Механизм выбора поставщиков в сфере ГОЗ

Дата публикации: 2020-07-28 16:04:24
Статью разместил(а):
Кравченко Виктория Александровна

Механизм выбора поставщиков в сфере ГОЗ

Mechanism for selecting suppliers in the field of state defense order

 

Авторы:

Жмаева Ирина Витальевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов Национального исследовательского университета «МИЭТ», г. Зеленоград, Россия.

E-mail: IZhmaeva@yandex.ru

Irina Vitalievna Zhmaeva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Finance, National Research University "MIET", Zelenograd, Russia.

E-mail: IZhmaeva@yandex.ru

Кравченко Виктория Александровна

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Зеленоград, Россия.

E-mail: Vika_Sunnysmile@mail.ru

Victoria Alexandrovna Kravchenko

National Research University "MIET", Zelenograd, Russia.

E-mail: Vika_Sunnysmile@mail.ru

Аннотация: Эффективность управления государственным оборонным заказом связана с развитием конкуренции между исполнителями, прозрачностью проведения закупочных процедур с последующим выбором надежного и компетентного поставщика. В представленной статье изложены принципы и предложен механизм выбора надежного поставщика для предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ.

Abstract: The effectiveness of the management of the state defense order is associated with the development of competition between the executors, the transparency of the procurement procedures, followed by the selection of a reliable and competent supplier. The presented article sets out the existing criteria and creates a mechanism for selecting a reliable supplier for enterprises that fulfill the state defense order.

Ключевые слова: гособоронзаказ, поставщик.

Keywords: state defense order, supplier.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

На сегодняшний день завершается реализация Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, целью которой было обеспечение поддержания необходимого уровня оснащения Вооруженных сил современным вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ). В условиях жестких финансовых ограничений особое внимание уделяется цене, качеству и своевременности поставок товаров, работ и услуг в рамках выполнения определенного вида контракта на закупку продукции для нужд Министерства Обороны РФ – государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ).  

Правовой основой управления ГОЗ служит Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1482 "О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта". На сайте Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) в конце февраля 2020 г. была опубликована презентация и законопроект с планируемыми поправками по реформированию № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. Согласно законопроекту, ФАС предлагает внести изменения для упрощения порядка закупок, в частности в тексе рассматриваются такие вопросы, как введение рейтинга деловой репутации потенциальных поставщиков, установление единого подхода квалификационных требований участникам, что говорит об актуальности выбранной темы исследования.  

Эффективность управления ГОЗ связана с развитием конкуренции между исполнителями, прозрачностью проведения закупочных процедур с последующим выбором надежного и компетентного поставщика, т.е. с совершенствованием системы закупочной деятельности в рамках выполнения государственных контрактов. Однако, не смотря на существующую правовую базу, как показывает практика, на сегодняшний момент проблема поиска и выбора надежного и компетентного исполнителя все еще остается актуальной. В связи с чем возникает необходимость разработки механизма выбора поставщиков (исполнителей) в сфере ГОЗ.

Поскольку заключение договора в рамках исполнения ГОЗ необходимо в целях формирования страхового запаса продукции, материалов и комплектующих изделий длительного цикла изготовления, продолжительность работ по созданию новых образцов ВВСТ связана с фактором неопределенности. Рассмотрим более подробно особенности, с которыми сталкивается предприятие-исполнитель ГОЗ (соисполнитель) при осуществлении закупочной деятельности:

1) Трехуровневая система законодательного регулирования. Подразумевается, что предприятие, выполняющее ГОЗ получает заказ от Госзаказчика в рамках 44-ФЗ (Министерство Обороны РФ), головной исполнитель (предприятие ОПК, с которым подписывается контракт на выполнение ГОЗ), являясь – предприятием ОПК с госучастием, работает в рамках 223-ФЗ и исполнитель (предприятие, с которым заключает договор, головной исполнитель) вынужден вести свою деятельность соблюдением требований 223-ФЗ и 275-ФЗ. 

2) Стратегическая и финансовая неустойчивость, связанная с недостаточным финансированием ГОЗ. Подразумевается, что в связи с недостатком финансовых ресурсов закупочные процедуры не проводились и производство простаивало.  

3) Сложность в соблюдении баланса между развитием кооперационных связей и развитием свободной конкуренции. 

4) Необходимость в соблюдении баланса между качеством и конкуренцией. При проведении конкурентных процедур, таких как запрос котировок или аукцион, выбор исполнителя осуществляется по критерию наименьшей цены, что открывает доступ к участию для недобросовестных исполнителей.

5) Сложности осуществления банковского сопровождения с учетом использования отдельных и лицевых банковских счетов.

6) Необходимость квалифицированного штата работников отдела закупок.

7) Несостоявшиеся процедуры закупки. В практической деятельности процедура может быть признана несостоявшейся, если в ходе проведения не будет подано ни одной заявки от участников, либо будет подана одна заявка, в последнем случае конкурентная среда не создается. 

8) Временной разрыв между заключением контракта и началом реальных работ по гособоронзаказу. Поскольку при выполнении ГОЗ действует вертикальная цепочка соисполнителей, то головной исполнитель начинает проводить закупочные процедуры и выбирать своих соисполнителей только после победы в закупке Госзаказчика. 

9) Административная ответственность за ненадлежащее исполнение ГОЗ в соответствии с. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.

Рассмотренные выше особенности, с которыми сталкивается предприятие-исполнитель, существенно влияют на закупочную деятельность предприятий, участвовавших в цепочке исполнения ГОЗ, конечная цель которых лежит в выработке условий для обеспечения потребностей Гензаказчика в продукции в полном объеме и в соответствии со сроком исполнения ГОЗ. Кроме того, поставляемая продукция должна соответствовать требуемым показателям качества, надежности и цены при обеспечении целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.  Для осуществления данной цели необходимо создание механизма поиска и выбора надежного и компетентного исполнителя, который бы способствовал повышению эффективности деятельности поставщиков, снижению рисков и предотвращал случаи необоснованного ограничения конкуренции. Однако, как показывает практика, организационно-правовые механизмы, призванные обеспечить эффективную деятельность исполнителей ГОЗ, разработку и поставку ВВТ, нуждаются в детализации.

В тексте Федерального закона "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ освещаются права и обязанности Головного исполнителя и исполнителя ГОЗ, но не содержатся критерии выбора надежного и компетентного исполнителя.

Документом, призванным уточнить и дополнить ФЗ № 275, стал приказ Правительства РФ №1482 "О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта". Приказ содержит требования к участникам торгов в рамках ГОЗ с перечнем документов, предоставление наличия которых позволяют Государственному заказчику не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта. Однако данные критерии не позволяют всесторонне убедиться в благонадежности исполнителя, так как не являются конкретными и измеримыми. Поэтому критерии оценки добросовестного исполнителя должны обладать следующими свойствами: 

· Полнота характеристики анализируемого объекта – критерии должны с разных сторон оценивать состояние объекта исследования.

· Доступность – проверка благонадежности исполнителя не должна требовать информации, которая может являться коммерческой тайной предприятия, а напротив, эта информация должна содержится в доступных формах отчетности.

· Оптимальность – набор показателей, варьирующихся в пределах оптимальных значений по отрасли, должен характеризовать состояние предприятия по различным критериям.

· Измеримость – должна обеспечиваться возможность оценки каждого показателя.

Рассмотрим минимальные требования, предъявляемые к потенциальному поставщику ГОЗ, участвующему в конкурентной процедуре закупки (см. Таблицу № 1):

Таблица №.1.

Критерии оценки контрагентов:

Наименование критерия допуска

Информационный источник

Бал

1. Обязательные требования, предъявляемые к участникам

Участник закупки должен обладать всеми допусками и лицензиями, которые необходимы в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения предмета закупки. 

Указывается как обязательный критерий к участию в торгах в заявке

30

Участник не должен находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей)

Деятельность участника не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Участник не должен быть признан по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом)

Отсутствие судимости у участника закупки - физического лица, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также к указанным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющимися объектом осуществляемой закупки, и административное наказание в виде дисквалификации

Отсутствие информации об участнике (о лице, правопреемником которого является участник), а также информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного  исполнительного органа участника закупки – юридического лица, в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных федеральными законами от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Участник закупки должен быть квалифицирован в системе менеджмента качества предприятий

Участник закупки удовлетворяет требованиям, изложенным в Положении о закупке предприятия-Заказчика и документации к закупке 

Участник закупки не должен иметь недоимки или задолженности по налогам, сборам  в бюджеты системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период [2] 

2. Анализ учредительной информации 

Возраст предприятия  

- Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо копия такой выписки, полученная не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении закупочной процедуры или не ранее внесения изменений в соответствующий реестр в случае, если изменения были внесены позднее, чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении закупочной процедуры; копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупочной процедуры.

- Устав предприятия.

- Порталы по проверке на   аффилированность участников торгов. 

5

Размер уставного капитала 

10

Аффилированность учредителей

 

5

3. Анализ репутации компании 

Опыт выполнения аналогичных договор

Справка о выполнении аналогичных договоров, предусмотренных документацией Заказчика с НМЦ, не превышающей НМЦ установленную в извещении и документации к осуществляемой закупочной процедуре.

10

Информация о задолженностях 

Копию справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, сформированную на дату не ранее чем за 2 месяца до даты размещения извещения о закупке в ЕИС, подписанную и скрепленную печатью налогового органа либо подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица налогового органа. В случае наличия недоимки по налогам и сборам - справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей, сформированная на дату не ранее чем за 2 месяца до даты размещения извещения о закупке в ЕИС, подписанную и скрепленную печатью налогового органа, либо подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица налогового органа

5

Судебная деятельность  

Портал «СПАРК»

5

4. Финансовый анализ

Рентабельность активов 

Проводится на основе расчета финансовых показателей по данным баланса предприятия (ф. № 1), отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), приложения к балансу (ф. № 5).

5

Рентабельность используемого капитала – собственного и долгосрочных займов

5

Норма прибыли в выручке или коммерческая маржа

5

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) 

5

Коэффициент концентрации собственного капитала в итоге баланса компании

5

Соотношение темпов приросла

10

ИТОГО:

100

 

Итоговая оценка потенциального исполнителя определяется с учетом возможных отклонений максимально возможного балла.

Используя полученный коэффициент, можно составить эмпирическую шкалу показателя итоговой оценки:

· от 0,3 до 0,45 баллов (низкий коэффициент) – присутствует значительный экономический и репутационный риск

· от 0,45 до 0,7 баллов (средний коэффициент) – средний риск;

· от 0,7 до 1,00 баллов (высокий коэффициент) – минимальный риск. с высокой долей вероятности можно утверждать, что предприятие благонадежно.

Рассмотрев существующие критерии и особенности для головного исполнителя ГОЗ при выборе поставщика структурируем данные и построим алгоритм выбора поставщика при проведении конкурентных и неконкурентных способах закупок (рис. 1).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что организационные механизмы управления государственным оборонным заказом, критерии выбора исполнителей должны быть разнообразными, гибкими, позволяющими комплексно оценить финансовую составляющую, убедиться в благонадежности контрагентов. Предложенный в работе механизм выбора поставщиков в сфере ГОЗ может использоваться для принятия обоснованных решений в ходе проведения конкурсных процедур.

503 01

 

Список литературы:

1. Кандыбко Н.В. Экономические аспекты выбора исполнителей государственного оборонного заказа // Аудит и финансовый анализ. – 2010. –  №4. – С. 1-5.