Аудит бизнес-процессов организации

Дата публикации: 2020-05-26 08:58:00
Статью разместил(а):
Кривошеева Ксения Алексеевна

Аудит бизнес-процессов организации

Audit the organization's business processes

 

Автор: Кривошеева Ксения Алексеевна

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения, г. Новосибирск, Россия.

e-mail: xenia.krivoscheeva@yandex.ru 

Krivosheeva Ksenia

Siberian State University of Communications, Novosibirsk, Russia.

e-mail: xenia.krivoscheeva@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассмотрены основные понятия аудита и бизнес-процессов, а также изучение правил и основных этапов проведения аудиторской проверки, в случая, когда это необходимо.

Abstract: The article discusses the basic concepts of audit and business processes, as well as the study of the rules and the main stages of the audit, in case it is necessary.

Ключевые слова: аудит, бизнес-процесс, аудит бизнес-процессов, этапы аудита, внутренний аудит.

Keywords: audit, business process, business process audit, audit stages, internal audit.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

В современном обществе с развитием технологий и постоянным увеличением роста возникновения новых систем ведения и управления предприятиями, высшему руководству становится труднее следить за качеством организации производства в той или иной области деятельности. Качество организации производства напрямую зависит от качества построенных и функционирующих бизнес-процессов предприятия. Для оптимизации функционирования бизнес-процессов и дальнейшей работы предприятия в целом, вводится понятия аудита бизнес-процессов организации.

Бизнес-процесс – это цепочка логически связанных, периодически повторяющихся операций, в ходе которых ресурсы организации используются для переработки объекта (виртуально или физически). Иными словами, это некий отрезок работы предприятия с реальными, измеримыми результатами.

Все бизнес-процессы по своей структуре и содержанию делятся на два вида: основные и вспомогательные. Основными процессами являются те, с помощью которых организация осуществляет свой основной вид деятельности – всё, что помогает принести прибыль (к примеру, производство товаров или их продажа). К вспомогательным процессам относятся те процессы, которые предоставляют необходимые ресурсы для достижения основного вида деятельности, так называемые, внутренние функции предприятия/организации.

Внутренний аудит бизнес-процессов — это анализ всех видов деятельности компании: производственной, коммерческой, социальной. Его задача заключается в определении, насколько эффективно функционируют основные структурные подразделения фирмы и каналы передачи информации.

Проведение внутреннего аудита бизнес-процессов есть основа эффективной работы организации: чем выше качество и регулирование работы процессов, тем точнее происходит развитие предприятия и уменьшение количества возникающих проблем. Рентабельным будет всякий бизнес в условиях оптимальной работы.

Ключевым моментом является то, что у каждого предприятия/организации есть свой собственный список бизнес-процессов, ориентированный на специфику и организацию их деятельности. Бизнес-процесс позволяет контролировать процесс функционирования предприятия.

Аудитом, в свою очередь, называется проверка соответствия информационной системы правилам или стандартам, и удовлетворяет ли система потребностям менеджмента в реализации стратегии предприятия.

Аудит бизнес-процессов необходимо проводить в следующих случаях:

1. Внедрение на предприятии нового пакета документации какого-либо характера: будь то должностные инструкции или пакет по установлению нового программного обеспечения.  

2. Проведение планового аудита предприятия, обязательное проведение которого согласовано с установленным графиком, как правило, не реже одного раза в год.

3. Проведение внепланового аудита предприятия назначается высшим руководством или сотрудником, ответственным за тот или иной определенный бизнес-процесс, в случаях крупного сбоя на предприятии какой-либо функционирующей системы, наличию идей и предложений по оптимизации и улучшению существующих и устоявшихся на предприятии бизнес-процессов, а также в случаях наличия жалоб, поступающих от внутренних и внешних клиентов организации/предприятия.

Аудиторская проверка бизнес-процессов предприятия/организации является поэтапным проектом и представляет собой ревизию всех деловых процессов организации для выявления и последующего исправления упущений или пробелов.

Как правило, аудит состоит из четырех основных этапов (подготовительного этапа, предварительного обследования, основного и заключительного этапов), занимающихся описанием существующих-бизнес-процессов, изучением их структуры и оценкой их соответствия стратегии предприятия, оценкой рисков и поиском ключевых моментов оптимизации существующих бизнес-процессов, заканчивая  формированием мнения о степени эффективности аудируемого бизнес-процесса и его дальнейшей координацией.

Проверка выявляет наличие недостатков систем, функционирующих на предприятии, находит пробелы в этих системах и проверяет, насколько объективны те или иные механизмы работы внутри предприятия.

 

Литература:

1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под ред. В.В. Трофимова. - М.: Высшее образование, 2006. - 480  с.

2. Федоров Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита М.: Омега-Л, 2008. – 304 с.