного учета (Приказ Минфина РФ №162н), План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (Приказ Минфина РФ №174н), План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (Приказ Минфина РФ №183н), План счетов казначейского учета (Приказ Минфина РФ N184н), Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (Приказ Минфина РФ №191н), Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (Приказ Минфина РФ №33н), Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина РФ № 65н), Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными учреждениями и Методические рекомендации по их применению (Приказ Минфина РФ №52н).

Второй уровень нормативно-правовых документов принято называть нормативным, и он включает в себя инструкции Минфина России и федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУГС), которые раскрывают методику ведения бухгалтерского учета в целом в государственном секторе, особенности бухгалтерского учета и отчетности для отдельных субъектов (участников бюджетного процесса, получателей субсидий и органов, осуществляющих кассовое обслуживание бюджетов, а также организующих процесс исполнения бюджета). Федеральные стандарты будут раскрывать особенности ведения бухгалтерского учета отдельных объектов учета (например, основные средства, материальные запасы, биологические активы и др.), специфику формирования первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также порядок составления финансовой отчетности отдельно для получателей субсидий и субъектов, участвующих в исполнении государственных (муниципальных) бюджетов. 

3-й уровень: методический – Правовые акты органов, которые исполняют федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по вопросам бюджетного учета; – Правовые акты главных распорядителей средств бюджета соответствующего уровня с учетом отраслевых особенностей органов, организующих исполнение соответствующего бюджета. Данный уровень включает рекомендации и разъяснения в виде писем (распоряжений) Минфина, иных отраслевых министерств и ведомств всей бюджетной системы РФ, которые раскрывают специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в конкретном регионе, муниципальном образовании или отраслевом ведомстве (образование, здравоохранение, социальная защита населения и др.).

4-й уровень: организационный – Учетная политика государственного учреждения, которая позволяет реализовать индивидуальные особенности каждого учреждения в виде выбора способа отражения результатов хозяйственной жизни при ведении учета и формировании финансовой отчетности. Учетная политика учреждения реализует на практике единую учетную политику бухгалтерского учета в государственном секторе РФ и позволяет каждому учреждению выбрать из числа разрешенных правил и методов те, которые в наибольшей мере способствуют формированию объективной информации о получении экономических выгод и реализации сервисного потенциала субъекта учета.

Важнейший особенностью организации бухгалтерского учета государственного сектора является формат бухгалтерского счета, который включает в себя 26 разрядов:

- 1-3 – это коды группы (подгруппы);

- 4-17 – коды типа дохода, расхода, источников финансирования дефицита бюджета (раздел или подраздел):

- 18 – код финансового обеспечения (КФО);

- 19-23 – код счета бухгалтерского учета;

- 24-26 – код классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации дефицита источников финансирования бюджета, классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Разряды бухгалтерского счета в государственном секторе предназначены для отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета, включают в себя только пять разрядов. Бюджетная классификация, среди множества реализуемых ее целей, в рамках учетной функции выступает основой составления бюджетной отчетности получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, а также выполняет задачу сопоставления показателей бюджетной системы РФ.

В состав объектов бухгалтерского учета государственного сектора выделяют пять типов: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат и санкционирование расходов. В зависимости от предоставленных бюджетных полномочий и целей ведения учета каждому из субъектов учета соответствует свой состав объектов учета.  Для финансовых органов федерального, регионального и муниципального уровня, чьи компетенции предполагают, планирование проекта бюджета (финансового плана), организацию его исполнения и формирование бюджетной (консолидированной) отчетности для соответствующего уровня бюджета бюджетной системы, предусмотрены только три типа объектов учета: финансовые активы, финансовый результат и санкционирование расходов.

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов (органы Казначейства России и финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), реализуют кредитно-финансовые функции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ: учет доходов бюджета; организацию и контроль санкционирования расходов; сопровождение процесса финансирования платежей, в том числе открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц). Для реализации вышеуказанных задач предусмотрены 4 объекта учета, т.е. все за исключением нефинансовых активов.

В настоящее время компетенциям органов Казначейства предъявляются особая значимость, поскольку они напрямую не только обслуживают финансовый процесс исполнения бюджетов, но и контролируют его целевое использование и фактическое исполнение. В связи с этим, начиная с 2016 г., в практику нормативно-законодательного регулирования включен самостоятельный план казначейского учета и инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ от 30.11.2015 г. № 184н «Об утверждении Плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению). Органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, внебюджетными фондами РФ, академией наук РФ с ее подразделениями, а также государственными (муниципальными) учреждениями.

Объем прав в рамках бюджетных полномочий предусматривает различия в распоряжении бюджетными средствами. Среди последнего типа субъектов бюджетного учета выделяют главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, которые могут иметь одну из организационно-правовых форм: казенные, бюджетные или автономные учреждения,  субъекты которые реализуют операций финансово-хозяйственной жизни по выполнению государственного задания, управления государственными финансами, а потому наделяются полномочиями реализации функции учета всех объектов бухгалтерского учета, предусмотренных в настоящее время.

Процесс реформирования бюджетного учета – это длительный и последовательный процесс, характеризуемый и рядом сложностей, которые определяются тенденциями развития экономики Российской Федерации. Тенденции развития организации бухгалтерского учета в государственном секторе играть существенную роль в реализации финансовой политики государства, а также достижении целей определённых экономической политикой. При этом главной цель реформирования отечественной системы организации бухгалтерского учета для государственного сектора – приведение отечественной системы учета в государственном секторе управления в соответствие с принципами и требованиями рыночной экономики, международными стандартами финансовой отчетности для государственного (общественного) сектора (МСФОГС), обеспечение единства бухгалтерского учета при исполнении бюджетов всех уровней, сближение бюджетного учета с коммерческим учетом, обеспечение пользователей качественной информацией, повышение эффективности использования бюджетных средств.

 

Список литературы:

1. Домбровская Е.Н. О применении МСФО в общественном секторе экономики России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, № 19, 2012, с.13-21.

2. Дружиловская Э.С. Системы российских и международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития //Международный бухгалтерский учет, № 45, 2014, 38-56.

 

. . . . . . .