Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Особенности использования форм государственного стимулирования инвестиционной деятельности

Дата публикации: 2020-08-26 16:32:37
Статью разместил(а):
Зевакина Диана Алексеевна

Особенности использования форм государственного стимулирования инвестиционной деятельности на предприятии в условиях пандемии

Características del uso de formas de incentivos gubernamentales para las actividades de inversión en la empresa frente a una pandemia

 

Автор: Зевакина Диана Алексеевна

ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», Калининград, Россия.

E-mail: di.dudnikova@gmail.com

Zevakina Diana

Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russia.

E-mail: di.dudnikova@gmail.com

 

Руководитель: Голощапова О.С.

к.э.н. доцент кафедры ОиКФ ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», Калининград, Россия.

 

Аннотация: В статье рассмотрены формы государственного стимулирования инвестиционной деятельности предприятий. Проведен анализ форм и их группировка по классификационному признаку. Сделан вывод о необходимости использования дополнительных инструментов государственного стимулирования в период пандемии.

Abstract: The article considers forms of state incentives for investment activities of enterprises.  The form was analyzed and grouped according to the classification. It is concluded that additional public stimulus tools should be used during the pandemic.

Ключевые слова: государственное стимулирование, инвестиционная деятельность, пандемия.

Keywords: government incentives, investment activities, pandemic.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

В настоящее время стимулирование  со стороны государства играет достаточно важную роль, особенно в инвестиционной деятельности. Одной из основных задач государства в области инвестиционной деятельности является их стимулирование финансовыми, налоговыми, экономическими формами и методами. Эффективное использование данного инструмента требует детального изучения.

В таблице 1 приведено понятие «государственное стимулирование».

Таблица 1. Характеристика понятия государственное стимулирование.

Источник/ автор

Определение

Словарь экономических терминов / Бичик С.В. , Даморацкая А.С. , Даморацкая И.В.. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 272 с.[2] 

Государственное стимулирование – поощрение деятельности национальных предприятий-экспортеров. К основным средствам С.э. относятся: государственное субсидирование, льготное кредитование и страхование экспорта, валютная политика, ввоз и вывоз капитала, налоговые льготы экспортерам, их транспортное обеспечение, информирование и консультированное руководства предприятий, дипломатическая поддержка экспортеров, государственная политика развития экспортной базы, подготовка кадров для внешней торговли

Словарь современных экономических терминов / А.И. Базылева, - Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. - 176 с. [3] 

 

Государственное стимулирование – сокращение участия государства в производственном процессе, когда вместо финансирования государственных предприятий осуществляется государственное финансирование частных предприятий и общественных некоммерческих организаций в виде субсидий и налоговых льгот.

Большой экономический словарь / Борисов А.Б.. – М.: Книжный мир : 2003 - 895 с. [1]

Государственное стимулирование - экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование.

 

Государственное стимулирование – это участие государства в деятельности предприятий, путем инвестирования и субсидирования, а так же предоставления льгот.

 

Рисунок 1 - Формы стимулирования инвестиционной деятельности предприятий.

К финансовым формам стимулирования инвестиционной деятельности предприятий  относится (фрагментарно, рассмотрим некоторые):

- По мнению А.Е. Токара инвестиции предполагают вложение капитала в финансовые инструменты, роль которых в инвестиционных процессах обычно выполняют ценные бумаги, с целью получении дополнительного дохода, например, в форме дивидендов. Финансовые инвестиции могут быть ориентированы на долгосрочную перспективу или носить спекулятивный характер.

- По мнению Л.И. Юзвовича – инвестиции в денежные активы, финансовые инструменты (ценные бумаги).

- В соответствии с ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем развития финансового лизинга в Российской Федерации, создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

К экономическим формам стимулирования инвестиционной деятельности предприятий  относится:

- По мнению В.С. Балабанова имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом (секреты производства, лицензии, товарные знаки, сертификаты, права землепользования и др.).

- По мнению А.Е. Токара инвестиции направлены на создание, развитие и увеличение стоимости активов, связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В основном, это вложения в основные фонды, то есть в здания, сооружения, машины и оборудование со сроком полезного использования более одного года, и в оборотные активы. Объектами инвестиций в данном случае выступают основные средства, недвижимое имущество, материально-производственные запасы и нематериальные активы.

- В соответствии с ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности, предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

К налоговым формам стимулирования инвестиционной деятельности предприятий  относится:

- по мнению М.Д. Абрамова применение налоговых льгот и скидок, которое может обеспечить предприятию сохранность полученных финансовых накоплений в ходе финансово-хозяйственной деятельности и финансирование ее расширения, новых инвестиций за счет увеличения собственных источников финансирования капитальных вложений;

- по мнению Н.И. Иванова это многообразие форм, методов и объектов налогообложения, которые выступают одним из наиболее гибких способов привлечения дополнительных ресурсов для активизации инновационной деятельности;

- в соответствии с ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений.

Таким образом, анализ фундаментальных научных трудов российских и зарубежных экономистов позволил обобщить формы стимулирования инвестиционной деятельности предприятий.

В рамках научного исследования, были проанализированы и сгруппированы по формам меры государственного стимулирования инвестиционной деятельности предприятий, принятые правительством в период пандемии.

В исследовании была предложена их группировка по анализируемым формам, а также выявлена их причастность к стимулированию инвестиционной деятельности, так как часть мер не носит стимулирующий характер.

Таблица 2. Формы государственного стимулирования инвестиционной деятельности в период пандемии.

Наименование формы

Вид формы

Условия предоставления

Требования и условия

Финансовые

Субсидия на сохранение штатной численности

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576

Российские организации и индивидуальные предприниматели (в том числе без наемных работников), которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства и отвечающие определенным условиям 

Субсидия предоставляется в мае 2020 года за сохранение численности работников в апреле 2020 года и в июне 2020 года — за сохранение численности работников в мае по сравнению с мартом 2020 года.

Заявление можно было заполнить на сайте ФНС России.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 

Субъекты малого и среднего предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, отвечающие определенным условиям, в том числе, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров

Субсидия предоставляется единоразово (с 15 июля по 15 августа 2020 г.) на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в 2020 году.

Заявление можно заполнить на сайте ФНС России.

Экономические

Отсрочка арендных платежей

- ст. 19 ФЗ от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Постановление Правительства № 439 от 03.04.2020 (требования к условиям и срокам отсрочки);

– Постановление Правительства № 443 от 03.04.2020 (перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, с указанием ОКВЭД)

Отсрочка по уплате арендных платежей распространяется на государственное, муниципальное и частное имущество (за исключением жилых помещений)

Воспользоваться отсрочкой могут организации и ИП, осуществляющие деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, социально ориентированные некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг по аналогии с субъектами малого и среднего бизнеса

– оплатить отсроченную задолженность арендаторы смогут в течение 2 лет, то есть в период с 1 января 2021 года по 1 января 2023 года (поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает половину ежемесячной платы по договору аренды).

– владельцу недвижимости запрещено вводить дополнительные платежи в связи с предоставлением отсрочки и применять к арендатору штрафы или другие меры ответственности за несоблюдение порядка и сроков оплаты.

– также арендодателям рекомендовано снизить размер арендной платы по соглашению с арендатором. Например, если предприниматель арендует помещение под салон красоты, но не принимает в нём клиентов из-за мер, введённых для предотвращения распространения коронавируса.

Льготы по арендной плате и выкупу имущества

Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ

Распоряжение от 19 марта 2020 года № 670-р

Воспользоваться отсрочкой могут организации и ИП, осуществляющие деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, социально ориентированные некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг по аналогии с субъектами малого и среднего бизнеса

 

Для получения отсрочки нужно заключить дополнительные соглашения, на которые даётся три рабочих дня после обращения предпринимателей

Налоговые

Снижение тарифов по страховым взносам, мораторий на рост взносов ИП

Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ

 

Для предпринимателей, выплачивающих заработную плату, будет снижен тариф по страховым взносам с 30 до 15%. Пониженный тариф будет распространяться только на ту часть заработной платы, которая превышает МРОТ

Индивидуальные предприниматели, малый бизнес и микропредприятия

Расчет заполняется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@. По общему правилу заполнять его следует в том же порядке, что и другим лицам, применяющим пониженные тарифы

Продление сроков уплаты налогов

Правительства РФ от 02.04.2020 N 409

Это дополнительная мера поддержки для организаций и ИП, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

- по состоянию на 1 марта 2020 г. включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

- осуществляют деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях распространения COVID-19. При этом ОКВЭД, зафиксированный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), должен соответствовать основному виду деятельности организации (ИП).

Предлагается два вида отсрочки:

- автоматическое продление срока уплаты налогов, взносов (на 3-6 месяцев в зависимости от вида) для отдельных налогоплательщиков.

- долгосрочная отсрочка (рассрочка), которая предоставляется по заявлению налогоплательщика. Она предусмотрена Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).

 

Таблица 3. Формы государственного стимулирования инвестиционной деятельности в период пандемии в Калининградской области.

 

Наименование формы

Вид формы

Условия предоставления

Требования и условия

Финансовые

Займы субъектам деятельности в сфере промышленности, пострадавших от пандемии коронавируса

Стандарт «Условия и порядок предоставления займов субъектов деятельности в сфере промышленности, пострадавших от пандемии коронавируса» СФ-12 №24 от 09.04.2020г

1. Отсутствие процедуры банкротства или ликвидации

2. Заявитель является субъектом деятельности в сфере промышленности, пострадавшим от пандемии коронавируса, согласно Приложению 1 Стандарта.

Обеспечение:

1.  Поручительство – конечного(ых) бенефициара(ов), учредителей (доля участия более 25%).

2. Залог предоставляется в объёме не менее суммы займа и процентов, подлежащих начислению за весь срок пользования.

Для получения поддержки в виде льготного займа необходимо предоставление пояснений о причинах и размерах понесенных или потенциальных убытков с приложением подтверждающих документов.

Экономические

Предоставление поручительства

Порядок и условия предоставления поручительств Фондом «Гарантийный фонд Калининградской области» №03/2020 от 20.04.2020

На получение поручительства Гарантийного фонда могут претендовать субъекты малого и среднего предпринимательства Калининградской области, обладающие устойчивым финансовым состоянием и имеющие решение Кредитора о согласии на предоставление Финансирования, но не располагающие достаточным обеспечением.

Величина поручительства, предоставляемого за счет средств Гарантийного фонда, не может превышать 70% от суммы основного долга по Финансовому обязательству

Заемщик самостоятельно обращается к Кредитору за получением Финансирования.

При согласии Заемщика привлечь в качестве обеспечения Поручительство Гарантийного фонда, Кредитор направляет в Фонд подписанную Заемщиком и согласованную Кредитором заявку на предоставление поручительства.

Налоговые

Отсрочка по уплате налогов для арендодателей

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 699

Арендодатель может быть включен в указанный перечень на основании представленного в уполномоченный орган заявления если:

— код основного вида деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 марта 2020 года, соответствует коду 68.2 «Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом»;

— налогоплательщику принадлежит на праве собственности торговый объект недвижимого имущества.

Арендодатели смогут получить отсрочку на 6 месяцев по уплате отдельных налогов и авансовых платежей по ним.

Мера поддержки доступна тем, кто предоставил пользователю помещения отсрочку по арендной плате. Кроме того, арендодатель должен быть собственником недвижимости, а его основной вид деятельности – соответствовать коду ОКВЭД 68.2 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом».

Отсрочка не распространяется на НДС, НДПИ, акцизы и страховые взносы.

Заявление и комплект документов для включения в перечень можно направить в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области.

 

Таким образом, только часть форм государственного стимулирования инвестиционной деятельности предприятий можно отнести к формам стимулирующего характера, такие как: отсрочка по налогам, снижение страховых взносов, снижение арендной платы.

Следовательно, необходимо разработать и предложить формы государственной поддержки, которые позволят не только сохранить эффективность деятельности, но и будут направлены на дальнейшее развитие предприятия.

 

Литература:

1. Словарь экономических терминов / Бичик С. В., Даморацкая А. С., Даморацкая И. В. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 272 с.

2. Словарь современных экономических терминов / А.И. Базылева. - Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. - 138 с. 

3. Абрамов М.Д. Налоговое регулирование эффективное средство ускорения развития экономики // Налоговые споры: теория и практика. 2017. №4. 

4. Иванова Н.И. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Иванова Н.И. М.: ИМЭМО РАН, 2018. 

 

. . . . . . .