Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблемы организации и методики проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях

Дата публикации: 2022-12-09 01:58:03
Статью разместил(а):
Феофилова Дарья Руслановна

Проблемы организации и методики проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях

Problems of organization and methods of conducting internal audit in commercial organizations

Автор: Феофилова Дарья Руслановна

ФГАОУ ВО «ВолГУ», Волгоград Россия  

e-mail: feofilovad@mail.ru

Feofilova Daria Ruslanovna

Volgograd State University, Volgograd Russia

e-mail: feofilovad@mail.ru

 

Аннотация: На текущий момент времени чрезвычайно актуальной темой является тема организации службы внутреннего аудита. Это обусловлено тем, что данная структура может быть серьезной опорой для предприятия во время экономической неопределенности и рисков, связанных с ней. В данной статье исследованы требования к профессиональным качествам внутренних аудиторов, которые в первую очередь влияют на эффективность службы внутреннего контроля, а также приведено состояние внутреннего аудита в России на настоящий момент с точки зрения самих аудиторов. Статья проливает свет на изменения, произошедшие в развитии внутреннего аудита за последние несколько лет. Самые последние направления работы по внутреннему аудиту часто игнорируются, и эта неосведомленность иногда является самим фактом деятельности некоторых руководителей компаний.

Annotation: At the current time, an extremely relevant topic is the topic of organizing an internal audit service. This is due to the fact that this structure can be a serious support for the enterprise during times of economic uncertainty and the risks associated with it. This article examines the requirements for the professional qualities of internal auditors, which primarily affect the effectiveness of the internal control service, and also shows the state of internal audit in Russia at the moment from the point of view of the auditors themselves. The article sheds light on the changes that have taken place in the development of internal audit over the past few years. The latest trends in internal audit work are often ignored, and this ignorance is sometimes the very fact of the activities of some company leaders.

Ключевые слова: внутренний аудит, аудит соответствия требованиям, аудит эффективности, aудит менеджмента, аудит стратегии, тенденции аудита.

Keywords: internal audit, compliance audit, performance audit, management audit, strategy audit, audit trends. 

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Создание в компании службы внутреннего аудита предпринимателей и руководителей компаний стимулирует современная нестабильность экономики. Помимо осуществления финансового контроля данная служба также занимается прогнозированием на основе оценки рисков и формирует рекомендации по снижению влияния таких рисков на организацию.

Среди полномочий данного подразделения можно выделить несколько: консультирование управляющего персонала и руководства, оценка учета и отчетности, защита от разного рода злоупотреблений и помощь в построении управления рисками руководству.

Независимость подразделения от менеджмента, компетентность работников, также присутствие планового системного подхода к работе – основные условия для эффективности работы внутреннего аудита.

Федеральный закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» гласит, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни», т.е. подразумевает констатацию и проверку свершившихся событий.

Налоговый кодекс Российской Федерации сводит цели системы внутреннего контроля к предотвращению искажения информации при исчислении и оплате налогов и обеспечению своевременности подготовки отчетности.

Международные стандарты аудита рассматривают систему внутреннего контроля (СВК) к качестве процессов, разработанных, внедренных и поддерживаемых лицами, отвечающими за корпоративное управление, руководством и другими сотрудниками организации, чтобы обеспечить уверенность, касаемую достижения целей организации в области подготовки надежной финансовой отчетности, эффективности деятельности и соблюдения применимых законов и нормативных актов».

А служба внутреннего контроля определяется как служба организации, осуществляющая консультационную деятельность, направленную на оценку и повышение эффективности процессов корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля организации.

В июле 2013 г. в Бюджетный кодекс была введена ст. 160.2-1, которая обязала главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств осуществлять внутренний финансовый аудит. В 2018 г. Министерством финансов Российской Федерации была принята Программа, которая предусматривала разработку и принятие до 2020 г. девяти федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, из которых к настоящему времени утверждены пять стандартов. 26 июля 2019 года Федеральным законом №199-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена изменения в ст. 160.2-1, в соответствии с которыми с 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит осуществляется только в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита Министерства финансов Российской Федерации. Первым федеральным стандартом внутреннего финансового аудита стал утвержденный Приказом Минфина России от 21.11.19 г. № 195н «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».

Рассмотрим основные отличия и принципиальные нововведения данного федерального стандарта. Прежде всего следует обратить внимание на то, что вместо применявшегося ранее термина «аудиторская проверка» введено новое понятие «аудиторское мероприятие», что позволяет сделать вывод о переориентации внутреннего аудита не только на проверку качества внутреннего финансового контроля, но и на разработку предложений и мер по минимизации бюджетных рисков в подведомственных структурных подразделениях.

Консультационный характер внутреннего финансового аудита вытекает и из закрепленных в пункте 3 Стандарта № 195н правах должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые могут «консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств». Во вновь принятом Стандарте № 195н значительно расширен перечень прав должностных лиц субъектов внутреннего финансового аудита.

Кроме закрепленных ранее прав запрашивать и получать необходимые документы и информацию, устные и письменные объяснения, знакомиться и получать доступ к программным и информационным ресурсам, посещать помещения и территории, появилось право на консультирование в целях совершенствования организации внутреннего контроля и качества финансового менеджмента субъектов бюджетных процедур.

Нововведением Стандарта № 195н стало наделение руководителей аудиторских групп правом обсуждать с субъектами бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе с его результатами; готовить предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля и предложения по совершенствованию нормативно-правовых документов главного администратора (администратора) бюджетных средств в части регламентации требований к организации и обеспечению выполнения бюджетной процедуры.

Анализ данного положения позволяет сделать вывод о переориентации внутреннего аудита не только и не столько на контроль уровня внутреннего финансового контроля, но и на разработку предложений и мер по минимизации бюджетных рисков в подведомственных структурных подразделениях, что подчеркивает консультационный характер новых требований внутреннего финансового аудита.

 По сравнению с правами должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита и руководителя аудиторской группы права субъектов бюджетных процедур в Стандарте № 195н представлены скромнее и сводятся к праву: знакомиться с программой аудиторского мероприятия; получать разъяснения по вопросам аудиторского мероприятия; представлять письменные возражения и предложения по содержанию аудиторского заключения .

Стандартом № 195н закреплена обязанность должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита планировать и осуществлять аудиторское мероприятие на основе оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный подход), а также «обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков».

Планировать аудиторское мероприятие и формировать программу аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы также обязан осуществлять по результатам проведенной оценки бюджетных рисков. В отношении субъектов бюджетных процедур Федеральными стандартами также закреплена обязанность самостоятельно оценивать бюджетные риски, вести их реестр, анализировать способы и реализовывать меры по их минимизации и устранению.

Таким образом, с принятием Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ в положения статьи 160.2-1 введена обязанность осуществления внутреннего финансового аудита на основании федеральных стандартов. Сравнительный анализ положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. №195н «Об утверждении Федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» позволил сделать выводы о принципиальных отличиях от ранее применявшегося подхода к внутреннему финансовому аудиту.

Быстрое и постоянное изменение функции внутреннего аудита приводит к путанице, поскольку цели не всегда четко воспринимаются всеми, или, точнее, цели быстро развивались и все еще развиваются, и даже некоторые из них все еще находятся на пути.

Вот почему были даны некоторые определения внутреннего аудита, но, тем не менее, они подверглись критике. Мы возьмем два примера:

Первый пример.

Внутренний аудит – это внутреннее устройство компании, целью которого является:

- оценка точности и достоверности информации, в том числе бухгалтерской;

- обеспечение физической и бухгалтерской безопасность операций; - гарантия целостности имущества;

- оценка эффективности информационных систем.

Помимо того факта, что внутренний аудит не является «устройством», а функцией. Это определение, как бы оно ни было неполным, путает роли внутреннего аудита («оценить» – «судить») с целями внутреннего контроля («обеспечить» – «гарантировать»).

Второй пример.

Согласно классической теории, внутренний аудит берет на себя часть ответственности руководства путем делегирования. Неизвестно, является ли это «классической теорией» (теория агентства), но определение остается неясным:

- Какова эта «часть» ответственности, которая будет делегирована?

 - Это не характерно для внутреннего аудита: все обладатели полномочий на предприятии действуют путем делегирования руководства. - «Контрольная ответственность»: слово «контроль» создает полную двусмысленность: о каком контроле идет речь?

Кроме того, новое (официальное) определение, данное IIA (The Institute of Internal Auditors) в июне 1999 г., уже получило многочисленные комментарии и толкования. Со своей стороны, мы отмечаем основные моменты и, конечно же, позитивные аспекты текста.

Официальное определение: Внутренний аудит – это независимая и объективная деятельность, которая дает организации уверенность в том, насколько хорошо она контролирует свои операции, дает ей рекомендации по их улучшению и помогает создать дополнительную ценность. Он помогает этой организации достичь своих целей, систематически и методично оценивая процессы управления рисками, контроля и управления предприятиями, а также выдвигая предложения по повышению ее эффективности.

Новое определение, прежде всего, является волевым; тем не менее, оно показывает больше того, что должно быть, чем то, что есть. Мы четко идентифицирует путь. Это определение точно подчеркивает идею независимости, и в этом оно очень точно соответствует стандартам. В настоящее время существует полная согласованность между различными текстами, регулирующими эту функцию.

Кроме того, широкие и быстрые изменения, которые мы наблюдаем во всей экономике и в деловом мире, меняют ожидания и расширяют обязанности практически во всех организационных секторах. Чтобы быть в авангарде этих тенденций, руководители компаний, комитеты по аудиту и финансовые директора должны будут признать тот факт, что их роль меняется, и более эффективно использовать свою команду, чтобы помочь управлять и снижать риски в рамках своих все более широких полномочий.

Необходимость иметь правильные команды на местах, а именно команды, обладающие навыками и знаниями, необходимыми для удовлетворения быстро меняющихся нормативных требований и понимания технологических изменений, является основной тенденцией, выявленной в недавних опросах по тенденциям аудита: талант и человеческий капитал.

Неудивительно, что, учитывая продолжающееся преобладание крупномасштабных киберугроз и кибер-инцидентов, технологии и кибербезопасность занимают второе место в списке приоритетов. Далее следуют, соответственно, нарушение бизнес-моделей, меняющаяся нормативно-правовая база, политическая и экономическая неопределенность, меняющиеся ожидания в отношении представления информации и седьмой приоритет окружающая среда и изменение климата.

Руководители организаций все лучше понимают, что инновации являются основным фактором, повышающим конкурентоспособность, поэтому крайне важно, чтобы они адаптировались и придерживались таких достижений, как роботизированные системы, автоматизация и машинное обучение.

Искусственный интеллект («ИИ»), несмотря на то, что он не набрал ожидаемого балла по шкале приоритетов в области сбоев, безусловно, будет основным фактором, особенно для анализа данных аудита, где можно будет провести более детальную оценку финансовой и другой информации, выявить выброс данных и аномалии, а также легче определить потенциальные проблемы, связанные с представлением информации, контролем или процессами. Эти изменения включают революцию в позиционировании для внутреннего аудитора, который становится «цифровым внутренним аудитором», обслуживающим все более и более дематериализованные операционные услуги внутри компании.

Востребованными навыками становятся аналитика данных, владение сложной ИТ-средой и архитектурой и подход «бизнес-партнера», которые передают различные функции компании для прогнозирования и предотвращения рисков во все более разрушительной среде. Безусловно, через несколько лет внутренний аудитор должен будет понять новые тенденции, такие как искусственный интеллект или блокчейн. Экспертиза, позиционирование и методы работы еще должны будут развиваться, чтобы справиться с когнитивными вычислениями и возможностями машинного обучения инструментов.

 

Литература:

1. Анкудинов А.Б., Марханова Е.С. Оценка эффективности внутреннего аудита в системе корпоративного управления: эмпирический анализ по данным российских компаний // Учет. Анализ. Аудит. – 2018. – Т. 5. – № 1. – С. 18-29

2. Жукова А.Г. Нормативно-правовые основы обеспечения качества внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 6 (96). – С. 151-157.

3. Зуенко Н.И, Луценко Е.А., Будкин А.Д. Значение внутреннего аудита в системе управления организацией // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 12. – С. 69-72.

4. Непомнящих И.Ф. Направление повышения эффективности корпоративного контроллинга // Вестник Твер. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. – 2018. – № 3. – С. 273-279.

5. Соколовская М.В., Буянкина Р.Г., Замиралова Е.В. Внутренний аудит: подготовка кадров, проведение, анализ эффективности // Сибирское медицинское обозрение. – 2019. – № 4 (118). – С. 62-66.

6. Фан Т.Т.К. Факторы, влияющие на эффективность внутреннего аудита: обзор российских исследований // Актуальные вопросы современной экономики. -2020. – № 1. – С. 586-595.

7. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019).

8. Цыркунова Т.А., Потылицына Е.В. Критерии оценки эффективности службы внутреннего аудита // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. – 2018. – № 21. – С. 205-211.

 

. . . . . . .