Товарно-материальные потоки в условиях карантинных ограничений

Дата публикации: 2020-06-23 14:01:30
Статью разместил(а):
Шачнев Алексей Александрович

Товарно-материальные потоки в условиях карантинных ограничений

Commodity flows under quarantine restrictions

 

Автор: Шачнев Алексей Александрович

e-mail: shachnev@ro.ru

Shakhnev Alexey

e-mail: shachnev@ro.ru

 

Аннотация: В статье изложены основные проблемы грузоперевозок, с которыми столкнулись участники логистических цепочек в результате распространения коронавируса.

Abstract: The article describes the main problems of cargo transportation faced by participants in logistics chains as a result of the spread of coronavirus.

Ключевые слова: грузоперевозки, карантин, транспортировка.

Keywords: cargo transportation, quarantine, coronavirus.

Тематическая рубрика: экономика и финансы.

 

Распространение коронавируса 2020-го года сломало привычный уклад жизни миллионов людей по всему миру и нарушило существующие бизнес-цепочки. Одной из первых отраслей экономики, пострадавших от COVID-19, является логистический сектор.

Проблемы грузоперевозок стали проявляться с самого начала года, когда многим импортёрам, как в России, так и за рубежом, пришлось пересматривать свои цепочки поставок, в связи с остановкой производства из-за карантина, объявленного властями Китая. В частности, многим компаниям пришлось в срочном порядке искать новых поставщиков и прибегать к новым способам доставки, что, безусловно, повлекло за собой изменение сроков и стоимости транспортировки. По мере глобального распространения коронавируса, проблемы транспортного сектора стали усугубляться. Не обошли они и российский логистический бизнес (рисунок 1)

Несмотря на то, что в феврале Китай начал снова запускать свои производства, возможности доставки произведенных товаров оказались существенно ограниченными. Из-за срывов в сроках поставок многим импортерам пришлось снижать долю мультимодальным перевозок за счет увеличения доли доставок воздушным транспортом. Однако по причине карантинных мероприятий большинство авиакомпаний сократили свое присутствие в сфере доставок из Китая.  В следствие данного обстоятельства пропускная способность авиатранспорта на данном направлении также уменьшилась, что привело к существенному росту транспортных тарифов авиаперевозок оставшихся подрядчиков. При этом время ожидания груза также возросло из-за нехватки транспорта.

Несмотря на рост грузооборота, доставляемого воздушным транспортом, именно авиакомпании считаются наиболее пострадавшими в результате карантинных ограничений. По оценкам экспертов потери авиакомпаний и аэропортов на начало июня 2020 года составляют около 270 млрд. рублей. Причина такого парадокса кроется в структуре издержек авиакомпаний и аэропортов – большая их часть представлена постоянными затратами. А значит, все эти компании функционируют в условиях действия высокого значения силы воздействия операционного рычага. Иными словами, даже небольшое снижение выручки губительно для таких компаний. Выручка, безусловно, упала из-за снижения пассажиропотока и навряд ли достигнет прежних значений быстро после отмены карантинных ограничений. Более того, заместить выпадающие доходы от снижения пассажиропотока новыми поступлениями от грузоперевозок возможно далеко не в полной мере. Сейчас, по мере усугубления экономического положения бизнеса в Российской Федерации, многие заказчики соглашаются на задержки в поставках в пользу снижения их стоимости, и таким образом постепенно происходит переход в пользу наземных и водных видов транспорта.  

Автомобильные транспортировки также пострадали, правда несколько по другим причинам. Большинство заказчиков автомобильных грузоперевозок внутри России столкнулись с сокращением товарооборота в период с марта по июнь в связи с закрытием на карантин огромного количества предприятий сферы торговли и общественного досуга. Данный факт моментально отразился на доходах автоперевозчиков из-за снижения грузопотока. Помимо этого, существенно увеличились сроки международных авто транспортировок в связи с ростом продолжительности проверок на границах. В некоторых случаях водителей грузовиков заставляли придерживаться двухнедельного карантина после прохождения проверки на границе. Однако быстро восполнить выбывающих водителей у транспортных компаний нет возможностей.

В очень рискованной ситуации оказались владельцы небольших компаний-перевозчиков. Запаса прочности при нерегулярном поступлении денежных средств в случае простоя из-за карантина и возникновении кассовых разрывов у таковых перевозчиков хватит месяца на два.

Еще одним фактором сокращения объемов перевозок автотранспортом является падение платежеспособного спроса населения. Многие домохозяйства Российской Федерации перешли на режим жесткой экономии по причине сокращения своих доходов в условиях карантина. Из-за этого грузооборот также упал.

Правда, некоторые эксперты отмечают и положительные моменты в сложившейся ситуации. Например, сроки доставки грузов из Европы несколько сократились. Это связано как с сокращением объемов грузоперевозок, так и с увеличением пропускной способности европейских автомобильных магистралей – во время карантина они стали практически пустыми.

Морские перевозки также подвернулись негативному воздействию коронавируса. Логистические цепочки, работающие на трейде «Азия – Европа», отменили большое количество рейсов

Компаниям приходится перебронировать контейнерные перевозки на более поздние даты. Кроме того, упала активность в сотрудничестве, появились задержки с получением информации о статусах различных перевозок от тех агентов по миру, которые вынужденно не выходят на работу или работают дистанционно из-за вируса

По причине спроса на товары разных категорий сокращаются провозные возможности у сектора морских контейнерных перевозок. Возникает дисбаланс свободного оборудования (пустых контейнеров) по странам: нехватка в одних и излишек в других. Судовладельцы ставят суда на прикол до возобновления спроса на контейнерные перевозки.

Однако уже сейчас некоторые эксперты прогнозируют возобновление объемов перевозок текущим летом. Это связано с тем, что происходит обратный отток клиентов от железнодорожных перевозчиков к морским, так у первых стоимость транспортировки примерно в два раза выше, чем у последних.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в меньшем проигрыше от сложившейся ситуации оказались железнодорожные перевозчики. Мировым трендом является смещение грузопотока на ж/д транспорт. Однако даже железнодорожному сектору не удалось избежать убытков и падения перевозок, что наглядно показано в таблице 1.

Таблица 1. Динамика изменений объемов грузовых перевозок РФ, тыс. тонн. [2]

 Месяц

2017

2018

2019

2020

Темп роста 2020 года к 2019 году, %

Январь

61 055,60  

63 300,22  

65 896,30  

62 973,47  

95,56% 

Февраль

59 637,96  

61 550,12  

61 498,88  

63 034,89  

102,50% 

Март

68 309,71  

70 076,41  

70 647,23  

66 667,84  

94,37% 

Апрель

67 860,75  

70 603,71  

69 888,22  

62 886,30  

89,98% 

Май

69 923,77  

72 483,71  

70 062,28  

63 914,33  

91,23% 

Июнь

68 614,60  

70 758,54  

68 862,92  

 

 

Июль

70 671,34  

72 099,72  

72 078,99  

 

 

Август

71 575,98  

71 652,04  

71 348,37  

 

 

Сентябрь

69 158,45  

68 281,45  

68 856,32  

 

 

Октябрь

70 567,30  

70 611,34  

70 676,48  

 

 

Ноябрь

66 827,53  

67 323,27  

65 652,66  

 

 

Декабрь

66 827,53  

67 323,27  

65 652,66  

 

 

Январь

68 764,91  

68 421,83  

67 093,80  

 

 

Заметны две тенденции в изменении грузооборота на железнодорожном транспорте. Во-первых, происходит существенное падение объемов грузоперевозок в 2020-м году по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, традиционно к марту начинается рост грузоперевозок железнодорожным транспортом, однако в текущем году ничего подобного не наблюдается – грузоперевозки даже в мае находятся на уровне февраля.

Подводя итог, среди факторов, сказавшихся на проблемах организации товарно-материальных потоков Российской Федерации, можно выделить ограничение грузоперевозок в некоторых районах страны, снижение платежеспособного спроса и нехватку транспортных средств по отдельным географическим направлениям.

Безусловно, как и многие отрасли народного хозяйства, транспортный сектор нуждается в поддержке со стороны государства в нынешних условиях. В качестве мер такой поддержки можно рекомендовать органам государственной власти: введение налоговых каникул для мелких перевозчиков, так как именно они явились основными жертвами обстоятельств, а также заморозку лизинговых и кредитных платежей хотя бы на несколько месяцев, пока на рынке транспортных услуг не возникнет устойчивая тенденция к восстановлению.