Налог на самозанятых в Российской Федерации

Дата публикации: 2020-06-11 00:07:24
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Налог на самозанятость в Российской Федерации

Self-employment tax in the Russian Federation

 

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье анализируются проблемы введения налога на самозанятых в России.

Annotation: This article analyzes the problems of introducing a tax on self-employed in Russia 

Ключевые слова: Россия, налог, налоговое право, самозанятые.

Keywords: Russia, economy, tax, tax law, self-employed.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

История с самозанятыми выходит на новый виток своего существования, ведь проблема назревает ещё давно, и всё чаще возникают вопросы по поводу её нормативного регулирования. Все мы знаем нянь, домработниц, сиделок и особенно репетиторов. Обычно их работа складывается чаще в свободное время от случая к случаю, но в последнее время характер их деятельности приобретает регулярную основу. А это уже повод для размышления оценки их деятельности как трудовой, подразумевающей собой официальное трудоустройство. Размышления ведутся давно, ещё в 2010-ых годах в Правительстве РФ заговорили о доле занятых «непонятно чем», на тот момент это 38 млн россиян из 88 млн возможных. Проведя параллель с настоящим временем, мы получаем следующее – стремительно сокращается число жителей нашей страны, которые в состоянии трудиться, а доля граждан пенсионного возраста, наоборот растет. Возможно не зря, чтобы как-то решить этот дисбаланс, в 2018 году российское государство решило дать старт пенсионной реформе. После, с современной точки зрения, нужно проанализировать насколько много или мало стало трудоспособного населения.

К слову, со временем отчислений сокращающегося работающего населения будет не хватать для обеспечения нужд растущего числа пенсионеров. Статистика полностью подтверждает эти опасения. Например, в 2012 году в стране было 87 млн трудоспособного населения, число пенсионеров составляло 32 млн. Также в конце 2012 года после резкого повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в налоговых органах с учёта снялось более 700 тысяч ИП. И с тех пор с углублением экономического кризиса ситуация только усугублялась – по различным оценкам, россияне стремительно начали «уходить в тень». На сегодняшний день, доля граждан на пенсии уже составляет 37,3 млн человек, тогда как число работоспособных граждан снизилось до 82,2 млн человек, не говоря уже о вышесказанной доле занятых «непонятно чем». Это к слову, о самозанятых. В ходе существования данной проблемы, с точки зрения законодателя, нужно было определиться, кто есть кто: предприниматель или всё же гражданин является самозанятым.

Одновременно в параллельном направлении разрабатывалось несколько вариантов законопроекта:

В первом, подготовленный Министерством финансов, предлагал следующее: статус самозанятого гражданина мог быть предоставлен узкому кругу лиц, прежде всего репетиторам, работающим в сфере бытовых услуг – например, ремонт и уборка жилых помещений. Ведомственный план заключается во взимании налогов для индивидуальных предпринимателей по патентной системе — это единовременный платеж, который включит в себя 6% от предполагаемого годового дохода, а также страховые взносы в размере 23,8 тысячи рублей.

Во втором, уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил более либеральный вариант – ограничить общую стоимость патента суммой в 20 тысяч рублей, расширить перечень видов деятельности для самозанятых граждан – до 45 включительно, в том числе ремесленные специальности.

В конечном итоге, законопроект включил предложения бизнес-омбудсмена и Министерства финансов.

Теперь нужно четко определить так кто же такие эти «самозанятые»? В Налоговом кодексе РФ конкретного понятия самозанятому населению нет, там только указаны конкретные виды деятельности. Для более развернутого ответа на всё что связано с этим вопросом обратимся ко всем действительным официальным источникам РФ.

Самозанятое население – это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Указанный перечень лиц понятен, разве что нет конкретных ссылок так кто же эти «иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями»?

В 2019 году официальный перечень включил три вида деятельности:

· присмотр и уход за больными, детьми, лицами, достигшими возраста 80 лет, в том числе иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

· репетиторство;

· уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.

До 31 декабря 2019 года вышеуказанный перечень освобождался от уплаты налогов (страховых взносов) – получается самозанятым даны налоговые каникулы.

Также законодательно на местном уровне имеется право установить следующие виды иных услуг: для домашних, личных или же иных подобных нужд. Однако если заметить, не спешат расширить данный список и местные органы власти. Поэтому в принятый законопроект вошли самозанятые и предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории: Москвы, Московской и Калужской области, а также в Республике Татарстан. Эти лица смогут теперь в добровольном порядке перейти на новый специальный налоговый режим - «Налог на профессиональный доход».

Важно отметить, что данный налоговый режим начал действовать в качестве эксперимента, который будет реализован в срок с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года. Другие же субъекты РФ смогли добровольно вступать в пилотный проект лишь в 2020 году.

Так насколько это миф или реальность?

Пока идею с официальной регистрацией лиц самозанятых можно считать провальной. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что предложенные налоговые привилегии не смогли убедить граждан «выйти из тени». Так почему же на деле всё не так, как в законе? Попробуем поподробнее разобраться в ситуации с двух сторон и выделить основные моменты

Плюсы:

1. Признание дохода официальным, можно расценивать как основание получение кредита для себя, для развития своего дела или даже ипотеки.

2. Не нужно подавать деклараций и вести бухгалтерию.

3. Низкая налоговая ставка по доходам (при работе с физ.лицами – 4%,с юр.лицами – 6%) вместо, как минимум 13% за НДФЛ.

4. Не возникает вопросов и проблем в трудовом правоотношении, ведь самозанятый сам решает, когда и сколько ему работать

Минусы:

1. С течением времени поэтапно увеличивается налоговая нагрузка.

2. В плане доходности, если связывать свою деятельность только с юр.лицами (ставка отчислений – 6%,), а при наличии положительной динамики расширять деятельность, то ограничения для самозанятых будут мешать и нужно будет задуматься о смене своего статуса. К тому же ИП, находясь на УСН, имеет возможность исчислять для себя налог по той же налоговой ставке в 6% (Законами субъектов ставка может быть уменьшена до 1%) с учётом уплаты страховых взносов и при более выгодных ограничениях своей деятельности.

3. С учётом осознания граждан что им предоставляется возможность, своего рода свободы налоговых отчислений, вероятность игнорирования таковых будет в большинстве случаев, ведь для многих лиц данной категории самозанятость скорее не основной вид деятельности, а дополнительный. Значит, есть реальная возможность сэкономить на полученном дополнительном доходе.

Поэтому нынешние реалии не мотивируют, как и возможность остаться в будущем без пенсии, куда важнее содержать себя и семью сейчас.

Так что на сегодняшний день, остается только размышлять, насколько это нововведение себя оправдает. Первые выводы в большинстве регионов можно будет сделать по прошествии первого полугодия 2020 года. А пока, стоило бы посчитать свои доходы, может и Вам нужно оформить самозанятость?