Факторы повышения прибыли

Дата публикации: 2020-06-25 07:30:31
Статью разместил(а):
Филатов Александр Владимирович

Факторы повышения прибыли 

Factors for increasing profits

 

Автор: Филатов Александр Владимирович

Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия.

E-mail: aleksandr.filatov2012.71@ya.ru

Filatov Alexander Vladimirovich 

Tula branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula, Russia.

E-mail: aleksandr.filatov2012.71@ya.ru

  

Аннотация: На изменение прибыли оказывают влияние две группы факторов: внутренние и внешние. Внутренние факторы изменения прибыли делятся на основные и неосновные. В группе основных факторов важнейшими являются: валовой доход и доход от продажи товаров (работ, услуг), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции.

Abstract: Two groups of factors influence the change in profit: internal and external. Internal factors of profit change are divided into main and non-main ones. In the group of main factors, the most important are: gross income and income from the sale of goods (works, services), the cost of production, the structure of products and costs, the amount of depreciation, the price of products.

Ключевые слова: управление прибылью предприятия, экономические методы, рыночная экономика, факторы прибыли,  планирование прибыли.

Key words: enterprise profit management, economic methods, market economy, profit factors, profit planning.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Главным источником денежных накоплений организаций является доход от продажи товаров, а конкретно та часть, которая остается за минусом расходов на трудовые, материальные и другие денежные затраты, связанные с производством и реализацией данных товаров. В условиях кардинального изменения управления экономикой показатель дохода от реализации продукции является одним из важнейших показателей деятельности организаций. Этот показатель придает интерес трудовым коллективам не только в увеличении объема выпускаемой продукции, но и в росте объема реализованной продукции. Следовательно, необходимо производить такую продукцию, которая сможет отвечать требованиям потребителей и пользоваться спросом на рынке [2].

К неосновным факторам можно отнести факторы, которые связаны с нарушением хозяйственной дисциплины, например, ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству товаров, другие нарушения, приводящие к штрафам и экономическим санкциям.

Внешние факторы, влияющие на прибыль организации, характеризуются социально-экономическими условиями, ценами на производственные ресурсы, уровнем развития внешнеэкономических связей, транспортными и природными условиями.

Поэтому нужно анализировать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов продаж. Следовательно, показатель дохода от реализации продукции соответствует требованиям коммерческого расчета и, главным образом, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

Заинтересованность фирм в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, влияет на величину прибыли, которая находится в прямой зависимости от объемов продаж этой продукции.

Прибыль представляет собой важнейший показатель, который указывает на финансовый результат деятельности организации и повышение суммы прибыли вызывает интерес у всех участников производства. Прибыль является показателем экономического эффекта, а не эффективности, поскольку абсолютная сумма прибыли не дает судить об отдаче вложенных инвестиций. Тем не менее, анализ динамики валовой прибыли, темпов ее роста и прироста, факторов, оказывающих влияние на размер прибыли, себестоимости, выручки представляет существенный интерес. Из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой прибыли можно достать очень интересную информацию. Увеличение доли чистой прибыли говорит об оптимальном размере уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективной деятельности [1].

Прибыль от продажи товаров имеет наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли фирмы. Ее размер устанавливается под влиянием таких факторов, как себестоимость, объем реализации продукции и уровень действующих цен. Рассмотрим, как воздействуют факторы на динамику прибыли от реализации продукции, приведенные в табл.1.

Таблица 1

Воздействие разных факторов на динамику прибыли от продажи продукции [4]

Наименование фактора 

Характеристика воздействия

Объем сбыта товаров (работ, услуг)

Проявляет положительные и отрицательные воздействия на величину прибыли. Повышение объема сбыта рентабельной продукции служит причиной соразмерному росту прибыли. Однако, если при повышении объема сбыта продукции следует снижение величины прибыли, значит продукция не выгодна.

Структура товарной продукции (работ, услуг)

Проявляется как в положительных, так и отрицательных воздействиях на величину прибыли. Если доля рентабельных видов  продукции растет в общем объеме ее реализации, значит и величина прибыли увеличится. Если же растет доля нерентабельной продукции, то общий размер прибыли снизится

Себестоимость

Себестоимость и прибыль существуют в обратно пропорциональной зависимости

Уровень среднереализационных цен

Изменение уровня среднереализационных цен и размер прибыли существуют в прямо пропорциональной зависимости

 

Важнейшим из этих факторов является себестоимость. Себестоимость товаров (работ, услуг) отражает все издержки организации на производство и сбыт продукции, такие как стоимость природных и трудовых ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов и других расходов по эксплуатации.

Важным фактором, который оказывает влияние на размер прибыли от продажи товаров (работ, услуг) является изменение объема производства и реализации продукции. Снижение объема производства в современных экономических условиях, исключая ряд противодействующих факторов (например, увеличение цен), непременно повлечет за собой снижение суммы прибыли. Поэтому следует необходимость установления обязательных мер по обеспечению увеличения объема производства продукции на базе технического обновления и роста эффективности производства [3].

Размер прибыли зависит от объема продажи продукции при прочих равных условиях прямо пропорционально. Поэтому важное значение в рыночных условиях принимает показатель изменения остатков нереализованной продукции. Чем выше этот показатель, тем меньше прибыли получит фирма. Размер нереализованной продукции обусловлен некоторыми причинами, зависящими от текущей рыночной конъюнктуры, производственной и коммерческой деятельности организации и условиями сбыта товаров ( работ, услуг).

Основные факторы, которые оказывают влияние на снижение затрат и увеличение объема представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные факторы, влияющие на снижение затрат и увеличение объема продаж [1]

Показатели

 

Факторы

Требующие менеджмента

Связанные с возможными 

резервами 

Увеличение объема продаж

Гибкое производство, которое допускает регулярный рост его объема, своевременное обновление выпускаемой продукции, расширение номенклатуры товаров (работ, услуг). Оптимизация цен и ценообразования. Соблюдение заключенных договоров. Обеспечение лучшего качества товаров (работ, услуг). Периодическое переоценивание политики коммерческого кредитования

Захват и изучение новых  рынков сбыта.

Рациональная деятельность организации по сбыту продукции.

Расширение дилерской сети

Снижение затрат предприятия

Получение подходящего уровня производительности труда. Оптимизация переменных издержек организации. Обеспечение подходящей оборачиваемости средств организации, в первую очередь оборотных средств и их источников.

Оптимизация постоянных издержек предприятия, таких как общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие издержки. Оптимизация структуры капитала организации, собственного и заемного капитала. Введение управленческого учета, улучшение бюджетной системы

Уменьшение уровня запасов. Ликвидация различных потерь и непроизводительных издержек

 

К главным факторам, способствующим оказывать влияние на рост уровня рентабельности в организациях имеют отношение:

- увеличение объема производства товаров (работ, услуг), уменьшение себестоимости продукции, увеличение суммы прибыли, рациональное применение фондов;

- система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и прочие носители основных производственных фондов;

- определение и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, готовой продукции и незавершенного производства.

Для того чтобы достичь высокого уровня рентабельности нужно регулярно и постепенно вводить передовые достижения науки и техники, рационально применять трудовые ресурсы и производственные фонды. Способы нахождения рентабельности четко отображают, что уровень рентабельности и его изменение тесно связаны с ценами на товары [4].

 

Литература:

1. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Ю.И. Грищенко, Л.В. Овешникова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 651 с.

2. Суслова Ю.Ю. Прибыль предприятия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю. Ю. Суслова, Н. Н. Терещенко. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 120 с.

3. Волков В.П. Экономический анализ / под ред. О.И. Волкова и О.В.Девяткина. – М.: Инфра-М, 2018. – 601 с.

4. Экономический анализ: теория и практика / под. ред. Е.С.Стояновой.- М: Перспектива, 2017. - 656 с.