Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Управление государственным кредитом в РФ и за рубежом: сравнительный анализ

Дата публикации: 2022-12-29 18:55:50
Статью разместил(а):
Романова Анастасия Алексеевна

Управление государственным кредитом в РФ и за рубежом: сравнительный анализ

Public Credit Management in the Russian Federation and Abroad: Comparative Legal Analysis

 

Автор: Романова Анастасия Алексеевна

Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: Romanova19980412@mail.ru 

Romanova Anastasiia Alekseevna

Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia  

E-mail: Romanova19980412@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье особое внимание отведено институту управления государственным кредитом как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, с целью сравнения данной деятельности с различных аспектов. Указываются государственные органы, на чью долю отводятся задачи и предоставляются полномочиям, позволяющие вести деятельность по управлению государственным кредитом. Объектами исследования выступают финансово-экономическим отношения, возникающим в Российской Федерации, а также в ряду развитых стран, занимающих ключевые места в мировой экономике, а именно: Соединенные Штаты Америки, Великобритания.

Annotation: In this article, special attention is paid to the institution of public credit management both in the Russian Federation and in foreign countries, in order to compare this activity from various aspects. State bodies are indicated, to whose share tasks are assigned and powers are granted, allowing them to carry out activities for the management of state credit. The objects of the study are the financial and economic relations that arise in the Russian Federation, as well as in a number of developed countries that occupy key positions in the world economy, namely: the United States of America, Great Britain.

Ключевые слова: государственный кредит, государственный долг, финансово-экономические отношения, облигация, эмиссия, регулирование рынка, дефицит бюджета.

Keywords: public credit, public debt, financial and economic relations, bond, emission, market regulation, budget deficit.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

Сравнительно-правовой анализ управления государственным кредитом в развитых странах позволяет выделить моменты, которые упущены в данном виде деятельности, осуществляемом в Российской Федерации. Имплементация мирового опыта позволяет выработать рекомендации по повышению эффективности, грамотности управлением государственным кредитом в Российской Федерации.

Услышав, либо прочитав слово «кредит» у среднестатистического человека сразу возникает паника и негативные чувства. Кредит воспринимается обычным человеком как какой непомерный груз, который требуется нести на протяжении нескольких лет и не ощущать достойной жизни.

Однако, кредит бывает разный, бывает и государственным, которым необходимо грамотно управлять. Исследование вопросов, связанных с управлением государственным кредитом, представляет повышенную актуальность по нескольким причинам: данные вопросы недостаточно изучены научными деятелями, в научных трудах не определена сущность, значение и способы управлением государственным кредитом.

Практическая составляющая вызывает необходимость анализа данной темы в целях повышения открытости, прозрачности рассматриваемого вида деятельности. Однако, в процессе управления государственным кредитом Российской Федерации возникает ряд существенных проблем, характерных для любого вида деятельности, сравнительно-правовой анализ зарубежного и отечественного опыта управлением государственным кредитом позволит выработать рекомендации по повышению эффективности управленческими действиями, качества, достичь экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Что же понимается под понятием «государственный кредит»? Это совокупность финансово-экономических отношений, возникающих между государства с одной стороны, выступающим в качестве заемщика, гаранта или кредитор, и с другой стороны физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. 

В качестве субъектов сравнения возьмем развитые государства, а именно: Российская Федерация, Великобритания, США.

Промышленно развитые страны являются крупнейшими кредиторами мировой экономики и одновременно имеют значительные объемы государственных долгов в абсолютном и относительном выражении [2, с.10]. 

Основными субъектами по обеспечению и реализации управления государственным кредитом в Российской Федерации являются Министерство финансов и Центральный банк, они определяют общий объем бюджетного дефицита и характеров займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

В настоящий период времени, мировая ситуация не стабильная, идет череда конфликтов между господствующими странами, в связи с чем, роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами. 

Стоит отметить интересный момент в деятельности Минфина России, который отвечает за кредиты иностранным государствам, какой-либо информации по государственному кредиту иностранным государствам не публикует и, наверное, описывается секретными приложениями к федеральному бюджету.

В прошлом году в долларах Россия прокредитовала другие страны на $4,3 млрд (по среднему за 2021 г. курсу ЦБ в 73,7 руб./$). Более высокий показатель был зафиксирован 10 лет назад. В 2012 г. Россия выдала займов на сумму $4,7 млрд (по курсу 31 руб./$).

В общей сложности, согласно закону о бюджете, в 2021 г. было запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов на 355 млрд руб. 

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

Стоит отметить, что одной характерной особенностью по управлению государственным кредитом всех стран, является прямо пропорциональная зависимость государственного кредита с государственным долгом. Увеличение цифры государственного кредита повышает уровень государственного долга.

Сравнивая управление государственным кредитом, все страны прибегают к использованию выпуска и размещения новых облигационных займов в целях погашения государственного долга. Так, в Российской Федерации данная деятельность регламентируется Приказом Минфина от 12.11.2020 №1032 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации», который в том числе, устанавливает параметры эмиссии облигаций. США в деятельности по управлению государственным кредитом прибегают к выпуску облигаций. Великобритания тоже использует данный метод управления государственным кредитом. Тем самым, выпуск и размещение облигационных займов является методом управления государственным кредитом, используемым как в России, так и за рубежом.

Во всех государствах подготовкой выпуска облигаций занимаются специализированные подразделения министерства финансов:

- в США - специальные бюро государственного долга министерства финансов;

- в Великобритании - Агентство по вопросам управления долгом, который является исполнительным органом Казначейства. 

Выработкой порядка, условий и форм предоставления государством кредитов в Российской Федерации занимается Центральный Банк, регламентируется эта деятельность Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1456-50 «Об утверждении Правил предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам – заемщикам». 

В Великобритании основная роль в такой деятельности отведена Банку Англии, которому отведены следующие основные полномочия:

- изменение официальной ставки Банка Англии

- операции на открытом рынке в форме купли-продажи краткосрочных правительственных бумаг.

- количественные ограничения объема предоставляемых кредитов.

В Российской Федерации и зарубежных странах деятельность по управлению государственным кредитом включает в себя следующее:

Во-первых, действия по обслуживанию и погашению государственного долга;  

Во-вторых, осуществление выпуска и размещения новых облигационных займов;  

В-третьих, оказание поддержки вторичному рынку долговых обязательств;  

В-четвертых, обеспечение регулирования государственного кредитного рынка;  

В-пятых, разработка условий, порядка и форм предоставления государственных кредитов.  

Данная деятельность во всех странах практически похожа и детально регламентируется, выделены определенные органы, на кого возложены полномочия по регулированию и мониторингу ситуации, связанной с предоставление государственных кредитов. 

 

Литература:

1. Губачев Н.Н. Формирование системы методов финансового управления государственным кредитом / Н.Н. Губачев, А.А. Тишутин. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. – 245 с.

2. Соколова Д.О. Проблемы правового регулирования института государственного кредита / Д.О. Соколова, Я.А. Крутова // Эпомен. – 2022. – № 68. – С. 311-318.

 

. . . . . . .